Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Хроника Московской жизни 1901-1910 гг.

30 января (12 февраля по новому стилю)

«…Совершено освящение и открытие Елизаветинского приюта на М. Дмитровке, в Успенском переулке.

На катке речного Яхт-клуба прошел карнавал…»

Московские ведомости. 1902. 31 января

«…Под председательством губернатора Г.И.Кристи был рассмотрен проект использования электрических трамваев. На совещании обсуждались вопросы о воздушной проводке, степени ее безопасности. О предпочтительности узкой или широкой колеи и др.

Вечером на Патриарших прудах прошел карнавал на льду, привлекший более 100 костюмированных…»

Новости дня. 1903. 31 января

«…Сегодня, как и накануне, прошла многотысячная народная манифестация с выражением патриотических чувств, охвативших москвичей в связи с дерзким нападением Японии. Толпы народа у генерал-губернаторского дома, откуда шествие проследовало по Тверской, Страстному бульвару, Б. Дмитровке и Петровке к Большому театру, а оттуда – к часовне Иверской Божией Матери. При этом манифестация останавливалась перед каждой церковью, народ опускался на колени и молился за Отечество. У Большого театра его оркестром был исполнен народный гимн. У часовни Иверской Богоматери был отслужен торжественный молебен. Одновременно от памятника Пушкину по Тверской к генерал-губернаторскому дому и далее к часовне Иверской Богоматери прошло студенческое шествие с оркестром военной музыки во главе, исполнявшим народный гимн…»

Московские ведомости. 1904. 1 февраля

«…В Малом театре состоялось чествование М.Н.Ермоловой в связи с 35-летием служения русской сцене. Артистка выступила в «Последней жертве» А.Н.Островского…»

Русские ведомости. 1905. 31 января

«…Императорское русское общество акклиматизации животных и растений по случаю 50-летия существования устроило торжественное заседание в Политехническом музее…»

Русские ведомости. 1907. 30 января

«…Исполнилось 40 лет со дня первого выхода М.Н.Ермоловой на сцену Малого театра. По ее желанию никакого торжества не устраивалось…»

Голос Москвы. 1910. 30 января


Мария Николаевна Ермолова (1853-1928)

О ней…





Родилась в Москве 3 июля 1853 г., в семье, несколько поколений которой служили при театре; отец ее был суфлером московского Малого театра. Ермолова детство провела в бедности, в мрачной обстановке. В 1862 г. поступила в театральную школу в балетное отделение, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы "Машеньки", как звали ее подруги, развлекавшие от балетной скуки, были, по-видимому, довольно серьезны. Сама Ермолова потом говорила: "Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой... Эта уверенность никогда не покидала меня". Однако актер Самарин, после нескольких уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что настоящее ее дело - плясать "у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос.

16-ти лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра, в Эмилии Галотти, заменив внезапно заболевшую Г.Н. Федотову. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". "Меня кто-то толкнул сзади... и я была на сцене, - говорит Ермолова про свой дебют. - Мне казалось, будто я провалилась в какую-то дыру... я была в сумасшедшем страхе. Перед глазами вместо зрительного зала - громадное черное пятно, а на нем каких-то два огня... Я сама не знаю, как произнесла первые слова... Раздались громкие аплодисменты. Это меня поразило и испугало. Я не понимала, в чем дело"

В 1871 Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. В 1876 в свой первый бенефис Ермолова поставила пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики». Вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии (1878), Юдифи («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонт» Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлос» Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Шекспира, 1888) и др. утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Отстаивая свою линию в репертуаре Малого театра, Ермолова добилась в 1886 разрешения поставить в свой бенефис трагедию Шиллера «Мария Стюарт» и сыграла в ней главную роль. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Федра («Федра» Ж. Расина, 1890), Сафо («Сафо» Грильпарцера, 1892), Гермиона («Зимняя сказка» Шекспира, 1887), леди Макбет («Макбет» Шекспира, 1896).





В 1880-1890-х годов, когда сценическое мастерство Ермоловой достигает совершенства, «героическое» начало сочетается в ее творчестве с бытовым, современным. Актриса создает галерею своих современниц в пьесах Островского, Александрова, И. В. Шпажинского, М. И. Чайковского, А. И. Сумбатова-Южина, Вл. И. Немировича-Данченко. К ее лучшим достижениям относятся Негина («Таланты и поклонники» А. Н. Островского, 1881), Марина («Темный бор» Немировича-Данченко, 1884), Репина («Татьяна Репина» А. С. Суворина, 1889), Елена Протич («Симфония» М. Чайковского, 1890), Зейнаб («Измена» А. Сумбатова, 1904).
В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли — Кручинина («Без вины виноватые», 1908) и царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1909), фру Альвинг («Привидения» Х. Ибсена, 1909). В 1918 Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе П. П. Гнедича «Декабрист», позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого. В 1921 она оставила сцену.
Умерла Ермолова в Москве 12 марта 1928.



По материалам сайта ГЦТМ им. А.А.Бахрушина
Tags: Ермолова, хроника Московской жизни - 1900-е
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments