Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Наброски к эпитафии

Photobucket




Мне повезло придти в Центральный Дом Художника в его лучшие, самые яркие годы. Построенный для общесоюзных, групповых и персональных выставок Союза Художников СССР (в десятки раз превосходивший по размерам и официозности Дом художника на Кузнецком, главный зал Московского СХ), помпезный и скучный от рождения, ЦДХ в конце 1980-х чудесным образом преобразился в один из мировых центров показа современного искусства.

Перестройка, появление в руководстве СХ СССР людей, ориентированных на вывоз художников «неофициального» искусства за рубеж – эти факторы позволили организовать целую цепочку так называемых «обменных» выставок. Выставок, позволивших раскрутить на Западе многих, тогда еще не ангажированных советских «левых». В обмен на это неискушенный московский зритель увидел классику мирового авангарда 1950-1970-х годов, в экспозициях, достойных Центра Помпиду.

Одной из первых была эффектная выставка Сен-Лорана, затем последовала целая серия фантастических проектов: Юккер, Раушенберг, Розенквист, Тэнгли (http://1-9-6-3.livejournal.com/6051.html), французские абстракционисты, Бэкон, Коунелис, несколько выставок Института Гёте… Среди прочих запомнились не столько художественными достоинствами, сколько невероятной шумихой, – Шемякин и графика Дали.

Привозили не только авангард, но и классические музейные выставки. В 1989 году прошла замечательная выставка Моранди (http://1-9-6-3.livejournal.com/40417.html), создавались фундаментальные экспозиции из собраний отечественных музеев – Лентулов, Осьмеркин, Серебрякова и даже большая выставка древнерусских икон…

Казалось, это только начало – СССР остался в прошлом, открылись границы, на Западе все нас полюбили и привезут нам еще и еще что-то новое, необычайное, невиданное…

Но поток выставок очень скоро иссяк.

Тем, кто тогда работал в ЦДХ, очень быстро стало ясно, что при советской власти жить было куда как вольготнее – финансирование шло от СХ СССР, где-то там же и организовывались все эти выставки, бюджеты которых нас совершенно не волновали… С распадом СССР развалился и СХ СССР, его место заняла аморфная организация – Конфедерация союзов художников бывших республик, которая практически не финансировалась этими союзами. Во главе Конфедерации сумел закрепиться никому не известный Масут Фаткулин (из Узбекского союза художников). Начался дележ собственности и вскоре ЦДХ остался практически единственным, но зато самым лакомым куском, доставшимся «конфедератам». Куском, который должен был стать кормушкой.

Директором ЦДХ в те годы был неприметный с виду чиновник Владимир Куропатов, который встретил новое начальство «под козырек», каллиграфически обошел все острые углы и в 1998 году тихо удалился на заранее подготовленные позиции за рубежами нашей родины.

Заместителем Куропатова еще с советских времен был весьма колоритный Михаил Курчицер, администратор до мозга костей, которому его шеф давно передал бразды внутреннего правления зданием и хозяйственно-эксплуатационными службами. Курчицера, видимо, не допускали до дележа той собственности, которая бесследно исчезла в середине 1990-х (многочисленные помещения запасников, в которых размещались фондовые коллекции, формировавшиеся многие десятилетия за счет закупок СХ СССР – перечислю только названия улиц, где они располагались: Черняховского, Усиевича, Онежская, Куусинена, Брянская, Южнопортовая). Вместо этого Курчицеру пришлось решать гораздо более трудную задачу – удержать ЦДХ, этот огромный корабль, на плаву.

И, надо отдать должное, ему это удалось. Именно тогда в середине 1990-х сложилась та схема, которая работает до сих пор: вместо плановых выставок, утвержденных и финансируемых руководящей организацией, залы и часть служебных помещений ЦДХ стали сдаваться в аренду – художникам и организациям. Каждый год сокращались некогда многочисленные служебные и подвальные помещения и превращались в офисы, склады, мастерские. Был сдан практически весь запасник временного хранения, частично застроен антресольный этаж, переоборудован под двухэтажный офис бывший 1-й зал (через который из фойе был виден внутренний двор ЦДХ-ГТГ)… В залах появились и стали регулярными непрофильные, но очень выгодные «промышленные» выставки: «Стоматология», «Меха», «Недвижимость», «Образование и карьера». ЦДХ в кратчайшие сроки был превращен в доходный свечной заводик, уставная деятельность которого предполагала наличие художников с их картинками. И они там были.

После внезапного отъезда г-на Куропатова директором был назначен крепкий хозяйственник Курчицер, а его заместителем – один из постоянных офисных арендаторов и застройщик «промышленных» выставок – молодой руководитель компании ЭКСПО-ПАРК Василий Бычков. Замдиректорская должность позволила Бычкову обеспечить ЭКСПО-ПАРКу главенствующее положение в ЦДХ. Надо сказать, что он сразу показал, что свечной заводик – это не его уровень, и что от ЦДХ надо получить гораздо большую отдачу, соответствующую его престижу, хотя и несколько подпорченному.

ЭКСПО-ПАРК сконцентрировался на дизайнерских выставках и антикварных салонах. Коммерческий принцип сохранялся прежний: сдача в аренду мест и генеральная застройка стендов ЭКСПО-ПАРКом. Но выставочный конвейер приобрел более художественный или околохудожественный характер. Часть прибыли Бычков направил на организацию громких некоммерческих проектов, понимая, что престиж ЦДХ – это основной капитал, который быстро тратится и требует постоянного возобновления. Для этой же цели лучшие арендные помещения были сданы арт-галереям, а не банкам, как это практиковалось в середине 1990-х. Впрочем, выставок уровня конца 1980-х в ЦДХ уже не появлялось, а неорганизованные галеристами художники с их картинками окончательно отошли на задворки бурной жизни Центрального дома Художника.

При этом в само здание руководство ЦДХ не вкладывалось: инженерные сети, не соответствующие новым нагрузкам, эксплуатировались без капитального ремонта, выставочное оборудование, морально устаревшее еще при советской власти, почти не обновлялось.

В начале 2000-х произошла рокировка: пожилой Курчицер пропустил на директорское кресло Бычкова. Но суть осталась прежней. Конвейер работает, художники с картинками при нем, сарай еще не развалился.

Горизонтальная коробка ЦДХ-ГТГ не украшает Москву, и пропорции ее фасада не напоминают москвичам «пропорции Дворца Дожей в Венеции», и не образуют в их головах «образную связь архитектуры здания с виллой Савой Ле Корбюзье», как пишет ныне один из авторов проекта, архитектор Н.Сукоян (http://www.arch-g.ru/arkhitek-blog/2009/02/pismo-arxitektora-np-sukoyana-avtora-zdaniya-cdx-gtg/). Здание можно было бы перестроить, но мы знаем, для каких коммерческих целей это затевается, и что ничего хорошего ни художникам, ни музейщикам, ни зрителям новое строительство не сулит.

Беда не в том, что здание ЦДХ-ГТГ снесут, а в том, что в замену скорее всего построят некачественное музейное здание для Третьяковки, и неизвестно что для ЦДХ. В лучшем случае – воспроизведут нынешний сарай.

Tags: ЦДХ
Subscribe

  • Герр Мессершмитт и другие жители берегов Соны

    При всей своей миниатюрности герр Мессершмитт выглядит куда интереснее 4-местного синьора Мазератти, почти ровесника: Гораздо больше…

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • И еще немного об излишествах

    Завершая обзор наших мюнхенских блужданий, предлагаю рассмотреть фотоподборку декора местных зданий, которая в своих крайних точках имеет вот такие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • Герр Мессершмитт и другие жители берегов Соны

    При всей своей миниатюрности герр Мессершмитт выглядит куда интереснее 4-местного синьора Мазератти, почти ровесника: Гораздо больше…

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • И еще немного об излишествах

    Завершая обзор наших мюнхенских блужданий, предлагаю рассмотреть фотоподборку декора местных зданий, которая в своих крайних точках имеет вот такие…