Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Матисс. Женщины. Весна

Photobucket

Дама в голубом. 1937. Частная коллекция


«Степень дисциплинированности или свободы композиции, насыщенности или разряженности цветовых зон, созвучие или диссонанс при их сопоставлении, плавность или напряженность линии, логичность или внезапная прерывность ритма – вот что в первую очередь влияет на зрителя в произведениях Матисса, будоража и организуя его ощущения наподобие музыки»
Валерий Прокофьев «Анри Матисс» (из журнала «Творчество», 1967, № 1)




Photobucket

Розовая обнаженная. 1935. Музей искусств, Балтимор


«Мне надо написать женское тело: сперва я передаю его изящество, очарование, но надо дать что-то большее. Отыскивая основные линии тела, я повышаю его значительность. На первый взгляд очарование будет менее явственным, но все равно оно останется в этом новом образе, более общечеловеческом по значению; и не будучи его главной характеристикой, очарование останется все же существенным содержанием в общей концепции моего образа»
Анри Матисс «Заметки живописца». 1908



Photobucket

Голубые глаза. 1935. Музей искусств, Балтимор



«Произведение искусства должно иметь значение само по себе, и зритель должен его почувствовать даже прежде, чем поймет сюжет. Когда я увидел в Падуе фрески Джотто, я не старался понять, какой именно эпизод из жизни Христа у меня перед глазами, но я сразу понял чувство, которым была наполнена эта сцена, потому что оно было в линиях, в композиции, в цвете, а название только подтвердило мое впечатление»



Photobucket

Мавританская ширма. 1921-22. Музей искусств, Филадельфия


«Нередко миросозерцание Матиссса определяют как гедонистическое. Это слишком узко. Матисс скорее был эпикурейцем, философом радостного мироощущения. Его искусство пронизано стремлением не только научить нас распознавать блага жизни и пользоваться ими, но пользоваться ими разумно. И отсюда – желание очистить эти блага от всего суетного, мелкого, преходящего, льстящего тщеславию или грубости души»



Photobucket

Женщина и красные рыбки. 1921. Институт искусств, Чикаго



«Мне надо написать интерьер: передо мной шкаф, я ощущаю его красный цвет как очень яркий и кладу на холст красный тон, который меня удовлетворяет. Создается определенное отношение этого красного с белым цветом холста. Если я положу рядом с ним зеленое пятно или сделаю желтым паркет, я тоже остаюсь удовлетворенным отношением этого зеленого или желтого с белым цветом полотна. Однако эти различные тона снижают значение друг друга. Поэтому знаки, которые я употребляю, должны быть так уравновешены, чтобы не уничтожать друг друга. Для этого я должен сперва навести порядок в собственных мыслях – после чего создать такое соотношение между тонами, чтобы каждый цвет усиливал, а не гасил другой»



Photobucket

Женщина в шляпе с цветами. 1919. Коллекция Герберт Клаппер, Нью-Йорк



Photobucket

Зеленая румынская блуза. 1939. Частная коллекция



«Выразительность для меня заключается не в страсти, которая вдруг озарит лицо или проявится в бурном движении. Она во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения – вот что имеет значение. Композиция – это уменье декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства»



Photobucket

Женщина в желтом и голубом с гитарой. 1939. Частная коллекция



Photobucket

Две одалиски. 1928. Музей современного искусства, Стокгольм



«Мои модели, фигуры людей никогда не бывают второстепенными персонажами в интерьере. Они – главная тема моей работы. Я целиком завишу от своей модели; сначала я наблюдаю ее и лишь потом решаюсь установить ее в позе, наиболее отвечающей характеру модели. Когда у меня появляется новая модель, я угадываю по ее непринужденным движениям во время отдыха, какая поза ей подходит, и останавливаюсь на ней. Молодые девушки позируют мне иногда по нескольку лет, пока я не исчерпаю своего интереса к ним… Мои модели не всегда красивы, но их формы всегда выразительны. Эмоциональный интерес, который они у меня вызывают, не обязательно отражается в изображении их тела, а часто в линиях или валерах всего полотна или листа бумаги и образуют оркестровку, архитектуру работы»
«Заметки живописца о своих рисунках». 1939



Photobucket

Маргарита в кожаной шляпе. 1914. Центр Помпиду



Photobucket

Елена с кабошоном. 1937. Частная коллекция



«Художник должен использовать всю свою энергию, всю свою искренность и величайшую скромность, чтобы избежать в своей работе старых штампов, которые так легко скользят под руку и которые могут погубить маленький рождающийся цветок, никогда не появляющийся таким, каким его ожидают.
Один музыкант сказал:
Правда, реальность в искусстве выявляются тогда, когда перестаешь понимать то, что делаешь, то, что знаешь; когда в тебе остается лишь энергия, усиленная тем, что она сжата, уплотнена, натолкнувшись на сопротивление»
«Заметки» (тексты из книги «Джаз»). 1947




Photobucket

Танцовщица, сидящая в кресле. 1942. Частная коллекция



«Сколь бы ни упрощал Матисс свои композиции, сколь бы ни делал их декоративными, подобными восточным коврам и арабескам, сколь бы ни гармонизировал их чистые краски, всегда в них заключалась и какая-то особая, возбуждающая наши чувства, энергия. И это понятно, поскольку художник стремился доставить своему зрителю не расслабляющий отдых, достаточный для того, чтобы погасить физическую усталость, но тот, который может вызвать новый прилив нервных и умственных сил»



Photobucket

Маленькая Аврора. 1923. Национальная библиотека, Париж



Photobucket

Спящая женщина на уголке стола. 1939. Частная коллекция



Photobucket

Брассай. Матисс в своей студии на вилле Алези, Париж, с моделью Вильмой Явор. 1939
Tags: Матисс, живопись
Subscribe

  • Арнхейм об «Источнике» Энгра

    Книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» (1954) – один из классических трудов искусствознания. 30 лет назад, взявшись ее…

  • Новое платье короля

    Современная британская версия этой старой истории выстраивает прямо противоположный сюжет, но финал остается неизменным. В главной роли:…

  • Константин Мельников. Публикация документов

    К.С.Мельников во дворе своего дома. 1936 «Кредо». 1966 (фрагмент) Впервые публикуемые сегодня документы – это подготовительные материалы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • Арнхейм об «Источнике» Энгра

    Книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» (1954) – один из классических трудов искусствознания. 30 лет назад, взявшись ее…

  • Новое платье короля

    Современная британская версия этой старой истории выстраивает прямо противоположный сюжет, но финал остается неизменным. В главной роли:…

  • Константин Мельников. Публикация документов

    К.С.Мельников во дворе своего дома. 1936 «Кредо». 1966 (фрагмент) Впервые публикуемые сегодня документы – это подготовительные материалы…