Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket 
Арчак русский. Москва. XVII в. Дерево, бархат, золотое шитье. Музеи Московского Кремля


Продолжаем на букву «А»:
Ангажанты, ангоб, андискрет, антик, антиминс, «Анютины глазки», апаш, апплике, аракчин, арбалет, аркебуза, арлекин, армяк, архалук, арчак, атлáс

        Ангажанты – (франц.) обороки на рукавах, изготовленные из тонкого кружева, полотна с белошвейным шитьем или вышивкой, которые крепились в два или три слоя под основные манжеты в XVII – XVIII вв.

         Ангоб (от франц. engobe) тонкий слой из белой или цветной глинистой суспензии, наносимый на поверхность керамической черепицы до ее обжига и закрывающий поверхность частично или полностью. Ангоб покрывает поверхность керамического изделия для заглаживания дефектов поверхности и придания ей какого-либо цвета. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли покрытие ангобом «побела».

          Андискрет – (от франц. indiscret - нескромный, болтливый) громоздкое кресло на троих гостей.

         Анти́к – (от франц. antique, восходящ. к лат. antiquus древний) резной камень (гемма), вставляющийся в ювелирные изделия (кольца, серьги, браслеты, пряжки и т.д.); изделия с такого рода камнем вошли в обиход в конце XVIIIначале XIX вв. с распространением «античной» моды, которая требовала от своих последователей не только соответствующего покроя платья, но и «греческих» причесок и украшений. Русские мастера, подражая античным образцам, создавали антик из агатов, горного хрусталя, халцедона; особо искусной работой являлась резьба по бериллу или хризопразам. Распространение получили также антики, использующие в качестве материала раковины различных оттенков и сочетающие тончайшую резьбу с блеском и игрой перламутра. Резные камни требовали строгих гладких оправ, в которых традиционное для украшений золото порой заменяли сталью. 
       Антими́нс – (до реформ 1666-1667 гг. и в настоящее время у старообрядцев - антими́с) от греч. άντι – вместо и лат. mensa – стол). Это льняной (в новое время – и шелковый) четырехугольный плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и с епископским надписанием. На обратной стороне антиминса, в верхнюю часть плата, вкладываются (вшиваются в кармашке) частицы мощей святого мученика, залитые особым составом – воскомастихом. Обычай помещать мощи святых в основание престола и антиминса (вместопрестолия) восходит к раннехристианским богослужениям, совершавшимся непосредственно на надгробиях мучеников. Антиминс может освящаться только архиереем, и, по правилам Русской Церкви, Литургия может совершаться только на антиминсе. В Русской Церкви до реформ XVII в. антиминсы, предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, пришивались непосредственно к престольному облачению – срачице – или прибивались к престолу деревянными гвоздями. Первое упоминание в византийских текстах об освященных досках или плате, заменяющих престол (еще без использования термина "антиминс"), содержится в трудах преп. Феодора Студита (нач.IX в.). В период иконоборчества возникла особая необходимость в переносных святилищах, вместопрестолиях, т.к. считалось невозможным литургисать на утвержденных престолах, оскверненных еретиками. Древнейшие антиминсы – это льняные платы с изображением креста, орудий страстей Христовых (копие, трость, губа) и с надписями по периметру: дата, наименование престола, имена духовных и светских владык, иногда и храмоздателя. Первый известный русский антиминс (37x37 см.) датируется 1148-49 г. и происходит из Георгиевского собора г.Юрьева-Польского (ГЭ). Впоследствии вместо надписанных чернилами платов, появились и антиминсы-оттиски; самый ранний из известных отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С начала XVII в. в России стали появляться печатные антиминсы с изображениями на западный манер: Спаситель, истекающий кровью, или воскресший Христос, сидящий на гробе (антиминсы 1623 г.; ГИМ; 1626 г.; ГРМ). Широкое распространение печатные платы приобрели со времени реформ патриарха Никона, а позже, согласно предписанию Патриарха Иоакима 1675 г., в России стали изготавливать только печатные антиминсы. Постепенно в их оформлении установилось единообразие: это дополненная деталями иконография «Положение во гроб». Спаситель, лежащий на камне, Богоматерь с женами-мироносицами, оплакивающие Его; по другую сторону - апостол Иоанн, Никодим и Иосиф Аримафейский. За гробом - Крест с лестницей и орудиями страстей. В верхей части композиции - ангелы с рипидами, Господь Саваоф и голубь как символическое изображение Святого Духа. В углах антиминса, в клеймах - символы евангелистов. В Синодальное время для изготовления антиминсов в архиерейских печатнях неоднократно выпускали оловянные, затем медные, гравированные резцом шаблоны. Сохранились и редкие деревянные антиминсы XVIII-XIX вв: живописные (Москва, ГИМ) и резной антиминс с росписью и ковчегом для мощей (Касимовский краеведческий музей).        

        «Анютины глазки» – отделка женского костюма в виде букета или гирлянды цветов – разновидности трехцветной фиалки, известной в России под названием «Веселые глазки». Новое название – «Анютины глазки» – от женского имени Анюта. Возможно, цветок переменил свое старинное название в 1831 г. под влиянием романа Антония Погорельского «Монастырка». Во второй половине XIX в. «Анютины глазки» стали излюбленным декоративным мотивом, особенно в вышивке. Вышивкой в виде гирлянд из анютиных глазок украшались дамские платья, зонтики, чехлы для мебели и портьеры.

Апаш – (от франц. apache – по названию индейского племени апачи) рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен первой мировой войны до 20-х гг. ХХ в. Воротник свободно лежал на плечах и груди, оставляя открытой шею, – считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.

Апплике – (от франц. applike – наложенный)

1) накладное серебро;

2) украшение тканей, при котором вырезанные из другой материи узоры, иногда еще и разрисованные и разделанные гладью, нашиваются тамбурным или другим швом.      
        Аракчин – традиционный персидский мужской головной убор: шапочка типа тюбетейки, поверх нее надевается чалма. Аракчин встречается также у народов Средней Азии, например, у таджиков – без подкладки, отороченный по краю белой фестончатой полоской, носили его, главным образом, пожилые мужчины – под тюбетейкой или шапкой, или как домашний головной убор.

Арбалет – (от франц. arbalete) метательное оружие в европейских странах в средние века; стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке, ложе. Тетива натягивалась воротом. На Руси назывался самострелом.

       Аркебуза – (от франц. arquebuse, восходящ. к средневерхненем. hâkеnbühse, буквально – пушка) пищаль, ружье, заряжаемое с длинного дула. Для производства выстрела зажигают фитиль. Один из первых образцов ручного огнестрельного оружия с первой трети XV в. Стреляла каменными, а позже свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. В XVI в. заменена мушкетом.

         Арлекин – (от итал. arleccino) стол многофункционального назначения с тремя откидывающимися раскладными столешницами и выскакивающим на пружинах ящичком для мелочей. Предназначен для карточной игры и письменных занятий. Эффект неожиданного появления из подстолья ящика-кабинета ассоциировался у современников с именем суги-шута итальянской комедии del Arte – Арлекина, всегда вовремя появляющегося по ходу представления. Стол-арлекин является оригинальным изобретением английских мебельщиков. Впервые остроумное решение было предложено Т.Чиппендейлом в третьем издании его сборника мебельных проектов (1762). Более усовершенствованный вариант подобного стола с ящичком для бумаг, появляющимся из средней части подстолья между раскрывающимися с двух сторон столешницами-крыльми, был предложен Т.Шератоном.

         Армяк – (от тюрк. одежда из верблюжьей шерсти) верхний просторный прямого кроя распашной длинный кафтан, подпоясанный цветным кушаком. Армяк, выполнявшийся из ткани домашней выделки армячины, обычно имевшей цвет неокрашенной шерсти сероватый, коричневый, серо-черный и т.д., как правило, был крестьянской одеждой. В городах его носили только самые дешевые извозчики «ваньки». В 1830-е гг. армяк носили некоторые писатели-славянофилы, но его появление в литературных кругах и «свете» воспринималось неоднозначно. В период правления Александра II армяк перестали носить в писательской среде. Некоторые элементы «народного» костюма вновь появились в кругах художественной интеллигенции в конце XIXначале ХХ вв.

          Архалук – (от тюрк. arkaluk) мужской домашний кафтан без пуговиц, с рукавами без плечевых швов, известный в России с начала XIX в. Шили данную одежду из сложенного вдвое куска ткани. Для архалука выбирали плотную шелковую или хлопчатобумажную полосатую ткань, что было данью увлечению Востоком. В архалук, например, был одет гоголевский Ноздрев. В архалуке написал себя Кипренский (1828). Однако уже в середине XIX в. под архалуком подразумевали одежду совсем иного, так называемого европейского покроя. В эти годы архалуком стали называть отрезные и присборенные у талии, длиной до колен, застегивавшиеся на крючки кафтаны, которые по крою больше подходили под определение «бекеша».

Арчак – седло с невысокими широкими луками и пристегнутой к остову подушкой. Очень легкое и удобное, как правило, выполнялось как предмет роскоши.

Атлáс – (от араб. atlas гладкий) шелковая, шерстяная или льняная ткань с блестящей поверхностью. Особые гладкость и глянцевитость достигались характером переплетения нитей, при котором основа или уток появлялись на поверхности не чаще, чем через пять кроющих нитей. В местах, где утковые нити свободно лежат над основными, возникают блестящие поверхности, там, где они сплетаются, возникают матовые поверхности. Известен в русском быту со времени контактов Древней Руси с Византией, куда эта техника проникла через арабский Восток из Китая. Отечественное производство шелковых тканей появилось в начале XVIII в. Разнообразие атласных тканей было чрезвычайно велико. В XIX в. частым стало соединение шелковой основы с утками из другой пряжи, например с шерстью. В XVIII в. атлас носили как женщины, так и мужчины, позже в мужском костюме он сохранился лишь в качестве отделок и дополнений – жилеты, галстуки, канты. В крестьянском быту атлас, как и все ткани фабричного производства, считался предметом роскоши и признаком достатка; из него изготовлялись девичьи ленты, платки, рубашки-косоворотки и т.д.        

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Постскриптум ко вчерашнему о Менухине

    Сейчас слушал подряд бетховенский концерт в исполнении Когана (1966: https://youtu.be/dRSSKQU2z6c ) и опять в исполнении Менухина (1962:…

  • Менухин невероятный

    Записал вчера бетховенский скрипичный концерт в исполнении Менухина. И есть у меня этот же концерт в исполнении Когана. Вот сейчас, вечером добрался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Постскриптум ко вчерашнему о Менухине

    Сейчас слушал подряд бетховенский концерт в исполнении Когана (1966: https://youtu.be/dRSSKQU2z6c ) и опять в исполнении Менухина (1962:…

  • Менухин невероятный

    Записал вчера бетховенский скрипичный концерт в исполнении Менухина. И есть у меня этот же концерт в исполнении Когана. Вот сейчас, вечером добрался…