Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

По настоянию il_ducess в словарь добавлены «бирюльки»

Очередные дополнения получены от mon_golskij




Photobucket

Братина

Россия. Конец 1620 - начало 1630-х гг.
Государственный Русский музей

Завершаем букву «Б»:

Братина, бриллиантовая огранка, бричка, брогáм, бронза оксиде́, брыжи, брюки, буасери, бугай, бужуар, буккеро, булат, буль, бульдонеж, бульотка, бунчук, бурка, бурну́с, бутоньерка, бутурлы́ки, бутылка, буф, бучарда, бювар, бюро

       Братина русский шаровидный сосуд, нередко с низким поддоном и конусообразной крышкой для питья на братчиных пирах (крестины, именины и пр.), их также ставили на гробницы для поминовения усопших. Е.И.Забелин определял братину как «горшок с поддономи кровлею или покрышкою». Золотые и серебряные сосуды с чеканными узорами известны в XVI-XVII вв., медные и деревянные в народном быту XVI–XIX вв.

        Бриллиантовая огранка – вид огранки, максимально выявляющей блеск и игру алмазов, при которой коронка (верхняя часть камня) имеет не менее трех, а павильон (нижняя часть камня) – не менее двух ярусов граней, а общее количество граней – свыше пятидесяти семи.

Бричка – летний открытый экипаж (рессорный и безрессорный) с прямыми дрогами, на которые поставлен кузов. Над колесами располагаются кожаные или жестяные «крылья», защищающие седока от пыли и грязи. Бытовала в России и странах Западной Европы с первой четверти XIX в.

        Брогáм(от англ. Brougham) тип экипажа, изобретенный в первой половине ХIХ в. английским лордом Брогамом. Будучи довольно высокорослым человеком, лорд Брогам испытывал затруднения при посадке в традиционную карету, у которой дверь располагалась посередине пассажирского салона, а посадочные места соответственно в передней и задней части салона. В 1838 году лорд Брогам по своему эскизу в каретной мастерской Barker and Company заказал новый, сравнительно небольшой закрытый экипаж с двухместным сиденьем сразу за дверным проемом и без боковых окон в задней части салона. Кучер, как и пологалось в то время, находился снаружи. Такой кузов-купе пришелся по душе каретникам, и они растиражировали его, окрестив экипажем Брогама, или просто «брогамом». Окрашивался брогам в темные цвета, предпочтительно черный. Кузов обивался овальными выступающими платиками. Непременный атрибут брогама середины века – жестяные застекленные фонари, которые вместе с платиками и блестящимим металлическими ручками на дверцах, контрастируя с темной лакированной поверхностью кузова, существенно оживляли внешний вид кареты.

         Бронза оксиде́ – (от франц. bronze oxydee) изделия из бронзы с покрытием темно-стального цвета (зернистое серебро), имитировавшим патину и отличавшимся дешевизной в производстве и прочностью. В России была в моде в 1860-е гг.

        Брыжи – (от польск. bryїe) отделка рубашки в виде сборки из ткани или кружев; то же, что и жабо. Рубашку с такого рода отделкой мужчины носили начиная с XVIII в., в том числе и высокие военные чины, хотя размеры брыжей у военных не были столь велики, как у штатских. На портретах XVIII в. узкая оборка брыжей была хорошо видна благодаря тому, что верхняя пуговица камзола не застегивалась. В отличие от французского заимствования – жабо – термин «брыжи» широкого распространения не получил.

         Брюки – (от голл. broek) мужские верхние штаны. Брюки имеют восточное происхождение. В Европе впервые появились у галлов и у некоторых германских племен. Только в XII в. в повседневный обиход входят мужские чулки-брюки, которые были скорее длинными чулками. Брюки XVII в. становятся широкими и, будучи засученными до колен, выглядят как юбки. Моде на короткие брюки до колен (кюлоты), которые носили еще при Людовике XIV, положила конец Французская революция, введя длинные панталоны. Последние остаются в моде до конца XIX в., то расширяясь, то сужаясь. У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в XVI в., но только в начале ХХ в. получили всеобщее распространение. Как верхняя одежда стали модными только в ХХ в. Название распространилось в России в эпоху Петра I. Поначалу название «брюки» относилось только к матросским штанам и лишь с конца XVIII в., после изменений в моде, вызванных Французской революцией, стало употребляться применительно к детали мужского туалета вообще. Сначала термин «брюки» существовал параллельно с термином панталоны, но со временем полностью его вытеснил. Требования к покрою брюк были такие же, как и к покрою панталон, до тех пор, пока словом панталоны не стали называть интимную деталь женского туалета. С приходом в моду фрака, имевшего вначале довольно высокую талию, необходимо было кроить брюки так, чтобы на животе не собирались складки; это привело к возникновению подтяжек. К 1820-м гг. научились кроить брюки (и панталоны) с гульфиком. До этого застежки находились по бокам. Со временем место расположения пуговиц стало указывать на возраст детские брюки застегивались сбоку, с подросткового периода с помощью гульфика. В 1895 г. англичане ввели в моду отвороты на брюках; первоначально брюки с отворотами носили только утром и в дождливую погоду. В 1911-12 гг. на брюках появились заглаженные складки, так называемые стрелки. В России брюки навыпуск носил только городское население, тогда как мастеровые и крестьяне заправляли брюки в сапоги (аналогично традиционно русским портам). Белое духовенство под рясой тоже носило брюки, обязательно заправленными в сапоги. Со второй половины ХХ в. брюки разнообразных фасонов носят не только мужчины, но и женщины.
P.S. Варианты датировки появления передней застежки  даны в комментариях.

         Буасери – (от франц. boiserie) деревянная отделка стен.

        Бугай – (тюрк.) верхняя одежда на меху, которую на Руси начали носить с XIV в. В отличие от шугая бугай не имел рукавов. В древности был великокняжеской одеждой.

       Бужуар – (от франц. bougeoir) низкий кроватный или комнатный тип подсвечника, распространенный в XVIII – XIX вв.; представлял собой бобешку, закрепленную на блюдце, снабженном с одной стороны ручкой в виде кольца, петли или язычка. Допускалось наличие небольшого стояна и двух бобешек.

      Буккеро – (от итал. bucchero, восх. к порт. bucáro – благоухающая глина) специфически-этрусская разновидность  керамики – черные, блестящие с внешней стороны сосуды, изготавливавшейся с середины VII по начало IV в. до н. э. К началу 600 г. до н. э. появились тонкостенные, часто с высеченным узором сосуды, названные «Bucchero sottile», которые формой и блеском имитировали металлическую посуду. В IV в. до н. э. появились богато украшенные рельефные сосуды «Bucchero pesante». Итальянский термин «bucchero» произошел от португальского слова «bucáro», которым завоеватели Южной Америки назвали найденную там керамику серовато-черного цвета. К концу XIX в. португальское слово вошло в итальянский язык, где стало обозначать посуду темного цвета из Португалии, а также сам серовато-черный оттенок этой керамики. В современной археологии термин «буккеро» используется для обозначения типичной этрусской керамики.

        Булат – (от перс. pulad – сталь) углеродистая сталь, отличающаяся вследствие особого способа ее выплавки и кристаллизации высокой твердостью, упругостью и своеобразной текстурой («узором»). Известен с  IV в. до н.э. (упоминается Аристотелем), лучшие сорта выделывались в Индии (Вуц), Средней Азии и Персии (Табан, Харасан) и Сирии (Дамаск).  В Европе секрет литого булата открыт в 1837 г. на Златоустовском заводе выдающимся металлургом П.П.Аносовым.

       Буль – (по имени А.Ш.Буля) техника набора с использованием различных материалов: панциря черепахи, латуни, олова, серебра, введенная в моду столяром Людовика XV Андре Шарля Буля (1642-1732). Мебель мастерской Буля, сочетающая черты барокко и классицизма, отличалась особой декоративностью благодаря использованию различных материалов, сложным сюжетно-орнаментальным композициям набора и обилию золоченой декоративной бронзы.

       Бульдонеж – (от франц. boule de neige – ком снега) вазы мейсенского фарфора, рисунком напоминающие цветки садовой декоративной формы обыкновенной калины, растения семейства жимолостных. Распростертые венчики этих цветов в мае-июне образуют ярко-белые соцветия, имеющие вид снежных шаров.

       Бульотка – (от франц. bouillotte – вид карточной игры) тип настольной лампы для карточных столов, распространенный в конце XVIII – начале XIX вв. Бульотка имела непрозрачный металлический абажур круглой или овальной формы, свободно двигающийся по вертикальному штоку, и плоскую подставку с бортиком. Сам подсвечник на одну или более свечей закреплялся на том же штоке ниже. Стоящая посредине круглого карточного стола, лампа освещала только карты и руки, оставляя в тени лица игроков.

       Бунчук – (от тур. boncuk) знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов, а также у атаманов русского казачьего войска.  Применялся в  XV-XVIII вв. и представлял собой древко длиной до 2,5 м, на верхнем конце которого крепились острие или шар над прядями конских волос и двумя серебряными кистями. Изображения бунчука присутствуют в некоторых южнорусских территориальных гербах  XVIII-XIX вв.

       Бурка плащ без проемов для рук из бурого, белого или черного войлока с длинным ворсом. Название от характерного цвета войлока бурый. В русский быт вошла в XVIII в. под влиянием одежды казачества, перенявшего некоторые элементы традиционного костюма средних кавказских народов. Бурка имела два типа кроя: для конников длинная (до щиколоток), с двумя швами по бокам, образующим жесткие выступы на плечах; для пеших воинов короткая, бесшовная (в большей степени близкая к пастушескому плащу).

Бурну́с – (от араб. burnus – широкий плащ) мужской или женский плащ с рукавами или без них, как правило, очень широкий и орнаментированный шнурами или аппликацией в так называемом восточном стиле. Типичная верхняя одежда бедуинов. Первое упоминание бурнуса среди модных новинок относится к 1831 г. Сначала это была нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая с длинными рукавами и капюшоном. В 1851 г. в моду вошли бурнусы черного цвета, но к этому времени мужчины почти перестали их носить. До 1863 г. бурнусы были очень длинными.

Бутоньерка – (от франц. boutonniere – петлица) букетик цветов, прикалываемый к одежде или вдеваемый в петлицу.

Бутурлы́ки – парные пластинчатые доспехи, защищающие голени. По форме близки к наручам.

Бутылка – (франц.) узкогорлый стеклянный сосуд, в коем держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин; портерные, с крутым оплечьем и пр. Мерная бутылка содержит полштофа, или 16 бутылок на ведро; торговых бутылок в ведре 20. Плоская бутылка называется флягою.
 

       Буф – (от франц. bouffe – надувать, топорщиться) пышный рукав со сборками; собственно сборки на платье. В 1820-30-е гг. густые сборки в верхней части рукава были обязательной принадлежностью мужского и женского костюма. Модный рукав дамских платьев, мужских фраков и сюртуков определял покрой верхней одежды – в обиход вошли накидки, салопы, плащи без рукавов. Однако буфы на тонких женских платьях все же легко сминались под тяжестью шалей, накидок и др. Поэтому были созданы разнообразные каркасы для удержания формы рукава; материалом для них служили ивовые, бамбуковые тростинки или китовый ус. В 1840-е гг. с изменением моды буф опустился на рукаве ниже локтя; в 1850-е гг. был виден лишь в нижней части рук, из-под верхнего расширенного рукава, и назывался «рукавчик», а затем и вовсе исчез из обихода. В мужской моде буф был забыт еще раньше – к 1850-м гг., вернулся в моду в последнее десятилетие XIX в.

       Бучарда – (от франц. boucharde) металлический молоток, имеющий две ударные плоскости с пирамидальными зубцами. Применяются каменотесами  и скульпторами при обработке каменной породы для придания камню живописной шероховатости.

       Бювар – (от франц. buvard) папка или род портфеля с листами промокательной бумаги для хранения почтовой бумаги, конвертов, корреспонденции и пр.

 Бюро – (от франц. la bure – толстое сукно) разновидность корпусной мебели. В XVI в. во Франции так называли письменные столы с двумя небольшими ящиками по сторонам и со столешницей, покрытой сукном. В современной терминологии под «бюро» обычно подразумевается предмет корпусной мебели с доской для письма (часто выдвижной), покрытой сукном или кожей, или с откидывающейся передней стенкой выдвижного ящика, в откинутом состоянии играющего роль столешницы. 

 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Нью-Йорк для путешествующих в прекрасном

    Если отстраниться от тех страниц «Воспоминаний о моей жизни» (1945), в которых Джорджо де Кирико предстает в удручающе-претенциозной позе, большая…

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Нью-Йорк для путешествующих в прекрасном

    Если отстраниться от тех страниц «Воспоминаний о моей жизни» (1945), в которых Джорджо де Кирико предстает в удручающе-претенциозной позе, большая…

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…