Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

По страницам сборников «Советское искусствознание»


Л.А.Бажанов, В.С.Турчин. К суждению об авангардизме и неоавангардизме (Советское искусствознание, 1977 №1):

 

«В авангардизме создается постоянная ситуация игры с информативными структурами. Именно такой игрой и должен увлечься тот ум, к которому апеллируют авангардисты. Понимая отчасти, что такой ум надо создавать, авангардисты рассматривают свою деятельность как серию акций, направленную на то, чтобы растормошить сознание, дать ему новый опыт восприятия… В идеале, никогда, впрочем, не достигнутом, авангардизм – перманентный удар по сознанию без предугадывания последствий».

«Типологическая общность дадаизма и поп-арта определялась самой исторической функцией – систематическим разрушением предшествующей модели авангардизма, очищением метода от сковывающей его стилистики, предоставлением возможности создать новый тип авангардизма…

«Дада» говорило всем «Нет!», поп-арт говорил «Да!». Функция деятельности дадаизма – довести до полного распада то, что они видели в процессе распада, - искусство, этику, религию, политику, профессиональную деятельность и т.п. «Дада» поэтому и представляет постоянный скандал, уничтожение логики. Поп-арт отличался от дадаизма каким-то сразу чувствующимся вкусом удовлетворенности окружающим миром».

 

 

В.Л.Глазычев. Художник и публика  (Советское искусствознание, 1973):

 

«Бегство экшн-арта от изобразительности обнаруживает свою иллюзорность. Да, хаппенинг неповторим в деталях, уникален, демонстрация в жанре экшн-арт противостоит… стандартизированному производству духовных благ, где ключевой фигурой является не художник, а продюсер-менеджер. Да, нередко, когда публику составляют художники-коллеги, студенты-художники, друзья, энтузиасты, зрители охотно включаются в игру, в забаву, становятся ее соучастниками, создателями.

Однако давление традиции (в том числе и коммерческой) оказывается гораздо сильнее: хэппенинги, игры в протест тщательно фиксируются в фотографиях, диапозитивах, кинолентах. Всё это публикуется специальными журналами, вывешивается на стенах галерей, анализируется критиками, распространяется в листовках и буклетах. Спонтанность, непроизвольность игры становятся несколько сомнительны… Оказывается, что стремление оставить след во времени достаточно сильно, и что единственным способом оставить этот след продолжает быть зрительный образ, хроникально фиксирующий нечто происходящее».

«Борьба авангардистского искусства против культуры – игра в борьбу. Коммерческий аппарат культуры, подстегивающий отчужденность искусства, настолько полно утилизирует все формальные находки, без всякой связи с авторскими программами (через рекламную графику и т.д.), что охотно позволяет артистическим анклавам существовать как угодно и говорить что угодно…

Остается игра и остается новая функция – артистический мир словно вбирает в себя всю истерию «общества потребления», как потребительская элита вобрала обязанность развлекаться на людях».

Tags: авангард, арткритика
Subscribe

  • Доброе утро!

    (и еще немало в комментариях...) .

  • Герр Мессершмитт и другие жители берегов Соны

    При всей своей миниатюрности герр Мессершмитт выглядит куда интереснее 4-местного синьора Мазератти, почти ровесника: Гораздо больше…

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments