Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Рауль Синяя борода, прозванный Дюфи. Часть первая


Мастерская в Гавре. 1929. 130х165. Париж, собрание Ж.Добервилля



Старые дома в Онфлере. 1906. 60х72. Париж, собрание Рудинеско

«В 1905-1906 годах я писал на пляже в Сент-Андрессе. До той поры я делал пляжи в манере импрессионистов и совершенно постиг ее, понимая, что при таком способе срисовывания натуры натура приковывает меня к деталям всё более мелким и мимолетным. Я же оставался вне картины.
Однажды, уже не веря этой манере, я вышел из дома с этюдником и простым листом бумаги. Устроившись на пляже, я принялся смотреть на кисти и тюбики с красками. Как с их помощью воспроизводить не то, что я вижу, а то, что есть, что существует для меня, мою реальность? Вот вся проблема. Я чувствовал, что она заключается в этом, а не в чем-либо другом. Я начал тогда рисовать, выбирая в натуре то, что мне подходило. Затем смесью черного и белого я моделировал контуры каждого предмета, всякий раз оставляя бумагу белой внутри их, чтобы затем окрасить эти места каким-либо цельным и довольно интенсивным цветом. Что у меня было? Голубой, зеленый, охра, совсем немного красок. Между тем результат меня удивил. Я открыл, и тотчас же понял это, я открыл то, чего хотел в глубине души. С того дня для меня стало невозможно возвращение к бесплодным битвам за овладение лишь тем, что представало перед моими глазами…
В тот день в Сент-Адрессе, когда я проделал этот опыт, я интуитивно пришел к тому, что навсегда сделалось моей истинной заботой. Яоткрыл свою систему, теория которой заключается вот в чем. Гоняясь за солнечным светом, теряют даром время. Свет живописи, это совсем другое, это свет порядка, композиции, некий свето-цвет»
(из письма Дюфи – Пьеру Куртьону)



Жанна с цветами. 1907. 90х77. Гавр, Музей искусств



Ванс. 1923. 81х100. Частное собрание



Решетка. 1930. 130х162. Нью-Йорк, собрание Э.Шарп



Казино в Ницце. 1927. 50х59. Женева, собрание Ж.Моос

«Вот перед нами дерево, скамейка, дом. Но меня интересует, и это самое трудное, то, что вокруг предметов. Каким образом из всего этого сделать ансамбль? Никто не делал этого так, как Сезанн. То, что между его яблоками, не менее прекрасно и значительно, чем яблоки… Писать, когда ничего нет – вот что самое трудное и в определенном смысле самое существенное… Когда Пуссен писал поляну, то она не превращалась в какой-нибудь гербарий. Там нет дыр. Задолго до Сезанна Пуссен воспринимал объем не только вещей, но и пространство между ними».
«Пространство – это не какая-то дыра, это некое предположение, позволяющее зрителю дышать…»
(Дюфи)


Средиземное море. 1923. 129х110. Нью-Йорк, собрание Джимбел



Купальщицы в открытом море. 1925-27. 116х89. Париж, центр Помпиду

«Существует реальность и то, что видят. Это не одно и то же. Есть реальность, поддающаяся измерению, – в плане, проекции, вертикальном разрезе. Но мне принадлежит совсем не это, а мое собственное видение реальности. Я пытаюсь писать то, что я вижу, и то, что понимаю…»
(Дюфи)


Амфитрита. 1936. 186,5х157,5. Нью-Йорк, галерея Финдлей


Дом с садом. 1915. 117х90. Париж, городской музей современного искусства

«Декоративное искусство, которое вело его к границам кубизма, вместе с тем удерживало его от того, чтобы сделаться кубистом. Декоратор должен быть соблазнителем, и подчас даже поверхностным: умозрительная отвлеченность ему противопоказана. Разве не должен он соединять с величием грацию? И как же было тогда Дюфи не вернуться к этому союзу грации и величия в живописи, если это произошло в других сферах его деятельности? Больше того, он был слишком чувствителен к наиболее материальным соблазнам декоративных искусств; к нежности шелка, атласа, бархата, к глубокому блеску керамики, чтобы в равной мере не желать цвету и фактуре своей живописи той же способности очаровывать…»
(Бернар Дориваль о Дюфи)



Дельфин. Иллюстрация к книге Г.Апполинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея». 1910. Ксилография



Слоны. Шелковый шарф из ткани фирмы Бьянкини-Ферье по эскизу Дюфи. ок. 1922



Прекрасное лето. 1941. Шпалера. 247х395. Деталь.



Эскиз панно «Фея электричества». 1936. Акварель. 98х115. Нью-Йорк, собрание Н.Камминса. Колоссальное панно площадью 600 кв. м., выполненное на 250-ти фанерных панелях размером 200х120 собственноручно (!) Раулем Дюфи, экспонировалось в павильоне «Электричество» на Всемирной выставке в Париже в 1937 году



Коронация короля Георга VI. 1937. Акварель. 45х65. Кретей, собрание Булер



Скачки в Эскоте. ок. 1930. 53х65. Париж, частное собрание



Скачки в Довилле. 1931



Всадники в лесу (семья Кесслер). 1931. 213х262. Париж, центр Помпиду

Продолжение следует...
Tags: Дюфи, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments