?

Log in

No account? Create an account

Рауль Синяя борода, прозванный Дюфи. Часть вторая

« previous entry | next entry »
Sep. 10th, 2008 | 07:02 pm


Красная скрипка. 1948. 38х53. Париж, частное собрание

«Я вспоминаю арию Моцарта. Кажется, что она возникает сама собой, сделанная из пустяков, из какой-то почти детской грации. Но для того, кто слышит музыку, этот шарм имеет свои секреты, эта очевидная легкость оборачивается непостижимой прозрачностью, в этом полуденном искусстве есть алмазный блеск ночи».
(Пьер Куртьон о Дюфи)



Голубой поезд. 1935. Акварель. Нью-Йорк, собрание А.Ласкера



Интерьер с индийской моделью (Анмавити Понтри). 1930. 81х100. Копенгаген, Королевский художественный музей



Портрет Нико Мазараки. 1932. 81х65. Париж, центр Помпиду



Портрет жены. 1930. 100х81. Ницца, музей Массена



Портрет Амбруаза Воллара. 1930. Офорт



Музыканты. Сер. 1930-х. Карандаш. Частное собрание
(слева направо: Орик, Онеггер, Пуленк за роялем, Макс Жакоб, Фарг, Стравинский)



Оркестр. 1942. 66х81. Париж, галерея Петридес

На обороте одной из своих акварелей с изображением оркестра Дюфи написал:
«Воспроизвести главную тему и тембр ведущего ее инструмента, который выделяется на фоне общего звучания оркестра, сопровождая целую группу инструментов особым световым эффектом и придавая ему особенную форму, ничего общего не имеющую с данным инструментом или музыкантами, а возникающую как абстрактный знак, интерпретирующий музыку исполняемого пассажа. Таким образом, для выделения одинокого тембра флейты высветлить двух или трех флейтистов белым светом или светом зеленого веронеза в виде вспышек. Для гобоя и кларнета подобный же прием с использованием круглого пятна (коричневого, с более светлыми акцентами, голубыми и красными, например). Для скрипок – свободно текущая горизонталь. Такая же горизонталь в противоположном направлении для вторых скрипок. Для виолончелей свободно текущие вертикали. Для тромбонов и труб – цветок клевера, для альтов – облако»



В честь Клода Дебюсси. 1952. 65х73. Гавр, Музей искусств
(Дюфи написал цикл картин в честь великих композиторов – Шопена, Баха, Моцарта…)


«Я погрузился в «Мулен де ля Галет».Это целая диссертация по Ренуару. Я отношусь к ней со всем пылом и делая новую оркестровку этой картины. Результат, мне кажется, будет чем-то удивительным»
(из письма Дюфи Луи Каре, январь 1943)


Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ля Галет. 1876. 131х175. Париж, музей Д Орсе


Рауль Дюфи. Мулен де ля Галет (по Ренуару). 1943. 131х160. Париж, галерея Луи Каре

«Ренуар написал двойной танец: во-первых, людей и, во-вторых, прорывающихся сквозь листу световых бликов. И этот второй танец для него, импрессиониста, был не менее важен, – недаром же он отодвинул вальсирующие пары в глубину картины…
Дюфи, который устраняет светотень, а вместе с ней мотив солнечных бликов, который приравнивает свет к цвету и говорит на чистом языке цвета, который, с другой стороны, упрощает и характеристику действующих лиц,.. сосредоточиваясь в своей вариации на чисто живописных, «исполнительских» моментах, сильнее выделяет музыкальное начало, лежащее в основе ренуаровского замысла.
«Бал» Дюфи – это прежде всего бал танцующих мазков. Проворные, как бы догоняющие друг друга, они «предпочитают» диагональные движения и быстрые закругления. Они нанесены с почти молниеносной быстротой. Художнику крайне важно, и уж конечно, важнее, чем мастеру XIX века, при исполнении картины не сбиться с темпа, не потерять его…»
(А.Костеневич, из книги «Рауль Дюфи», М.1977)



Официальный прием. 1942. 55х74. Нью-Йорк, собрание Н.Камминса



Мастерская в Вансе. 1945. 66х81. Болье-сюрМер, собрание Гафье



Черный корабль. 1949. 33х41. Париж, центр Помпиду



Коррида. 1948. 33х41 Монпелье, музей Фабр

Пьер Куртьон:
«Я задаю ему вопрос, с которым уже обращалась к Матиссу и Руо: продолжали ли бы вы писать, если бы оказались на пустынном острове, отрезанном от всего, безо всякой надежды, что это изменится и что другие смогут когда-либо увидеть вашу работу?
- Конечно, я писал бы. Полного одиночества вообще не существует. Ведь нас населяет множество других людей, и именно благодаря этому можно вынести одиночество.
- Я тоже так считаю. Для писателя это вопрос личного дневника. Человек, испытывающий необходимость записывать свои впечатления, запишет их, даже пребывая в ложной уверенности, что никто никогда их не прочтет.
- Следовательно, - говорит Дюфи, - пишешь по необходимости разобраться в себе и в том, что тебя окружает, пишешь из желания стать сильнее, приблизиться к тому, что выше нас. Пишешь также для нескольких друзей, которых ценишь, от которых ожидаешь искреннего мнения, но, главным образом, прежде, чем писать для других, пишешь для себя…»



Рауль Дюфи (1877-1953)


И одна картина Ватто - "Паломничество на остров Киферу" (Лувр):









Link | Leave a comment |

Comments {17}

murolmi

(no subject)

from: murolmi
date: Sep. 10th, 2008 03:58 pm (UTC)
Link


Спасибо-спасибо!
Очень интересно.
Ловко сюда же и тема дневников попала.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 10th, 2008 04:57 pm (UTC)
Link

Каких дневников?

Reply | Parent | Thread

murolmi

(no subject)

from: murolmi
date: Sep. 10th, 2008 05:48 pm (UTC)
Link


Прочтите последние абзацы.

Reply | Parent | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 10th, 2008 06:29 pm (UTC)
Link

У Вас острый глаз.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: person75
date: Sep. 10th, 2008 05:49 pm (UTC)
Link

спасибо большое!)

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 10th, 2008 06:31 pm (UTC)
Link

Лучше, конечно, посмотреть "живьем", это лишь картинки...

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: person75
date: Sep. 10th, 2008 06:34 pm (UTC)
Link

конечно, живьем лучше)
но так тоже хорошо - по крайней мере в познавательных целях)

Reply | Parent | Thread

Одуванчик

(no subject)

from: ulaola
date: Sep. 10th, 2008 06:52 pm (UTC)
Link

Спасибо. Очень интересно.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 10th, 2008 07:25 pm (UTC)
Link

У Вас прекрасные руки.

Reply | Parent | Thread

Одуванчик

(no subject)

from: ulaola
date: Sep. 10th, 2008 07:35 pm (UTC)
Link

Руки мастера:)

Reply | Parent | Thread

Павел Отдельнов

(no subject)

from: pavel_otdelnov
date: Sep. 10th, 2008 07:35 pm (UTC)
Link

Глядя на работы Дюфи, я всё время вспоминаю Фаворского и его разговор об изображении времени (где он приводит в пример "Путешествие на остров Киферу" Ватто).
Мне кажется, работы Дюфи ещё более иллюстрируют эту мысль.

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 10th, 2008 07:43 pm (UTC)
Link

А что именно он говорил?

Reply | Parent | Thread

Павел Отдельнов

(no subject)

from: pavel_otdelnov
date: Sep. 10th, 2008 08:49 pm (UTC)
Link

Я так и не нашёл книгу Фаворского, чтобы процитировать. Подобная мысль о той картине Ватто у Павла Флоренского:

"...Такова, например, «Езда на остров Киферы» Ватто 79. Тут изображен праздник среди природы, гуляющие пары – одни беседуют в роще, другие подымаются, третьи идут к морскому берегу, четвертые садятся на лодку, иные, наконец, уже уехали и подернуты дымкою влажного морского воздуха. Все эти пары вполне объединены и сюжетно, и живописно, так что все это движение справа налево представляется сплошным потоком, – движение и образов и людей, ими представленных. Понимаемая как изображение празднества, как собрание разных видов галантности, картина имеет в себе известную протяженность во времени. Но вместе с тем, более глубоко, она может быть истолкована во времени. Тогда великолепный праздник кончается, блестящее общество куда-то проваливается, и пред нами – уединенная роща – прибежище тайного свидания. Вся эта галантная толпа оказывается лишь одною, изображенною в ряде последовательно развертывающейся любви (парою). Это она, единственная пара, беседует в роще и затем постепенно уходит, чтобы скрыться в светоносном тумане на остров Киферы."

Reply | Parent | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 11th, 2008 03:03 am (UTC)
Link

То, что Дюфи и Ватто принадлежат одному ряду художников совершенно очевидно, хотя мысль о времени более глубока и интересна сама по себе...

Reply | Parent | Thread

vip

(no subject)

from: vip07
date: Sep. 10th, 2008 09:41 pm (UTC)
Link

Пьер Куртьон:
«Я задаю ему вопрос, с которым уже обращалась к Матиссу и Руо: продолжали ли бы вы писать, если бы оказались на пустынном острове, отрезанном от всего, безо всякой надежды, что это изменится и что другие смогут когда-либо увидеть вашу работу...
Интересно, что Матисс ответил, прочла его дневники, потрясающий Человек),
Спасибо Максим, очень необычные картины, от первой невозможно оторваться...

Reply | Thread

Максим

(no subject)

from: 1_9_6_3
date: Sep. 11th, 2008 02:42 am (UTC)
Link

Ответ Матисса был подчеркнуто отрицателен: "Не существует художников без публики... Художник хочет быть понятым, живописцу нужно, чтобы его работы видели"

Reply | Parent | Thread

vip

(no subject)

from: vip07
date: Sep. 11th, 2008 07:36 am (UTC)
Link

spasibo!)))

Reply | Parent | Thread