Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Картины для неба. Часть 1



Искусство изготовления воздушных змеев, вероятно, придумали китайцы. Одно из надежных свидетельств относится ко II веку нашей эры; в нем говорится о китайском военачальнике, который во время похода отдал приказ запустить воздушных змеев, чтобы с помощью их шнуров измерить длину туннеля, через который он хотел ворваться на территорию врага.



Из Китая воздушный змей через Индию и Аравию попадает в Европу. Первым видом воздушного змея считается дракон, нечто вроде огромного вымпела, который использовался в качестве знамени в эпоху позднего Рима. В рукописи Конрада Кайзера «Belli fortis» можно найти изображение этого вымпела в виде дракона с описанием, из которого следует, что это управляемый с земли воздушный змей.



Хотя идея, лежащая в основе конструкция, несомненно, восточноазиатского происхождения. Первое точное описание воздушного змея передал европейцам Марко Поло, который прожил в Китае при дворе великого хана Хублая с 1275 по 1293 годы. В своем «Описании мира» он красочно пересказывает обычай запускать перед выходом кораблей в море с борта одного из них воздушного змея, чтобы по его полету узнать, счастливо ли закончится морское путешествие или нет.
В Японию воздушный змей попал, видимо, в VII веке. Первые надежные источники датированы только IX веком. В XII веке искусство запускать воздушных змеев достигло уже такого уровня, что стало возможно появление огромных воздушных змеев с экипажем на борту. В древней японской легенде рассказывается о прославившемся своей силой воине Минамото но Таметомо, который в 1156 году жил в ссылке на острове Ошима. Он сам смастерил гигантского воздушного змея, чтобы его сын смог бежать оттуда, перелетев через море в Шимоду. Этот рискованный перелет Хокусай изобразил одной из своих иллюстраций, выполненных в гравюре из дерева.



Расцвет искусства изготовления воздушных змеев Япония переживает в эпху Эдо (XVIII-XIX вв.), когда, благодаря увеличению производства бумаги для широких слоев населения, стало возможно получать дешевую бумагу. Почти все известные в наши дни формы существовали уже в конце этой эпохи, о чем свидетельствует рисунок Утагавы Кунимасы «Тако нобориагару ханагата» - «Актеры театра Кабуки, запускающие воздушных змеев»



Число праздненств воздушных змеев настолько возросло, что властям пришлось издавать многочисленные запреты, дабы избежать потравы полей. Но с началом Нового времени увлечение воздушными змеями пошло на убыль. Причина, видимо, заключается в приспосабливании японского ритма времени к ритму западного мира: в соответствии с японской традицией запуск воздушного змея был излюбленным развлечением во время празднования нового года. Когда в 1874 году из-за перехода на европейский календарь новый год больше не совпадал с месяцем монсун, это повлекло за собой упадок искусства, которое «живет ветром». Рост городов и заселение живописных мест довершили дело.

Наиболее распространенные формы воздушных змеев:


Форма Тцугару
Родина его на северном Хонсю в провинции Амори. Из-за холодного климата бамбук там не растет. Для каркаса используют японский кипарис (хиба). Роспись этой форму считается одной из наиболее великолепных среди росписей японских воздушных змеев. В ярких красных, голубых и зеленых цветах изображаются в основном сцены из героической японской истории.


Форма Роккаку
Этот шестиугольный японский змей (отсюда его название) родом из среднеяпонского региона Ниигата на побережье Японского моря. Его бамбуковый каркас состоит из всего лишь двух поперечных жердей и одной жерди посередине, которую можно убрать, чтобы обеспечить перевозку воздушного змея в свернутом виде. Расписан традиционно исполненными экспрессии изображениями воинов. Во время ежегодного праздника воздушных змеев в Широне во второй половине июля устраиваются бои с участием воздушных змеев формы Роккаку. Для этого их запускают с обоих берегов канала Наканокуши. Побеждает тот, кто сумеет подрезать вражеского воздушного змея и сбросить его в канал.


Форма Эдо
Название этой формы идет от первого названия Токио. Она получила там распространение в XVII веке. Бамбуковый каркас состоит из четырех поперечных жердей, продольной жерди и двух жердей, расположенных по диагонали. Для воздушных змеев больших размеров применяются еще дополнительные продольные жерди. В основном их расписывают в стиле т. н. «нишике – е», Катин на парче, у истоков которых гравюры на дереве укиойе, на которых часто изображаются самураи в великолепном воинском облачении. Другие мотивы здесь – это актеры театра Кабуки и знаки зодиака, в частности, дракон. Длинные шнуры служат для стабилизации и придают летящему воздушному змею величественный вид.


Форма Керори
Этот воздушный змей оригинальной формы взлетел ввысь в провинции Аичи в Средней Японии. Форма ведет свое происхождение от складного японского веера, который обтянут бумагой. Раньше таких воздушных змеев приносили в подарок в честь рождения первого сына, ибо считалось, что веер приносит счастье. У керори нет какой-либо традиционной росписи.


Форма Хамаматцу
Город Хамаматцу находится в префектуре Шицуока в Средней Японии. Там ежегодно в честь «праздника мальчиков» с 3 по 5 мая проводится самый грандиозный в Японии праздник воздушных змеев. Бамбуковый каркас воздушного змея формы Хамаматцу состоит из узкой решетки, сделанной из сравнительно тонких бамбуковых жердей. Для полета к воздушному змею прикрепляют бамбуковую жердь, где функцию хвоста выполняет сплетенный из соломы канат.


Форма Ванван
Родина воздушного змея формы Ванван – северная часть острова Сикоку. Название объясняется его кругообразной формой и происходит от круглого, покрытого лаком подноса «ван». Эту форму овальному корпусу воздушного змея придает выпуклость, образуемая на задней стороне с помощью натяжного шнура. В XIX веке появились гигантские воздушные змеи, созданные и запущенные крестьянами из деревенских общин. Из-за диаметра в 20 м и веса, достигающего 2,7 тонн, его следует отнести к числу самых больших японских воздушных змеев. Один только хвост из каната длиной 150 м весит 750 кг. Чтобы запустить такого воздушного змея при сильном морском ветре, необходима команда в 200 мужчин. Используют канат толщиной 15 см и длиной 1000 м. Если такой воздушный змей взлетел, то почти невозможно вернуть его снова на землю. В основном приходится ждать, пока ветер не ослабнет, и он сам не упадет.


Форма Тоза
Тоза – это прежнее название региона вокруг Кочи на юге острова Сикоку. Поставленный углом квадрат воздушного змея формы Тоза состоит из двух бамбуковых жердей, расположенных вдоль верхнего края и средней оси. Две поперечные жерди прикреплены к верхней части. Воздушный змей формы Тоза отличается стабильностью полета. Он может набрать очень большую высоту.


Форма Хаккаку
Этот восьмиугольный воздушный змей получил распространение в различных регионах. Бамбуковый каркас состоит из двух смещенных квадратов. Роспись чаще всего представляет собой геометрические фигуры. На Окинаве углы звезды раскрашивают в красный цвет и рисуют белый круг на каждом конце.


С высоты воздушного змея


Так как руки есть на земле, что крепко держат меня,
Я взбираться могу по небесной лестнице вверх.

Всякий раз, когда, трепеща,
Подставляю ветру плечо,
Небесное чрево всё глубже
Затягивает меня.

Так как руки есть на земле, что крепко держат меня,
земля висит на моем шнуре.


Макото Оока


Продолжение следует…
Tags: воздушные змеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments