Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Благодарю за первые дополнения и уточнения:
machasgracias, olbening, mon_golskij, catherine_catty

Особое спасибо – il_ducess за новые термины «аллонж», «аракчин»

Photobucket
К статье «бархат»

Кафтан сокольничего (ездовой). XVII в.
Крой, шитье – мастерские Московского Кремля.
Бархат - Польша, камка - Италия, золотые нити. Шитье, ткачество. Государственная Оружейная палата.


Начинаем на букву «Б»:

Баволе, байдана, баволе, байдана, баккара, баклага, баклуша, балантин, балдахин, балич, бальцо, бандо, бант, барб, барбе́т, барботин, баретки, бáрмица, бархат, бархотка, баска, басмá, басон

Баволе – (от франц. bavole) маленькая косынка из ткани, отделанная по низу кружевом которой заканчивался сзади женский головной убор типа наколки.

        Байдана – (от араб. бадан и бадана) кольчатый доспех в виде рубахи длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданой. От кольчуги байдана отличается лишь большими размерами и формой своих колец. Кольца байданы – крупные, плоско раскованные. Крепились кольца либо внакладку, либо на гвоздь или шип, что давало сочленению большую прочность. Весившая до 6 кг байдана представляла собой надежную защиту от скользящих сабельных ударов, но от колющего оружия и стрел спасти не могла из-за большого диаметра своих колец. Байданы появились на Руси в начале XIII в. и использовались в ратном деле до середины XVII в.

Баккара – (от франц. baccarat) один из наиболее ценных сортов хрусталя, получивший свое название от места производства изделий из хрусталя, организованного в 1816 г. на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основан около 1746г.) в г. Баккара. В 1824 г. здесь появились первые хрустальные люстры, в 1839 г. – цветной хрусталь, и вторая половина XIX в. прославила технически совершенные пышные и обильно изукрашенные дробным гранением сервизы и вазы мануфактуры Баккара. Фабрика сотрудничала с Фаберже, а после визита Александра II поток заказов из России настолько возрос, что одна из печей стала называться «русской» – она выпускала продукцию только для российского рынка.

Баклага – (от тат. бэклак) деревянный, керамический или металлический дорожный сосуд для воды (типа фляги) с узким коротким горлом и ушками на тулове для продевания ремня.

Баклуша – заготовка для ложек, токарной посуды или игрушек в виде расколотого вдоль и поперек чурака в размерах будущего изделия с напуском.

Балантин – (от франц. balantin, восходящ. к греч balantion – кошелек) нарядная матерчатая сумочка, принадлежность дамского туалета времен Директории носилась на очень длинной ленте так что могла слегка волочиться по полу.

Балдахин – (от итал. baldacchino – шелковая ткань из Багдада) нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.

Балич – большой платок для покрытия головы поверх чепца.

Бальцо – (от итал. balzo) тюрбановидная итальянская шапка XV-XVI вв. Ее каркас делался из металла или кожи, она обтягивалась пестрой материей, чаще всего шелковой. Бальцо всегда украшали вышивкой, золотыми спиральками и пр.

         Бандо – (от франц. bandeau – повязка)

1) повязка в женских нарядах, преимущественно головная;

2) ламбрекен, изготовленный на жесткой основе. Жесткий ламбрекен и мягкая вытянутая форма штор позволяют визуально приподнять потолки и подчеркнуть элегантность интерьера.

         Бант – (от польск. bant восходящ. к нем. band или к франц. bandeau повязка) узел со свободно висящими петлями из ленты или шнура, являющийся отделкой прически, шляпы, платья, обуви и т.д. Термин появился в первые годы правления Петра I. Вместе с тем бант как предмет туалета был известен в России задолго до появления обозначавшего его иностранного слова. Незамужние женщины издавна украшали косы лентами с бантами на концах. В XVIII в. бант стал служить украшением не только для волос, но и мужских и женских нарядов. На женских платьях банты крепились в самых различных местах по подолу, груди, на рукавах у плеча и у локтя, были обычно контрастного цвета по отношению к ткани платья. В России быстро усвоили так называемую лестницу из бантов украшение на лифе платья, состоящее из череды бантов, увеличивающихся в размере снизу вверх от кончика шнипа до выреза на груди. Бантом спереди или сзади завязывали ленточку, туго обхватывающую шею, чаще из темного бархата. Банты так полюбились в XVIII в., что ювелирные изделия из металла с тех пор часто изготавливаются в форме банта. В XIX в. мужчины сохранили бант лишь в галстуках. В первой половине XIX в. банты чаще украшали рукава женского платья, и каждый из них имел собственное название в зависимости от того, какую форму приобретали петли. Если бант закрепляли на самом плече, то он назывался эполет (от франц. epaule плечо). В середине XIX в. вошли в моду банты под названием «Ватто» – две довольно длинные петли, сцепленные в виде копья. К этому времени украшения в форме банта рассматривались как естественная принадлежность «русского стиля» в одежде. С середины XIX в. молодые девицы начали носить пояса-ленты, которые завязывались пышным бантом. Этот обычай сохранялся для незамужних женщин вплоть до 1917 г.

        Барб (от франц. barbe – борода) украшение из кружев и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили в XVIII и XIX вв. на прическах и чепцах, а в эпоху кринолинов и на шляпе.

        Барбе́т – (от франц. barbette) женский головной убор эпохи средневековья (XII–XV вв.), возникший в эпоху крестовых походов как подражание головному и шейному покрытию рыцарских доспехов. На основании барбет были созданы головные уборы католических монахинь.

         Барботин – (от франц. barbotine)

1) фарфоровая масса, наносимая для декорирования на изделие до его обжига;

2) цветные ангобы, используемые для керамической живописи или декорирования в технике патсюрпат.

        Баретки – закрытые туфли на шнурках или пуговицы.

        Бáрмица – кольчужное прикрытие для шеи и плеч, пристегиваемое к шлему. Шлемы с бармицами появились впервые в X в.

    Бархат – (от араб.-тюрк. barrakan) шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с густым, низко остриженным ворсом на лицевой стороне, удерживаемый «грунтом» полотняного или саржевого переплетения. Типичным орнаментом в эпоху поздней готики и Ренессанса стал мотив граната с большим раппортом, большей частью темно-красного и золотого цвета, иногда с золотыми петлями. В эпоху барокко бархат становится многоцветным, в XVIII в. рисунок на бархата становится мельче. В начале XVII в. в Центральной Европе шерстяной бархат заменяет недоступный по цене шелковый. Долгое время бархат в России был привозной тканью. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623 г. В середине XVII в. были приглашены иноземные мастера из Италии и Германии, однако после 1689 г. попытки производить бархат в России прекратились. Лишь в 1717 г. начала действовать первая русская мануфактура по производству шелковых тканей, в том числе и бархата. Сырьем для его производства могли служить и шелк, и шерсть, и хлопок. Но в России собственно бархатом называлась только шелковая ткань, причем шелковый ворс при бумажном грунте считался недостаточно престижным, «не самым настоящим» бархатом. Для получения ворса вводилась особая ворсовая нить, которая была вдвое длиннее нитей «грунтовой» основы и выводилась на лицевую поверхность ткани при помощи металлических прутков. Образовавшиеся петли могли разрезаться разрезной бархат или оставаться в виде крошечных петелек петельчатый бархат. В бархатной технике, то есть с ворсом на лицевой стороне, производилось множество тканей плис, вельвет, вельветин, утрехтский бархат, и другие. Бархат выпускался одноцветным, набивным и тисненым. Ткань последнего вида создавалась путем обработки горячим прессом с выпуклым орнаментом, который оставляя след на ворсе в виде цветочных и геометрических узоров. Из бархата изготовляли одежду, головные уборы, драпировки, обивки, сумки и переплеты книг. Малиновый бархат переплетов дал название родословным книгам, в которые были включены самые знатные боярские и дворянские роды так называемая Бархатная книга, составленная в 1687 г. Кроме набивного и тисненого большим спросом (особенно в первой половине XIX в.) пользовался бархат, у которого ворсовыми были либо фон, либо орнамент, известный в старину под названием «рытый» бархат.

Бархотка – бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Вошла в моду в первой половине XVIII в. во Франции.

        Баска – (от франц. basque) широкая оборка на кофте или юбке; просторная кофта с такого рода оборкой; подкройная полочка, пришиваемая к лифу кофты, платья. Баска-оборка получила распространение в России в начале XVIII в. как отделка дамской одежды европейского образца. Баска-кофта широко распространилась в XIX в. и превратилась в своеобразный символ определенного сословия. К концу XIX в. баски стали носить и крестьяне.

        Басмá – (от тат. – оттиск, отпечаток) тонкая пластинка из серебра или золота (реже, с XVI в., из белой жести) с рельефным узором, тисненным с матриц. Басменная доска (матрица) изготовляется литьем из медных сплавов с монолитным рельефом (реже из камня или дерева), при этом на ней выполняется только один раппорт (отсюда многократность узора). Для получения оттиска пластинку кладут тыльной стороной кверху, на нее – матрицу, по которой ударяют деревянным молотком. Басменный рельеф отличается от чеканного меньшей четкостью.

         Басон – (от франц. passement) плетеное изделие (шнур, тесьма, бахрома и др.), идущее на украшение одежды, мебели. Басон с тонкой нитью из сплавов цветных металлов называется галуном.

 

 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…