Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Преображение Господне

 
                               

Школа Феофана Грека. Преображение. 1403. ГТГ 

Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском 

 

На горе Фавор, куда с апостолами поднялся Христос, с ним произошло чудесное преображение. Его лик «просветися яко солнце», «ризы же Его быша белые яко свет». Ангелы перенесли на гору пророков Илью и Моисея, которые беседовали с Христом.

Немного о композиционных особенностях этой иконы…

 

Общее пространство иконы наполнено разномасштабными композиционными состояниями; все они должны были так соединиться художником, чтобы не мешать друг другу, чтобы не было эклектики случайности.

Внизу, там, где фигуры поникли в ослеплении, - пространство очень сужено.

В середине, где изображено восхождение и нисхождение Христа с учениками, - пространство вообще зажато.

Верхнее пространство – широкое и объемное.

За счет чего уживаются эти пространства на одной плоскости?

Отношение верхнего (небесного, духовного) пространства и нижнего-среднего (земного) таково, что первого меньше. Казалось бы, количественно преобладает второе, земное. Но всё наше внимание направлено художником на верхнее пространство, поэтому оно преобладает в нашем восприятии. Это происходит из-за того, что колористически и «пространственно» оно гораздо объемнее.

Верхние фигуры принадлежат верхнему (духовному) пространству, но опираясь на горки они принадлежат и нижнему пространству (находятся в двух пространствах). Это касается не только пророков, но и Христа – Богочеловека, так как до распятия Христос принадлежит и земле (через него духовное пространство снисходит на землю).

Пророки имеют в духовном пространстве большую значимость, это подчеркивается тяжелыми линиями силуэтных контуров и объемностью их фигур). Они пока еще равновелики Христу, но Он уже доминирует – Его место в центре, на них отблески Его славы, они склонились к Нему.

Средний ряд, включающий горки, деревья – представляет наиболее конкретное и атрибутированное событие восхождения Христа с учениками на гору Фавор и нисхождение с нее. Здесь всё очень понятно. Но в то же время эти сцены даны очень мелко и очень зажато в пространстве. Почему?

В других иконографических изводах этой темы восхождение Христа с учениками на гору Фавор и нисхождение с нее могло быть изображено самостоятельно и более значимо. Здесь же указан только факт этого пути, и этот факт – самый второстепенный в отношении всего остального, что изображено в этой иконе. Подобная минимальность отражает чувство меры древних иконописцев и ясное понимание ими главного и второстепенного в теме.

При этом второстепенные группы изобразительно замыкают всю композицию и ритмически соединяются с верхними вставками ангелов.

 

Христос является ученикам в своей славе, в соединении с небом – является им в полной гармонии. Когда Христос находится в земной сфере с учениками, Он не находится в столь же гармоническом состоянии – Он всё время преодолевает сопротивление учеников (как Учитель) и т.д. – поэтому Его изображения в земной сфере не могут носить столь гармоничного состояния, как в момент Преображения.

         Но Христос не изолирован от всего в своей гармонии – острые лучи прерывают круг небесной сферы, пронизывают земное пространство и дают чувство «пересечения» гармонического и дисгармонического (состояния учеников, поверженных и потрясенных). Контрастное сочетание округлости и заостренности усиливают это ощущение «пересечения».

 

Tags: Грек Феофан, иконопись
Subscribe

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…