Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

От образа к форме или от формы к образу?

Через сравнение двух весьма известных картин П.Федотова нам удалось немного продвинуться в определении их художественных качеств.

Нетрудно заметить, что само это сравнение стало итогом некоторой подготовки. Прежде всего, потребовалось подобрать пару работ, максимально контрастных для сопоставления, принципиально различающихся в весьма цельном и очень недолгом творчестве Федотова. Кроме того, желательно было выбрать такие две картины, которые многие из нас могли бы реально увидеть и сравнить в непосредственной близости, в данном случае в экспозиции Третьяковки.

Но, согласитесь, столь удачные соседства далеко не всегда нам встречаются во время посещения музеев и еще более редки они в выставочных залах. А даже если возможность для подобных сравнений заложена в экспозиции, не всем удается быстро сориентироваться и найти ту, наиболее органичную вторую картину, через которую можно было бы оценить качество первой.

Многие из нас не раз задумывались над возможностью каких-то более универсальных способов «проникновения» в произведения изобразительного искусства. И не только во время дружеских бесед на тему «почему  нравится/не нравится такая-то картина?», но и в те моменты особенного личного контакта с захватившим тебя произведением, когда в попытках разобраться в собственных впечатлениях сами собой возникают формулировки каких-то критериев для оценки красоты, мастерства, качества…

Подчас эти попытки провоцируют нас на столь серьезное углубление в проблемы искусствознания, что мы поневоле теряем интерес к начатому анализу или ищем неких готовых схем и методов анализа произведений искусства.

Конечно, никакая схема не заменит творческого, непредсказуемого и свободного восприятия искусства. Но какое-то подспорье, какие-то условные ориентиры могут быть полезны зрителю. Известно немало таких схем, начиная от простейших учебных и кончая сложными построениями, типа интерпретационной таблицы Э.Панофского. Предлагаемые вашему вниманию два способа анализа станковой живописи есть также не более, чем условные схемы, которые можно принимать или не принимать к сведению...



Далее здесь:
http://community.livejournal.com/art_quality/1897.html
Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments