Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Спасибо за новые дополнения – catherine_catty и mon_golskij

А machasgracias предложила очень качественную статью «антиминс», которая поставлена в алфавитном порядке. Но, боюсь, статья эта останется недосягаемым эталоном в нашем словаре.



Photobucket

Х.Мейер. Столик-бобик. 1770-1780-е гг. Государственный Эрмитаж.

Продолжаем на букву «Б»:

Било, би́ндюх, бирюльки, бисер, «бисквит», бить, блёстки, «блезир», блонды, блуза, боа, бобешка, «бобик», божни́к, божница, бокал, боливар, бόлюс, бомбилатка, бонбоньерки, босторг, ботáло, ботики, ботинки, ботфорты, бра, брандербергс, бранденбуры

В словарь включены и некоторые термины экипажного дела.


          Било – металлическая доска, в которую бьют для передачи различных сигналов.

          Би́ндюх – большая извозная телега, на которой перевозили грузы до 100 пудов.         
          Бисер
– (от араб. бусер – стеклярус) мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла, пластмассы, металла со сквозными отверстием для низания. Употребляется для отделки одежды, различных предметов обихода, создание украшений. В X в. техника изготовления бисера была освоена в Венеции, где на острове Мурано с конца XIII в. сложился центр стекольного производства. В России первая попытка получения бисера была осуществлена М.В.Ломоносовым в 1748 г. Поскольку бисер в России долго был привозным материалом, то его распространение в XVIIIпервой половине XIX вв. ограничивалось дворянским бытом. Бисером украшались обувь, чехольчики, мешочки для рукоделия, но гораздо чаще его применяли для создания разнообразных композиций на каминных экранах и настенных украшениях. Преобладали бело-серебристые и опаловые переливающиеся фоны, на которых размещались цветы, животные, «пейзаны», китайские домики, вышитые из бисера. В XIX в. шитье бисером процветало и в домашнем рукоделии, и в монастырских мастерских. После 1860 г. шитье из бисера стало обычным явлением в крестьянском рукоделии, заменив шитье речным жемчугом, традиционное для украшения головных уборов, «ожерелок», «зарукавий» и т.д. Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Он часто подражал драгоценным камням изумруду, сапфиру, рубину, бирюзе, а также жемчугу. Продавали старинный бисер в «низках», то есть нанизанным на нитку. Такой способ позволял сразу увидеть, что все отверстия в бисере не повреждены, и он действительно пригоден к рукоделию.

          Бирюльки – предметы русской настольной игры. В России существовало два вида игры в бирюльки - играли в бирюльки-палочки и в бирюльки, выточенные на токарном станке. И если первый вариант игры (в виде палочек, проволочек или соломинок) можно было сделать самим, и играли в него в основном деревенские дети, то токарные бирюльки ждала совсем другая судьба. Начиная с XIX века, точеные русские бирюльки стали семейным и даже светским развлечением, а к началу XX столетия их можно было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Бирюльки изготавливались из различных пород дерева и даже из слоновой кости. Бирюльки были непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами.

       «Бисквит» – (от франц. biscuit — «сухарь» от лат. bis coctum — «дважды испеченное») непокрытый глазурью вид «мягкого» фарфора. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига (приставки «бис» и «би» во многих языках означают два). При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. С середины XVIII в. из бисквита выполняли настольные скульптурные группы к дворцовым сервизам.  Бисквитная пластика из мягкого фарфора, теплого, слегка желтоватого тона, имеет матовую шелковистую поверхность, а отсутствие глазури и росписи обусловливает необходимость очень тонкой моделировки. Решающим моментом в создании стиля французской фарфоровой пластики было привлечение к работе на Севрской мануфактуре художника Буше, по рисункам которого исполнялись модели сначала парижскими скульпторами Ван де Воорстом, Блондо, Ш.-Л. Сюзанном, Ж.-Б. Деферне, а затем одним из крупнейших скульпторов этого периода Этьеном-Морисом Фальконе. Фальконе, руководивший скульптурной мастерской с 1757 по 1766 год, создал множество моделей специально для бисквита и повторял свои произведения, выставлявшиеся ранее в Салоне. Он внес в фарфоровую пластику элементы классицизма и, в то же время, тонкую передачу натуры

        Бить – золотая или золоченая обычно плоская металлическая нить, используемая в золототканном деле, золотном шитье и т.п.

       Блёстки – мелкие металлические кружочки с отверстием посредине, служащие для накрепления их на ткань; использовались широко в XVII-XVIII вв.

        «Блезир» – (от франц. plaisir удовольствие) термин русских печников: сторона голландской печи, выложенная заподлицо со стеной одной комнаты, тогда как сама печь и ее топка выходят в другую комнату.

Блонды – (от франц. blonde – золотистая, рыжеватая, русая, белокурая) кружево из шелка-сырца золотистого цвета (при сохранении естественного цвета сырья), а также белого или черного цвета. В XVIII в., ко времени широкого распространения блонд в России, золотистый цвет этого кружева встречался уже довольно редко, гораздо чаще можно встретить белые или черные блонды, называемые также «шантильи» (от франц. Chantilly – города во Франции, где они производились). В XVIII в. блонды (как и другие виды кружев) наряду с женщинами носили и мужчины в качестве жабо, манжет, галстуков, отделки рубашек. Особенно велика популярность блонд в женской моде была в первой половине XIX в., когда шали, пелерины, зонтики, нарядное белье и изящные носовые платки отделывались блондами.

Блуза – (от франц. blouse) произошла от короткой, доходящей только до пояса формы блио – средневековой верхней одежды обоих полов рубашечного типа. Эта древняя одежда была распространена везде среди рабочего люда и сельских жителей, а также среди солдат (матросская блуза). Во время революционных движений появляется блуза в разных цветах. В XIX в. в женской одежде лиф становится самостоятельной частью. Типичное до сих пор разделение на юбку и блузу, в отличие от прежних платьев, сшитых целиком, появляется уже в середине 40-х гг. ХIХ в., но повсеместное распространение оно получило только в конце столетия. Блуза сначала еще называлась taille – лиф или жилетик со шнуровкой; ее форма тоже соответствовала высоко закрытому жилету. Название блуза закрепляется позднее; вместе с юбкой и пиджачком теперь возникает костюм, приближающийся к мужской моде.

         Боа – (от лат. boa букв. змея-душитель, т.е. удав) длинный узкий шарф из меха и перьев, вошедший в моду в начале XIX в. Был особенно моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже XIXХХ вв. Существовало русское название «хвосты». Боа из меха или перьев не выходили из моды до 1914 г., позже появились длинные боа из легких тканей или шерсти (вязаные).

       Бобешка – (от франц. bobeche – розетка подсвечника) элемент подсвечника; в русской традиции бобешкой с XIX в. называли стаканчик, в который вставляли свечу.

       «Бобик» – столик небольшого размера со столешницей в форме боба, навеянной английскими и французскими образцами столиков для рукоделия с так называемой почкообразной столешницей. В России «бобик» вошел в обиход во второй половине XVIII в., отвечая округлостью форм и небольшими размерами стилистике рококо. В XVIII в. «бобик» назывался «выгибным» столиком или «полукруглой выемкой». Название «бобик» возникло в конце XIX в. как профессиональный термин мебельщиков и историков прикладного искусства.

Божни́к ткань для украшения икон установленных на божнице. Представляет собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

       Божница – полочка или открытый шкафчик для постановки икон в «красном углу» русской избы. Божница изготавливалась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Довольно часто божница была двухярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем старые, поблекшие. В божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Здесь же лежало крылышко для обметания икон.
 

 

Бокал сосуд для питья спиртных напитков, чаше средней крепости. Форма тулова: цилиндрическая, коническая, бочкообразная, шаровой сегмент или пояс, иногда их комбинация; форма, не являющаяся комбинацией поверхностей вращения, например, сжатая с боков, очень редка. Ножка: форма цилиндрическая (балясина), коническая; возможно, с круглыми и дисковидными профилями («яблоки», «денежки»); длина; от длинной до короткой, иногда ножка практически отсутствует, сводясь к перетяжке между туловом и подставкой. Подставка: форма дисковидная или ширококоническая, обычно с донным углублением. Съемная крышка встречается у некоторых дорогих бокалов, но, как правило, отсутствует. Размеры: средние, вместимость 100-250 мл, редко более. Материал: бесцветное и окрашенное стекло, иногда керамика; другие материалы редки; металлический сосуд такой формы называется кубком. Оформление: простое или различные формы художественного декора. В соответствии с так называемым «французским стандартом» различаются по назначению следующие виды бокалов. Для белого вина: цилиндрический, высокий, средних размеров, из бесцветного или слабоокрашенного стекла. Для рейнвейна: цилиндрический, тулово из зеленого или синего стекла с граненым орнаментом. Для красного вина: большой, цилиндрический, слегка суживающийся кверху, ножка средняя, из бесцветного стекла. Для полусладких вин: широкий, открытый, средних размеров, без украшений, различной формы. Для хереса: конический или цилиндрический, средних размеров, ножка средняя или короткая. Для шампанского: «версальский» – высокий, почти цилиндрический, имеет углубление дна, уходящее в длинную ножку, предназначенное для формирования пузырьков, из очень тонкого бесцветного стекла, около 100 мл. Для коньяка, бренди: «снифтер» – большой сферический или грушевидный с резким сужением кверху, короткая ножка, из гладкого прозрачного стекла.

        Боливар – (от франц. bolivar) шляпа с сильно расширенной вверху тульей и широкими полями. В 1820-е годы, когда «мыслящие люди» в Европе радовались успехам борцов за независимость южноамериканских колоний, в моду вошла шляпа предводителя этого движения, Симона Боливара. Любопытно, что сам Боливар носил треуголки, а широкополые шляпы (сомбреро, защищающие лицо от солнца) были типичны для его последователей-крестьян. В Европе и России боливар носили дворяне, люди образованные и желавшие подчеркнуть свое вольномыслие («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...»). Из-за его широких полей "невозможно было пройти в дверь, не снимая с головы шляпы", – писал М.И.Пыляев. Политические оппоненты либералов носили шляпы с узкими полями – мурильо (по имени противника Боливара – Мурильо). Это первая, но далеко не последняя попытка сделать шляпу политическим символом.
 

         Бόлюс (от лат. bolus, восходящ. к греч. bolos ком, кусок) глина, а также глинистая паста с добавлением коллагенового клея служащая для закрепления сусального золота на позолачиваемой поверхности, иначе – левкасная глина. Цвет болюса (различают красные, желтые и черные) придает оттенок будущей позолоте.

Бомбилатка – украшения на чепцах из стекла, олова, латуни, стеклянных шариков, цепочек.      
        Бонбоньерка – (от франц. bonbon – конфета) изящная коробка для конфет. Традиция изготавливать и дарить их берет свое начало с конца XVI в. Первые бонбоньерки были скорее предметом роскоши, т.к. и сами сладости, и материал, из которого изготавливались бонбоньерки (золотые, серебряные изделия, инкрустированные драгоценными камнями) представляли из себя большую ценность. Также, бонбоньерки делали из фарфора, дерева, латуни, картона, драпировали шелком и парчой.

        Босторг – (голл.) короткая мужская жилетка, род фуфайки, поддевки, а также женская телогрея на крючках и на помочах, стеганая и в сборах. Босторги носили в XVIII-XIX вв.

Ботáло – колокольный язык.

Ботики – гусарские сапоги особого покроя, с твердыми голенищами, имеющими фигурный вырез спереди.

        Ботинки – (от франц. bottines) обувь, закрытая до щиколоток с помощью шнуровки, ремешков и пряжек, молний и т.д. Такой вид обуви, сначала только мужской, появился в России сравнительно недавно. Впервые ботинки были рекомендованы мужчинам в начале 1840-х гг., а в конце 1850-хначале 1860-х гг. они вытеснили сапоги. Мужские ботинки до начала ХХ в. обыкновенно изготавливали только черного цвета, а женские и детские из цветной кожи.

Ботфорты – (от франц. bottes fortes – крепкие сапоги) сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено. Впервые появились в русской армии в 1700 г., Предмет униформы гвардейских кирасирских полков.

       Бра (от франц. bras – рука) настенный светильник. Первоначально изображал закрепленную на стене сжатую в кулак руку человека, которая держала шип для толстой свечи или факел. Многообразием художественных решений отмечены бра-подсвечники из меди, бронзы, стекла с деревом, выполнявшиеся в XVII-нач. XIX вв. для дворцовых интерьеров.

Брандербергс – (нем.) двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Брандербургского (XVII в.), в честь которого и были названы. Особое распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках, мантильях и т.д.

Бранденбуры – (нем.) шнурованные выкладки в форме петель и завитков на груди одежды в «венгерском стиле» (доломанах, ментиках).

 

         

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments