Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Вчера состоялся обстоятельный обмен мнениями по поводу «бульотки» и «буйотки». В пользу бульотки, но в двух, совершенно разных значенииях.
Получены очередные дополнения от mon_golskij. Не всё удается сразу учесть, но комментарии остаются, и с ними можно будет в дальнейшем работать. Однако, пора уже ставить следующий материал:

 Photobucket
Нож и вилка

Сольвычегодск. Конец XVII в.
Государственный Эрмитаж

  

Начинаем букву «В»:  

Валёк, вапа, веер, веко, вельвет, венгерка, венец, венецианское стекло, визитка, вилка, витраж, вицмундир, возду́х  



        Валёк – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании или для катания белья на скалке.

       Вапа – (от греч. βαφα – окраска)

         1) жидко разведенная глина для грунтовки деревянного «белья», устраняющая трещины, дефекты поверхности. Изделие, покрытое вапой, приобретает цвет глины;

        2) сопутствующий материал, используемый в качестве резерважа при золочении и полировании металлической поверхности. Представляет тестообразную смесь мела, сахара и гуммиарабика. Вапу наносили на на резервируемую поверхность и нагревали до превращения белой вапы в покрытие черного цвета, после чего обрабатывали остальные части изделия.

       Веер – (нем.) устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой), предназначенное для обмахивания, навевания прохлады. Складной веер, впервые появившийся в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно, из пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии – символом военной власти. Этот тип был перенесен в Западную Европу, где стал обычным женским модным аксессуарам с конца XVI в. Барокко вводит в моду разрисованные веера с зеркальцем посередине, обрамленные страусовыми или павлиньими перьями. В правление Людовиков XVI и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском дворе они играли большую роль в дворцовом церемониале: дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли в моду горожан. В XVIII в. веер появляется и в России.            

       Веко – невысокая круглая лубяная коробка, лукошко.

      Вельвет – (от англ. velvet – бархат) плотная хлопчатобумажная или синтетическая ткань с уточным ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде продольных рубчиков. В XIX в. вельвет чаще использовался в декоративных целях, в том числе в качестве обивки для мебели. Как ткань для мужской, женской и детской одежды получил распространение только в ХХ в.   

       Венгерка – короткая куртка из сукна, отделанная шнурами по швам и на груди   в подражание гусарскому доломану или ментику. Термин от названия страны – Венгрия, откуда еще в XVI в. Россией была заимствована одежда с отделкой шнурками. Венгерка являлась излюбленной одеждой деревенских помещиков, даже тех, кто не имел отношения к военной службе. Популярность одежды в стиле гусарского мундира в первой половине XIX в. была связана с особой престижностью военной формы, принадлежности к военному сословию. Кроме венгерки-куртки в XIX в. существовала венгерка, восходящая своим покроем к кафтану щеголя XVI в., отделанному шнурами. Во второй половине XIX в. венгерка постепенно ушла из повседневного обихода мужчин, но появилась в трансформированном виде в женской и детской одежде. В 1870-х гг. вошел в моду костюм «Денис» – изящный дамский жакет с отделкой по образцу гусарской формы времен Отечественной войны 1812 г. В те же годы венгеркой стали называть куртку военного образца, сшитую как ментик, отделанный черной мерлушкой.

       Венец – часть оклада, украшение вокруг головы на месте изображения нимба на иконе. Венцы оклада могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках. Венцы иногда завершаются крупными зубцами – городчатый венец. Золотой или серебряный венец – древнейший тип обетного приношения образу. Традиция увенчания икон восходит к античному обычаю украшения венками изваяний божеств. Форма «приложенных» венцов далеко не всегда соответствовала контурам нимба живописной иконы. Постепенно размеры венцов увеличивались по отношению к общей композиции. Если в домонгольский период контуры венцов не выходили за размеры средника, то в XVI–XVII вв. они нередко закрывали верхнее поле иконы и даже могли возвышаться над ним. Венец был самой важной частью убора иконы. Даже если он создавался одновременно с ее окладом, то выполнялся в более драгоценном материале и в более изощренной технике.      

       Венецианское стекло – художественные, главным образом выдувные сосуды, часто с налепными деталями, а также бусы, зеркала и прочие изделия, производство которых началось с конца XIII в. в Венеции (преимущественно на острове Мурано), освоившей опыт художественного стеклоделия Сирии и Византии. Самые ранние  из сохранившихся образцов венецианского стекла (чаши и кубки XV в. из цветного стекла с росписью эмалями) имеют формы, идущие от готики. С 1530-х гг. преобладают чрезвычайно тонкие, стройные по формам бокалы и вазы (порой в виде птиц, галер, морских чудовищ), цветные и бесцветные, с филигранью (стеклянными нитями, введенными в массу стекла) или с кракелажем (узором из трещинок). В XVII в. и особенно в XVIII в. изделия из бесцветного, агатового, коричневого с металлическими блестками, мозаичного стекла (сосуды, люстры, зеркала с гравировкой) становятся вычурными, а их декор – пестрым. С середины XIX в. выпускаются изделия по образцам XVIXVII вв.

       Визитка – (от франц. visite – посещение)                           

       1) мужской выходной однобортный костюм, с отрезной талией и закруглёнными полами; дамский костюм для визитов, иногда для посещения театра. В мужской костюм вошла на рубеже 1880–1890-х гг. В отличие от фрака или сюртука, никогда не была форменной одеждой. В России получили распространение черные и темно-серые визитки. Светло-серая визитка являлась признаком иностранца. Брюки чаще всего были в мелкую полоску и назывались визиточными. К визитке полагались крахмальные воротнички и галстуки с булавкой. Визитка была дневной одеждой для представителей многих профессий. Визитку надевали даже дворецкие и метрдотели, но они носили галстук-бантик. С середины XIX в. визиткой называли дамский костюм для визитов. С появлением мужской визитки женский костюм для визитов перестали называть визиткой. Требования к такому женскому костюму по сравнению с мужской визиткой были менее строгими, так как женская мода во второй половине XIX в. была более разнообразна. В черном костюме дама могла пойти  в театр, но только в том случае, если её место было в партере;          

       2) недлинный однобортный сюртук с расходящимися спереди полами, закругленными фалдами. Со второй половины XIX в. была частью выходного костюма. Отличалась от обычного сюртука лацканами, более открытой грудью. В.И.Даль определил визитку как род полуфрака, кафтанчика особого покроя, придуманного «щеголями для утренних разъездов». Застегивалась на одну-две, реже – на три пуговицы. Верхний карман застегивался на одну-две пуговицы. Лацканы визитки, как правило, шелком не отделывались. Шили визитки из крепа или кастора (тончайшего сукна). В начале XX в. для пожилых стали шить визитки с бортами и обшлагами, обшитыми шелковой тесемкой. Тогда же появились и черные бархатные визитки. По всей вероятности, визитка заимствована у англичан, где ее называют cut-away (от cut – отрезать и away – прочь), в значении «пиджак с обрезанными полами». Жилеты к визиткам подбирали однобортные и двубортные, черные, белые и цветные; ботинки или полуботинки подходили лишь черные лакированные. Иногда верх ботинок был замшевый, в тон жилетки – серый или бежевый. Случалось, их прикрывали фетровыми гамашами. Носили визитки служащие контор, банков, работники магазинов. Их надевали профессора, адвокаты, врачи. Для конных прогулок к визиткам полагались серые, в мелкую клетку, бриджи.

       Вилка – кухонная двузубая вилка, служившая для того, чтобы двигать мясо на сковороде, накладывать его на блюдо, известна со времен античности. Первые упоминания о столовой вилке (до XIX в. – двузубой) приходятся на XI в., когда подобные вилки были привезены в Венецию из Византии (в XII в. вилки попадали в Европу и через крестоносцев; считается, что одним из первых начал пользоваться вилкой, эпатируя окружающих, английский придворный Томас Бекет, ставший впоследствии архиепископом Кентерберийским). До XVI в. вилка считалась исключительно женским инструментом, предназначенным для того,      чтобы брать сочные фрукты. В начале XVI в. в той же Венеции вилка впервые употребляется в качестве столового прибора, и с этого времени начинается весьма медленное ее распространение по Европе. Употребление вилки неким англичанином в начале XVII в. (он привез ее из Италии) рассматривалось как чудачество; общеупотребительной вилка становится в Англии лишь около 1750 г. Людовик XIV запрещал своим внукам пользоваться вилкой, считая это признаком изнеженности. Тем не менее во второй половине XVIII в. применение вилки становится повсеместным.

       Витраж (от лат. vitrum – стекло) орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике – сплошное или частичное остекленение фасада. В Древнем Риме – с I в. н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники, но все чаще витраж представлял собой живопись на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они часто сводились лишь к декоративной стилизации. Новый этап в развитии витражного искусства наступил на рубеже ХIХ-ХХ вв. Витраж становится ярким декоративным акцентом интерьеров в стиле модерн. Луи Комфорт Тиффани разрабатывает новый упрощённый способ сборки витража при помощи медной фольги, который получил его имя.

       Вицмундир – (от. лат. vice – вместо, наподобие + мундир) фрак, повседневная форма чиновников. Для всех чинов вицмундир ввел в 1834 г. Николай I. Отдавая предпочтение единообразию перед разнообразием, Николай одел чиновников во фраки из темно-зеленого и темно-синего сукна с гербовыми пуговицами. В конце XIX в. вицмундир имел статус полупарадной одежды чиновников; петлицы и эмблемы ему не полагались. В фалде слева была прорезь для шпаги.

       Возду́х большой четырехугольный плат, который возлагается на богослужебные сосуды дискос и чашу, уже покрытые пеленами меньшего размера (малые платы называются сударь и/или покровец). С первых веков христианской литургии священные сосуды накрывали тканью во избежание попадания насекомых. Впоследствии эти покровы приобрели и символическое значение. Среди толкований: возду́х символизирует небесную твердь, окружающую землю; камень, которым была запечатана погребальная пещера Христа или погребальные пелены Спасителя. В определенные моменты литургии священнослужители веют этим платом над Св. Дарами, и это изобразует дуновение Св. Духа. Слово «возду́х» в данном случае – это калька с греческого αήρ. В сербской, румынской и в древнерусской традиции оно встречается и без перевода: «аер». Известно, что в лавре св. Саввы Освященного (V в.) большой покров уже назывался воздухом. Покровы на священных сосудах встречаются в мозаике и фресковых росписях XIIXVI вв.: например, в сцене Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (нач. XII в.) И в византийской, и русской традициях воздухи богато украшались. В русских источниках домонгольского периода упоминаются «платцы оксамитны шиты золотомъ и женчугомъ». Однако с XIIXIV вв. дошли лишь единичные экземпляры воздухов, украшенные лицевым шитьем. С XV в., времени расцвета древнерусского шелкового и золотного шитья, их сохранилось значительное количество (коллекции Сергиево-Посадского, Владимиро-Суздальского музеев-заповедников, Музеи Московского Кремля и т.д.). Основные сюжеты лицевого шитья: «Положение во гроб», «Тайная вечеря» и «Снятие со креста» соответствуют символическому значению возду́ха. Более редкие «Благовещение», «Херувим с символами евангелистов», «Причащение апостолов». Распространенные надписи на воздухах - это богослужебные тексты «Благообразный Иосиф…», «Егда от древа…», «Да молчит всяка плоть…», «Во гробе плотски…». Большие воздухи с изображением оплакивания Христа в славянских источниках называются епитафиос. Происхождение храмовой плащаницы связывают с древним воздухом именно этой иконографии.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Подготовка к визиту Хрущева в США

    Осень 1959 года. Американский бизнес готов встретить Красных во всеоружии: Подробности – в снимках и подписях, добавленных ко вчерашнему…

  • От Москвы до самых до окраин

    Это еще не Москва. Это Лос-Анджелес, по советским меркам – совершеннейшая глубинка. 1963 год. Неужели тот год был в Калифорнии годом русского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

Recent Posts from This Journal

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Подготовка к визиту Хрущева в США

    Осень 1959 года. Американский бизнес готов встретить Красных во всеоружии: Подробности – в снимках и подписях, добавленных ко вчерашнему…

  • От Москвы до самых до окраин

    Это еще не Москва. Это Лос-Анджелес, по советским меркам – совершеннейшая глубинка. 1963 год. Неужели тот год был в Калифорнии годом русского…