Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Хроника Московской жизни 1901-1910 гг.

31 января (13 февраля по новому стилю)

«…В Художественном театре состоялось первое представление пьесы А.П.Чехова «Три сестры»

Московские ведомости. 1901. 1 февраля

«…Освящено новое помещение приюта для покинутых и беспризорных детей Дамского благотворительного общества в Сокольниках.

Завершена перепись населения столицы…»

Московские ведомости. 1902. 1 февраля

«…Состоялось объединенное заседание Управы и железнодорожной комиссии по вопросу устройства внеуличных железных дорог (метрополитена). На нем был обсужден проект Балинского. Городское управление признало проект несостоятельным, невыгодным для города и неосуществимым на практике…»

Новости дня. 1903. 1 февраля

«…Воспитанники Строгановского художественно-промышленного училища также устроили патриотическую манифестацию. К ним присоединилось много народа, и она приобрела громадные размеры…»

Московские ведомости. 1904. 1 февраля

«…Действие чрезвычайного положения начинает смягчаться: градоначальник разрешил клубам и собраниям продлевать танцевальные вечера до 3 часов ночи…»

Русское слово. 1906. 1 февраля


Один из вариантов пркладки линии метро на Красной площади по проекту Балинского

Об этом проекте…



Проект московских городских электрических железных дорог 1901 года - метрополитен, протяженностью Сокольники-Павелецкий вокзал, стал плодом совместного творчества П.И.Балинского, инженера Е.К.Кнорре и художника Н.Н.Каразина. Это были известные в свое время люди, оставившие определенный след в развитии экономики и культуры России. Петр Иванович Балинский, по профессии гражданский инженер. Он окончил курс в 3 Военной гимназии и 3 года слушал лекции на математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Затем окончил по I разряду институт Гражданских инженеров имени Николая I. После этого работал на строительстве казенной железной дороги от Вильно до Ровно. В 1889 году поступил на службу в Санкт-Петербургское городское общественное Управление на должность архитектора при больницах - Обуховской, Петропавловской и Св. Пантелеймона. Кнорре Евгений Карлович родился в Николаеве Херсонской губернии. Среднее образование получил в Берлине, а высшее в политехникуме в Цюрихе. Н.Н.Каразин имел огромную популярность благодаря своим иллюстрациям к книгам русских писателей. Эти три человека, не считаясь со временем, до тонкостей продумали план первого московского метрополитена.

План П.И.Балинского состоял из двух частей: “сооружения в Москве электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа (метрополитена)” и “расширения сети московских конножелезнодорожных линий и переустройства их для электрической тяги”. Сначала предполагалось осуществить первую часть этого проекта. Наиболее интенсивное движение в Москве проходило от центра к Преображенской и Тверской заставам, Садовым бульварам и в Замоскворечье. Предполагалось соорудить диаметральную линию от строившейся в то время окружной железной дороги возле Петровско-Разумовского через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Около него построить Центральный вокзал. Далее по эстакадам через Москву-реку к Большой Ордынке и Серпуховской заставе до соединения ее с окружной железной дорогой близ Павелецкого вокзала.



Следующим этапом было сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью, а также радиальной от Черкизова по реке Яузе до центра города. Линии метрополитена предполагалось сделать смешанными. Часть подземная - на Красной, Трубной, Воскресенской площадях и ряде других мест. Большая же часть - наземная, на эстакадах. Общая протяженность пути составляла - 54 километра, стоимость сооружения - 155 миллионов рублей.

Пройдя множество инстанций, проект, наконец, вынесли на обсуждение. Оно состоялось 18 сентября 1902 года в Большом зале Московской Городской думы. Присутствовали - гласные думы, городские инженеры, представители редакций газет. Наплыв публики был велик, пускали только по специальным пригласительным билетам, но не каждый мог достать его. “Вокруг зала на мольбертах и столах были развешаны и разложены чертежи и планы, прекрасно вычерченные, а еще лучше раскрашенные. Были даже целые виды будущей Москвы с метрополитеном, как при дневном, так и при вечернем освещении”, - писал о своих впечатлениях один из очевидцев. Докладывал П.И.Балинский. Участь проекта предрешило то, что его авторы “посягали на имущественные интересы” московских финансистов. Но самое главное - они не предусмотрели участия городских властей в прибылях метрополитена. Городские власти получали свою долю лишь с того момента, когда количество пассажиров в год достигнет 100 миллионов человек. Кроме того, проект предусматривал безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий и снос некоторых домов. Иначе сооружение эстакад на узких и кривых улицах Москвы стало бы задачей невыполнимой. И последнее. Местные предприниматели - пайщики трамвайной компании опасались конкуренции со стороны владельцев нового, быстрого и удобного вида транспорта. Опасения высказывались очень откровенно при разработке основных положений комиссии Городской управы: “Проект гг. Кнорре и Балинского захватывает бесплатно недра земли, которые следует рассматривать как полную собственность городской управы... он лишает городское управление дохода от эксплуатации площадей для доходных статей... Условия эксплуатации предприятий таковы, что грозят серьезным ущербом для имущественных интересов городского управления”.

Проект вызвал также усиленные нападки со стороны духовенства. 23 ноября 1902 года члены Московского Городского Императорского археологического общества обратились к городскому голове князю В.М.Голицыну: “Проект господ Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям... Необъяснимое отношение к святыням... выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним тоннеля... Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Никиты Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние 3-х аршин, умаляются в своем благолепии”.

Результатом поднятой шумихи было решение городской думы: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”. Одна из газет так прокомментировала этот отказ: “Процесс метрополитена наконец кончился. Общество содействия промышленности и торговли вынесло окончательную резолюцию, в которой проект Балинского лишается особых прав и приговаривается к ссылке в наиболее отдаленные архивы”. По Высочайшему повелению инженеру П. И. Балинскому из сумм Государственного казначейства было выдано 100 тысяч рублей “за огромный его труд, прекрасно составленный проект и за понесенные им по этому делу расходы”. Не считая его собственных усилий и времени они составили 210 тысяч рублей.
После неудачи П. И. Балипский воспользовался своими связями с деловыми кругами Европы и Америки. Он стал представителем знаменитой фирмы “Виноре-Сыновья и Максим” в Лондоне, “Электрик Бой компании” в Америке и других иностранных и зарубежных фирм.

Ян Лазо
Tags: хроника Московской жизни - 1900-е
Subscribe

  • Святынька

    Где культурка, там и святынька… Вы спросите, где это? Это в Москве, на Лениградском проспекте, у метро «Аэропорт». В торговом центре,…

  • О работе над словом. Из записей Риты Райт

    «…Когда-то я был секретарем Веры Пановой. Однажды Вера Фёдоровна спросила: – У кого, по-вашему, самый лучший русский язык? Наверно, я должен был…

  • Друг преданный... – цессия прав или переуступка?

    (Цессия – переуступка прав. Цедент – тот, кто передает права. Цессионарий – сторона, которая получает права в результате их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments