Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

В комментариях к предыдущим постам выяснилось, что термины орнаментики, такие как «акант», «меандр», «пальметта», «раппорт», «вензель» и пр., намеренно пока что не допущены в этот словарь. Но где-нибудь ближе к финишу можно будет вернуться к обсуждению целесообразности их включения в состав Словаря музейных вещей.

Photobucket 
Бердыши. Россия XVII в.

           Продолжаем на букву «Б»:

Баул, бахилы, бахрома, бáхтерец, башлык, башмак, бейка, бекеша, белендрясы, белошвейное шитье, «бельё», берды́ш, берендейка (бандальера), берет, бержер, «берта», «берцовка», бешмет

       Баул – (от итал. baule) продолговатый дорожный сундук с выпуклой крышкой, дорожная продолговатая, округлая фанерная коробка.

       Бахилы – мягкие кожаные сапоги с очень длинными голенищами (для хождения по болоту, воде и т.п.).

        Бахрома – (тюрк., от араб. махрама – платок) гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями; украшение к занавесям, мебели, абажурам. Бахрому для отделки платков, шарфов и т.п. получают выдергиванием (осыпкой) нитей на краях изделия.

       Бáхтерец – (от перс. begter) распространенный на Руси в XVI-XVII вв. кольчатый (кольчужный) доспех, основу которого составлял пластинчатый панцирь. Он набирался из рядов стальных пластин, скрепленных между собой металлическими кольцами, а его боковые и наплечные разрезы застегивались пряжками или стягивались ремнями. К панцирю наращивались кольчужные подол и рукава, а иногда и ворот. Время распространения бахтерцов совпало с утратой щитом своего боевого значения. Щит превратился в парадно-церемониальный предмет знати.

         Башлык – (от тур. голова) съемный капюшон с двумя длинными концами, которые могут быть обмотаны вокруг шеи; материалом служит сукно, обычно белое или черное, реже красное. Распространению башлыка в России способствовало казачество, часть которого жила в непосредственном соседстве с кавказскими народами и заимствовали у них наиболее практичные в тех условиях элементы костюма. Модным башлык стал в 1830-е гг., когда начали носить бурнус. В 1862 г. башлык был введен как форменный головной убор в войсках донского и терского казачества, а в 1871 г. и других частях регулярных войск. Удобство башлыка послужило причиной появления его в армиях других стран Германии, а затем Франции. В 1880-х гг. башлык ушел из «большой моды», но долго оставался из-за своей практичности деталью детской одежды.

         Башмак – (от тур. – башмак, подошва) низкая обувь на каблуке или без него из кожи или ткани. Название часто употреблялось уже в XVI в. До XIX в. башмаками называли всякую низкую обувь, но с начала XIX в. – только женскую. По-видимому, это связано с изменениями в европейской моде конца XVIII–начала XIX вв., когда основной обувью мужчин, следующих моде, стали сапоги различной длины, а для некоторых случаев – бальные туфли. Башмаками стали называть женскую обувь, предназначенную для улицы, более грубую и менее нарядную, чем бальные туфли. В XIX в/ башмачникками называли тех, кто шил и чинил только женскую обувь. Мужские сапоги-туфли обслуживали сапожники.

          Бейка – (от франц. biais) полоска ткани, нашиваемая сверху или вшиваемая в наружный шов для отделки.

         Бекеша (от венг. bekes) верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, подолу; верхняя мужская одежда в виде сюртука со складками или сборками сзади по талии. Название по имени венгерского дворянина Каспара Бекеша, славившегося при дворе польского короля Стефана Батория щегольством. Иноземные костюмы стали проникать на Русь в XVI в., и одной из первых была бекеша. Впоследствии был принят ряд указов, запрещавших ношение иноземного или, как его называли, немецкого платья. Вновь бекеша стала популярной во второй половине XVIII в., причем ее неизменной деталью оставалась только меховая опушка.

           Белендрясы – резные деревянные украшения на деревенских домах.

          Белошвейное шитье – вид отделки вышивкой, для получения которой удаляют определенное число нитей по обоим направлениям ткани, после чего переплетают оставшиеся нити с использованием вышивальных швов.

       «Бельё»
1) термин народных резчиков: выточенное или вырезанное изделие, сохраняющее нежную природную поверхность обработанного дерева;
2) белая неразделанная (недекорированная, нерасписанная) посуда или фигурка из фарфора или бисквита.

          Бердыш – (от польск. berdysz) рубящее древковое холодное оружие в виде топора с широким лезвием (40-100 см) в форме полумесяца на длинном древке (более 2 м) с подтоком на конце. Рабочая часть состояла из лезвия длиной от 600 до 1000 мм, тупья, обуха и косицы. Изготовление бердышей, по крайней мере, в XVII в., производилось по определенным стандартам. В 1656 г. особым указом было предписано «топорки и бердыши» делать по единому образу на древках длиной 2 аршина (142 см) с железными «копейцами» внизу, «чтоб можно было в землю воткнуть». Бердыш удачно сочетал в себе качества холодного оружия, весьма эффективного в рукопашном бою, и подсошка – упора для стрельбы из тяжелого ружья или мушкета. Воткнутый в землю, бердыш не мешал при подготовке выстрела, а в походе носился за спиной на прикрепленном к древку погонном ремне.

        Берендейка (бандальера) – перевязь, носившаяся через плечо пехотинцами XVI-XVII вв., вооруженными огнестрельным оружием. Деревянные трубочки (обычно до 12-ти) служили мерками для пороховых зарядов пищали, мешочек внизу предназначался для пуль и фитиля.

          Берет – (от франц. beret) мягкая круглая плоская шапочка без тульи и околыша. В западноевропейском костюме берет известен с XVI в., но в России появился только в начале XIX в. В первой половине века был только женским головным убором, притом только замужних дам. Береты изготовляли из шелка, бархата, кружев, отделывали перьями, цветами и ювелирными украшениями.

          Бержер – (от франц. bergere – пастушка) вид глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках эпохи рококо. Низкое сиденье бержера покрыто пуховой подушкой, подлокотники и высокие боковины соединены со спинкой сплошной обивкой, предохраняющей голову от сквозняков.

         «Берта» – (от франц. berthe) отделка дамского платья из лент или кружев, обрамляющая низкий вырез нарядного женского туалета. Название от женского имени, широко распространенного в средневековой Европе. Берта появилась в европейской женской одежде в XVI в., в России – с начала 1840-х гг. и просуществовала, не меняя формы, до 1860-х гг. Позже бертой стали называть любые съемные воротники и оборки по краю выреза дамского костюма. Изображение некого подобия берты можно видеть на портретах XVIII в., но их название – «модести» (от франц. modestie – скромность). Этот термин бытовал еще в первой трети XIX в.

«Берцовка» – узкая ваза эпохи модерн.

        Бешмет – (от тат. bišmät) кафтанчик в воротничком-стойкой, застегнутый доверху крючками. Бешмет носили под черкесской или без нее. Бешмет, национальная одежда некоторых народов Северного Кавказа, был не только мужской, но и женской нательной одеждой. Шелк, хлопок или шерсть в качестве ткани для бешмета свидетельствовали только о достатке владельца. Бешмет мог быть стеганным, одноцветным или узорчатым. Разнообразной была форма рукава: узкая или широкая, прямая или с отворотом, что зависело от региональных особенностей. Казачьи бешметы, заимствованные уже в конце XVIII в., соответствовали по цвету уставным предписаниям: красные у кубанцев, голубые у терцев. Воротник форменного бешмета обшивался галуном. Материалом служило сукно различного, в зависимости от чина, качества.

 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…