Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Хроника Московской жизни 1901-1910 гг.

24 января (6 февраля по новому стилю)

«…Открыта московская мясная биржа, действующая при городских бойнях и скотопригонном дворе…»

Московские ведомости. 1901. 25 января

«…В Солодовниковском пассаже открылась выставка картин и природных богатств Урала…»

Московские ведомости. 1904. 25 января

«…Общее собрание студентов Константиновского межевого института постановило прекратить учебные занятия до сентября…»

Русские ведомости. 1905. 25 января

«…Состоялся съезд «Русского монархического собрания», на котором были произведены выборы и заслушано сообщение о значении для России Тихого океана и Дальнего Востока…»

Московские ведомости. 1908. 27 января

«…В помещении женского клуба было открыто Московское отделение Российской лиги равноправия женщин.

Управа решила, по соглашению с Московским археологическим обществом, приспособить помещение Сухаревой башни для хранения городского архива и размещения городского музея. С этой целью башню предложено реставрировать…»

Московские ведомости. 1910. 26 января


Сухарева башня, вид от Сретенки.


Пассаж Солодовникова.

О пассаже Солодовникова и других московских пассажах…




Рекламная карточка Пассаж Солодовникова, выпущенная к Пасхе

Наталья Титова:

«…Гаврила Гаврилович Солодовников был человеком весьма общительным. Любил он в обеднее время пройтись по знакомым, попить хозяйского чая да послушать, о чем люди говорят. Так вот совершенно случайно (а может, и не случайно) забрел он утром 1862 года к своему старинному приятелю купцу Ускову, контора которого располагалась прямо за Большим театром в Копьевском переулке. И тот под большим секретом поделился с ним радостью: оказалось, он уже договорился о покупке построенного совсем рядом пассажа. «За два мильона сторговал, - хвастал купец, - а просили два с половиной. Да ведь оно того стоит». Гаврила Гаврилович согласился с приятелем. Именно поэтому, выйдя от Ускова, Солодовников отправился прямиком к хозяину пассажа. С которым и заключил сразу сделку о покупке здания за два с половиной миллиона.
К чести нового хозяина стоит сказать, что пассаж он сразу перестроил, и Солодовниковский пассаж был одной из центральных торговых точек столицы (вплоть до 1941 года, когда в него попала немецкая бомба; через несколько лет его развалины разобрали и устроили здесь сквер).
Пассаж как один из типов торгового заведения был чрезвычайно популярен в Москве во все времена. У него имелись немалые преимущества по сравнению с обычными магазинами и торговыми рядами. Такие заведения как бы предугадывали все капризы и потребности людей: здесь покупателям предлагали комплексное обслуживание, обеспечивая экономию времени при совершении покупок, оказывали различные дополнительные услуги. Это были не только центры торговли, но и места прогулок, встреч и отдыха.
Первый пассаж — Галери-де-Буа — был построен в 1788 году в Париже во дворце Пале-Рояль. Он представлял собой галерею, перекрытую стеклянной крышей, сквозь которую проникал свет в многочисленные торговые помещения. Новый тип магазина стал настолько популярным, что к середине XIX века во французской столице насчитывалось уже более двадцати пассажей. Их преимущество по сравнению с другими заведениями того же назначения заключалось в том, что в пассаже торговые объекты или конторы размещали, как правило, ярусами по сторонам широкой «улицы», их фасады были симметричны и одинаковы на всем протяжении. Одну или несколько таких «улиц» соединяли два (а иногда и больше) прохода.

Вскоре пассажи стали появляться в других странах, причем иностранные архитекторы стремились превзойти парижан масштабами сооружений и создать свой собственный Пале-Рояль. В скором времени такие заведения существовали практически в каждой столице, став символом процветания и благополучия. Новым типом торгового предприятия обогатилась и Москва. Правда, здесь пассаж приобрел свои особенности, продиктованные местными традициями.

Первым московским пассажем стала галерея князя М.Голицына (архитектор М.Быковский), построенная в 1835 году. Ее возвели между улицами Петровкой и Неглинной при реконструкции центра города после пожара 1812 года. Это было настолько необычное сооружение, что удивленный современник писал: «Устройство этой галереи в Москве — совершенная новость и небывальщина. С боков она представляет вид огромного корабля, имеющего вместо носа и кормы по одному домику, между которыми вместо палубы служит крыша из оранжерейных рам со стеклами, сквозь которые сообщается свет во внутренность галереи». Первоначально галерея имела вид двухэтажного здания с одной улицей, перекрытой двухскатной крышей, и с двумя симметричными рядами магазинов. Пассаж вмещал 24 торговых заведения. Коммерческий успех галереи Голицына побудил многих состоятельных владельцев участков в центре Москвы сооружать пассажи по европейскому образцу.

Кроме того, такой бизнес был весьма выгодным, ведь в отличие от универсальных магазинов, рассчитанных на покупателей среднего достатка, тут торговали преимущественно дорогим и престижным товаром. Пассажи редко занимались оптовыми поставками — речь шла преимущественно о рознице. Правда, они всегда имели довольно вместительные склады. Таковой был, например, в Солодовниковском пассаже, возведенном в 1862 году архитектором Н.Никитиным по соседству с Галереей Голицына. Две параллельные улицы магазина Г.Солодовникова выходили на Петровку и Неглинную. В 1874 году хозяин приобрел соседнее владение — трехэтажный доходный дом Н.Татищева — и разместил в нем магазины, конторы и склады. Там же находились сдаваемые в аренду жилые квартиры. Потом этот бывший доходный дом стали использовать как склад-распределитель и хранилище громоздких товаров.

Пассаж являлся не только деловым и торговым комплексом, но и общественным центром. Здесь можно было погулять, посидеть в кафе или ресторане, сделать покупки, назначить встречу с друзьями, просто укрыться от непогоды или перейти по галерее пассажа из одного оживленного пункта в другой. Кроме того, пассажи становились и культурными объектами города. Например, покупатели Солодовниковского пассажа имели возможность посетить небольшой театр с «императорской ложей», расположенный в одном из флигелей бывшего дома Татищева. Здесь также устраивали интересные выставки. Например, в мае 1891 года Г.Брокар, владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата, экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 года там стали проводить музыкальные вечера.

Еще одной специфической чертой московских пассажей стала многофасадность зданий. Как правило, за рубежом торговая галерея имела два уличных фасада. В 1887 году в Москве по проекту архитектора Н.Д.Струкова началось сооружение четырехфасадного здания Тверского пассажа на пересечении Тверской улицы и Долгоруковского переулка. Владельцы стремились с максимальной выгодой использовать дорогой участок вблизи центральной улицы города, поэтому планировочное решение стало таким: три продольные и три поперечные улицы. Перекрытия пролетов были сделаны по проекту инженера В.Г.Шухова из металлических конструкций и стекла.

К отдельно стоящим пассажам с четырьмя уличными фасадами относится и одно из самых знаменитых зданий Москвы — Верхние торговые ряды – нынешний ГУМ (1889–1894 годы, архитектор А.Н.Померанцев). Они представляют собой три продольных (между улицами Ильинкой и Никольской) и три поперечных прохода (между Красной площадью и Ветошным проездом). Отдельный корпус выходил главным фасадом на Ветошный проезд и по своей планировке был похож на торговую галерею. Этот пассаж является одной из наиболее дорогих построек города. На его сооружение собрали 5 млн руб., а землю под зданием оценивали в 9,5 млн руб.


Вербный базар перед Пасхой на Красной площади, 12 апреля 1913. Слева - Верхние торговые ряды.

Торговые помещения в основном объеме пассажа располагались на двух этажах и антресолях. Ширина улицы внизу составляла 6,5 м, верхние галереи-балконы соединялись между собой мостиками (это один из первых примеров использования железобетона). Заметим, что практически все пассажи демонстрировали стремление к применению новых материалов и конструкций, которые позволяли перекрывать большие пространства, необходимые для проходов-галерей. Железобетон, металл и стекло становились символами достижений архитектуры того времени, а следовательно, и своеобразной рекламой заведению, которое сулило посетителю максимум удобств и комфорта.

Торговые залы (салоны) Верхних торговых рядов поражали своей высококачественной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах продавали практически все возможные виды промышленных и частично продовольственных товаров. Места тут занимали наиболее известные фирмы, которые служили центром, притягивающим к себе менее крупные торговые предприятия. Кроме того, в Верхних рядах появилось несколько интересных нововведений, например ценники. Если раньше продавец сам назначал цену (она была, как правило, сильно завышенной), то теперь она стала фиксированной, и возможность торговаться отпадала. Именно здесь завели первую отечественную книгу жалоб и предложений, ведь в Верхних торговых рядах действовало правило всех универмагов мира: «Покупатель всегда прав».

Посетители Верхних торговых рядов могли посидеть в ресторане или кафе, написать и отправить письмо или телеграмму в местном почтовом отделении, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр, восстановить силы в комнате отдыха. В пассажах работали переводчики и носильщики, действовали камера хранения, справочное бюро и гардероб. Кроме того, в мегамагазине существовала аптека, функционировали граверная и ювелирная мастерские и даже парикмахерская и зубоврачебный кабинет.

В подвалах Верхних торговых рядов находились складские помещения. Для привозимых товаров было сделано особое приспособление: товар разгружали на дворе под Ветошным рядом, а туда он поступал на тележках, двигавшихся на железной цепи по рельсам, положенным на наклонные плоскости. Такая «железная дорога» вызывала зависть торговцев других магазинов. Помимо этого в подвалах размещалась собственная аккумуляторная электростанция, стояли котлы для отопления в холодное время года, был вырыт артезианский колодец для рядского водопровода, смонтировано устройство для снеготаяния.

Славился в Москве и Петровский пассаж, возведенный в 1906 году между Петровкой и Неглинной. Его владелица В.И.Фирсанова поставила перед архитектором С.М.Калугиным задачу — создать в Москве пассаж по лучшему образцу аналогичного европейского заведения. В результате появилось здание, имевшее две улицы с симметрично расположенными рядами магазинов. Проходы были перекрыты цилиндрическими стеклянными сводами (проект В.Г.Шухова). Пространство расширялось вверх уступами, огромные витрины поражали современников размерами. Самые большие магазины находились на первом этаже здания, меньшие — на втором и третьем этажах. Галереи второго этажа были соединены легкими железобетонными мостиками с красивыми ажурными металлическими решетками. Магазин считался выдающимся произведением «стеклянной» архитектуры.

В темное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в Сандуновских банях). Строительство Петровского пассажа обошлось его хозяйке в 1,5 млн золотых рублей. Для этого Фирсановой пришлось продать три принадлежавших ей доходных дома!

Всего в Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей. Последним из них стал Голофтеевский комплекс (архитектор И.И.Рерберг), возведенный на месте разобранной Галереи Голицына. Он полностью повторял планировку старого здания, но был выполнен с использованием более совершенных современных конструкций и материалов. Голофтеевский пассаж представлял собой первый в Москве магазин подобного рода, сделанный из железобетона. Применение этого материала позволило максимально увеличить оконные проемы, превратив витрины в сплошную стеклянную ленту…»
Tags: Солодовников, старые фотографии, хроника Московской жизни - 1900-е
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments