Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Предлагаю всем, кому это покажется интересным, принять участие в чтении, критике и усовершенствовании небольшого словаря (пока в нем около 800 терминов).

Будучи несколько лет назад вовлеченным в жизнь музейных предметов, я начал составлять этот словарь для самого себя, чтобы сориентироваться в техниках, материалах и типологии тех коллекций, хранители которых именуют себя «вещевиками».

Предметы декоративно-прикладного искусства не отстранены от мира обычных вещей. Их мир обаятелен и любопытен, и не столь «требователен» к зрителю, как высокие искусства – живопись или архитектура. Не столь строга и терминология декоративно-прикладного искусства, она очень разнообразна и не вполне систематична. Вот и в этом словаре произошел некоторый крен в сторону истории костюма (не без влияния замечательной «пропагандистской» деятельности Александра Васильева). Надеюсь с вашим участием исправить или, напротив, усугубить сложившуюся картину терминов.

Начинаем с буквы «А».

Всякий раз буду ставить блок из несколько терминов, располагая над катом только их названия; статьи – под катом. Все посты на эту тему можно будет найти по метке «Словарь музейных вещей».


Аграмант,  аграф,  азям, аксамит, аксамитка, аксельбант, алавастр, алебарда, аллонж, алмазная гравировка стекла, алмазная грань,  алтабас,   «Альберт»,  «Альмавива», амазонка

             

Аграмант – (от франц. аgrement – украшение) узорчатое плетение из цветного или одноцветного шнура в виде длинной ленты для обшивки краев одежды, отделки или драпировки мебели и т.д. Материалом для шнура служит шелк, металлизированные нити или шерсть. Аграмант в качестве отделки платьев в XIX в. входил в моду лишь время от времени. В женских нарядах аграмант применялся в качестве застежек, накладных узоров на полы или спинку верхней одежды. Наряду с преимущественным распространением аграманта в виде плетеной ленты различной ширины и длины известны также плетеные розетки и накладки в виде банта на головные уборы и прически.

          Аграф – (от франц. аgrafe – крючок, застежка) застежка в виде броши для причесок, платьев. Первоначально это была пряжка для скрепления отдельных частей одежды. Аграфы были известны и популярны, по крайней мере, с XVI века. У Елизаветы I был знаменитый аграф с 3 рубинами, проданный Кромвелем в числе королевских украшений. В сокровищнице Баварских герцогов в XVI в. было несколько роскошных аграфов. При помощи аграфа крепили в прическах перья, цветы, искусственные локоны, ленты к корсажу, скрепляли края накидки и т.д. Аграф мог быть брошью круглой или овальной формы с драгоценными камнями в золотой или серебряной оправе, а также бриллиантовой пряжкой (пряжки для башмаков XVIII в. использовали в XIX в. в качестве аграфа). Аграф принято считать только женским украшением, однако в XVIII в. его носили и мужчины.

          Азям – (от арабск. – иноземщина, персы) длиннополый кафтан, который крестьяне на Руси носили еще в XIX в. Шили его из грубого сукна. Одежда эта, как и ее название, пришла с Востока.

         Аксамит (от греч. εξαμιτος сделанный в шесть нитей) ткань ручной выработки из шелка и пряденой золотой нити. Аксамит известен на Руси с глубокой древности. Во многих справочных изданиях аксамит рассматривается как синоним бархата. Ворсистость аксамита создавалась орнаментами, шитыми уплощенными золотыми нитями, которые выходили на поверхность ткани в виде крошечных петелек. Такой прием был близок к технике петельчатого бархата, что и позволило называть аксамит бархатом. Аксамит всегда считался очень дорогой тканью, которую первоначально ввозили из Византии.
      
Аксамитка – бархатная шапочка с бархатной подкладкой.

Аксельбант – (от нем. аchselband – наплечный шнур) наплечное украшение знак различия в виде плетеного шнура с металлическими наконечниками, толстой короткой оплеткой: у нижних чинов гарусный, у офицеров и генералов из золотой или серебряной нити. В русской армии носился с 1762 г. всеми чинами пехоты и кавалерии (кроме гусар и кирасир). Состоял из двух петель и двух плетней-шнуров с оплеткой, которые симметрично свисали с правого плеча по сторонам руки; у кавалеристов петли застегивались на 2-ю и 3-ю пуговицы мундира. С 1770 г. серебряный аксельбант принадлежал штабным офицерам. В 1784 г. золотой аксельбант дан батальонным, полковым и старшим адьютантам. С 1796 г. золотой аксельбант, переходящий в плетеный погон на правом плече, стал принадлежностью генеральской формы. В 1802 г. такой же аксельбант дан флигель- и генерал-адьютантам, чинам корпуса фельдъегерей, в 1807-1809 гг. носился на мундирах офицеров гвардейских и егерских полков и на вицмундироах гусарских офицеров. После введения эполет аксельбант стал пристегиваться под ними, но у фельдъегерей он по-прежнему переходил в плетеный погон. Серебряный аксельбант носили также офицеры Генерального штаба и корпуса топографов, в 1857-1866 гг. – офицеры, окончившие военные академии. Жандармы до 1874 г. носили аксельбант на левом плече. В XIX в. одна петля аксельбант застегивалась на 2-ю пуговицу мундира, другая – надевалась на нее, а плетни продевались через петлицы 2-й и 3-й пуговиц на мундире на крючках петли; плетни прикалывались в нужном месте на груди булавками. В 1909 г. разрешено ношение аксельбант на кителях.

Алавастр – (от греч. αλαβαστρος – алебастр) узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). Название происходит от использовавшихся в древности в странах Средиземноморья сосуда для хранения благовоний, сделанного из алебастра. В практике Русской Православной церкви алавастром именуется сосуд, хранящийся в Крестовом храме Московской Патриархии с уже освященным миром, хранимым в Церкви, по преданию, по приемству от апостолов с добавлением в него мира от каждого нового освящения. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвященным миром. В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых (Параскевы-Пятницы и др.).

Алебарда – (от итал. alabarda) колющее и рубящее древковое холодное оружие в виде увенчанного пикообразным острием топора (часто c шипом на обухе), посаженого на длинное древко. Излюбленное оружие пехоты с XIV в. Английский вариант алебарды – с клювоподобным крюком, «вырастающим» из верхней части небольшого лезвия – в английском языке называется «клюв». Поздние алебарды часто использовались в качестве церемониального оружия, при этом их лезвия или уменьшали, или наоборот увеличивали до гротескных размеров и украшали прорезями, гравировкой и позолотой.
        Алло́нж – (от франц. allonger – удлинять) парик с длинными волнистыми локонами. Был введен при дворе короля Людовика XIV во второй половине XVII в. Считается, что мода на подобные парики возникла в связи с тем, что король очень рано начал лысеть и не желал мириться с этим фактом. Надев пышный парик, Король-Солнце обрёк на ношение аллонжей всю Европу. Поскольку «истинно королевский парик» должен был напоминать львиную гриву, поначалу он изготовлялся белокуро-рыжеватым. Первое время эти парики были похожи на большое облако из локонов. Со временем самыми популярными стали белоснежные аллонжи. В начале XVIII в. аллонж несколько видоизменился – он стал короче и компактнее. Укороченный вариант аллонжа назывался «бинет». В настоящее время аллонжи носят судьи и парламентарии в Великобритании и Австралии. В России парик аллонж получил распространение с началом реформ Петра I.

Алмазная гравировка стекла – техника тонкой гравировки стекла; появилась в конце XVI в. в Венеции. Алмазная гравировка (способ обработки поверхностей изделий огранкой в виде клинковидных надрезов, пересекающихся между собой) была изобретена гранильщиками драгоценных и полудрагоценных камней, испробовавшими свои орудия для украшения горного хрусталя и стекла, хотя хрупкость этих материалов сильно затрудняли их обработку.

Алмазная грань – техника обработки металлической (серебряной, чугунной или стальной) поверхности в виде граней-фасет, имитирующих бриллиантовую огранку природного алмаза. Стальные и чугунные декоративные элементы с алмазной гранью использовались в качестве накладок на оружии и тульской металлической мебели в конце XVIII – начале XIX в.
         Алтабас – (от тур. – затканная золотом ткань) плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной волоченной нити; разновидность парчи. Как все привозные ткани, алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви, в том числе литургического облачения высшего духовенства  и т.д. За пределы царского двора такая ткань выходила лишь в качестве почетных подарков или вкладов в храмы. С 1700-х гг. название алтабас вытесняется.

         «Альберт» – стоячий крахмальный воротник с отогнутыми углами. Пристегивался к фрачной рубахе. Назван по имени принца Альберта, сына английской королевы Виктории, впоследствии короля Эдуарда VII, числившегося среди законодателей мужской моды последней четверти XIX в.

         «Альмавива» (Almaviva (аlma viva - "живая душа"), по имени персонажа комедии Бомарше «Женитьба Фигаро») просторный плащ-накидка без рукавов. В российский обиход вошел в конце XVIII в.   и продержался до середины XIX в. Кроили, как правило, из одного куска ткани. Название плаща – дань моде того времени называть предметы одежды именами знаменитых людей, популярных литературных персонажей.

       Амазонка – женское платье для верховой езды с юбкой особой асимметричной конструкции. В XVI в. костюм всадниц еще не отличался от обычной одежды того времени, только позднее к нему добавились элементы мужской одежды. Екатерина Медичи была первой женщиной, которая носила пышно украшенные брюки сверху. В XVII в. амазонки заимствовали из мужской одежды камзол. Амазонка получила распространение в XIX в., когда езда верхом стала обычным времяпрепровождением женщин из дворянских семей (в XVIII в. знатными всадницами чаще использовалось мужское платье). Особенности кроя амазонки были обусловлены распространившимся дамским седлом, в котором сидели боком, а потому юбка должна была быть заметно длиннее с одной стороны, чтобы полностью закрывать ноги женщины. С той стороны, с которой всадница помещалась в седле, делался напуск, натягивающийся коленом, а с противоположной шлейф увеличенной длины. Тканью для амазонки служили бархат, сукно, плотный шелк. К амазонке надевали жесткую шляпу с полями или ток. Украшениями служили перья, вуали, шарфы. 

 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments