Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Благодаря своевременной помощи olbening была подправлена «вилка». Однако будем продолжать:



Photobucket
Зимний «потешный» возок.
Принадлежал детям царя Ивана Алексеевича.
Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля. 1689-1692 гг.
Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение.
Высота - 120; ширина - 72; длина – 150.
Государственная Оружейная палата


Завершаем букву «В»:

Возок, волан, вологодское кружево, волокуша, волосник, волота, вольтеровское кресло, воронение, «воронок», вошва, вощаница, вощение, всечка, вуайес, вуаль, выколотка, выпушка



Возок

1)зимний экипаж на полозьях, с дверцами и окнами, обитый внутри войлоком или сукном, а снаружи обтянутый кожей или циновкой. Богато отделанные возки обивались внутри мехами;

2) колесная повозка с крытым кузовом.

Волан – (от франц. volant) пришивная полоска из легкой ткани или кружев в виде свободно лежащей волнистой поперечной складки.

Вологодское кружево один из видов русского кружева, плетенного на коклюшках; распространен в Вологодской области. Непрерывная и непересекающаяся плавная линия, образующая узор, выступает в виде выплетенной тесьмы на фоне тонкой ажурной решетки. Известно с XVI в., как промысел сложилось в первой четверти XIX в.

Волокуша – повозка, состоящая из двух скрепленных поперечной связью жердей, передние концы которых служат оглоблями, а задние волочатся по земле. Употреблялась в болотистых, лесных районах для вывозки сена, бревен и т.п.

Волосник – женский головной убор, сетка из золотой или серебряной нити с ошивкой (чаще не праздничный, как кичка, а каждодневный).

Волота – верхняя мужская одежда в Древней Руси. «А мужи бы к святому причастию во волтах не приходили, но снимая волоты, а на ком пригодится опашень или шуба, и они бы припоясывали» – (из грамоты митрополита Киприана, 1395 г.).

Вольтеровское кресло название, характерное только для России. В Европе такое кресло именовали «крылатым» или «дедушкиным» (grandfather chair). Это широкое и глубокое кресло с высокой спинкой, имеющей характерные выступы в верхней части. Такой тип сиденья для пожилых людей появился в конце XVII века, в годы царствования Людовика XIV. В это время у кресел, предназначенных для стариков, по сторонам спинки на высоте головы появляются два полукруглых выступа, также обитые материей. Подобная конструкция хорошо защищала от сквозняков. Европейские типы сидений появились в России с Петровскими реформами, но широкое распространение получили лишь в Екатерининскую эпоху. Именно тогда столичные и провинциальные дворяне начинают заботиться о личном комфорте, а не только о представительском оформлении своего жилища. По времени подобные перемены в бытовой культуре совпадали с увлечением трудами и личностью Вольтера, последние годы жизни которого были омрачены тяжелой болезнью, приковавшей его к креслу. Правда, кресло Вольтера со знаменитого скульптурного портрета работы Гудона из Эрмитажа (1781) не имеет ничего общего с тем, которое стали называть вольтеровским. Вольтеровское кресло имело множество модификаций: с выдвижным или откидным столиком для письма; с длинным складным сиденьем, позволявшим полулежать в нем.

Воронение – (термин используется для черных металлов) термическая или химическая обработка изделия для придания его поверхности декоративности или создания защитного слоя (темно-синего, черного или коричневого цвета) оксидов железа.

«Воронок» – парадный рукомойный кувшин для розовой воды. Подносился в чеканной серебряной лохани для омовения рук по окончании трапезы.

Вошва – ткань, вшиваемая, как украшение, в одежду, обычно другой фактуры и цвета, часто украшенная драгоценным шитьем.

Вощаница – большая восковая свеча или напольный подсвечник с такой свечой. Вощаницы бывали обетными и часто «неугасимыми», т.е. горели день и ночь перед образами святых. Вощаницы вкладывались в храмы не только князьями и боярами, но и горожанами. Форму больших обетных вощаниц, цилиндрическую или близкую к цилиндру, повторяли «тощие» свечи XVI – XVII вв.

Вощение – обработка деревянной поверхности втиранием нагретого воска или парафина в смеси со скипидаром (т.н. восковой мастики) для получения ровной, водонепроницаемой поверхности с мягким матовым блеском.

Всечкатехника художественной обработки металла, дерева, кости, рога; рисунок гравируется или вытравливается на поверхности материала, и в штрихи забивается (инкрустируется) тонкая проволочка (золотая, серебряная и др.). Всечка позволяет создавать гибкий, тонкий, эффектно мерцающий рисунок, часто в виде сплошной орнаментальной вязи.

Вуайес – (от франц. voyeuse – зритель, зрительница) кресло для игры в карты, в ручке которого была особая опора, на которую опиралась дама, заглядывая в карты своего кавалера.

Вуаль – (от франц. voile покрывало, завеса) украшение для дамской шляпы или прически из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки с орнаментальными мотивами мушками, цветами и т.д. Первоначально она была частью костюма и служила для закутывания всего тела. Вуали возникли на Востоке, где удержались до нового времени. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью (паранджой) не только на улице, но и дома в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, так называемый биссус. Из Передней Азии или Египта вуаль проникла в Грецию: искусно присборенные греческие вуали не закрывали лицо, а были деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были популярным украшением. С IV столетия белая вуаль символ чистоты является обязательным украшением христианской невесты и, наоборот, черная вуаль у христиан обозначает траур. В X-XI вв. во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи. Из них позднее возникли средневековые чепцы. Как украшения на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья, опять с Востока. При бургундском дворе в XIV-XV вв. господствовал настоящий культ вуалей; женщины носили их прикреплеенными на геннин, мужчины на шляпах. Средневековые вуали душили духами. В XVI в. вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят черную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена Французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху директории в моду входят женские платья, которые шили из вуалевой материи. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают дамские шляпы, главное, цилиндровые, которые были частью костюма для верховой езды. С начала XIX в. появляются вуали тюлевые, которые в современной моде остаются дополнением праздничного убора, прежде всего, свадебного. Особенно модны были вуали в конце XIX в. и начале ХХ в. вплоть до первой мировой войны; они прикреплялись к краям шляпы и закрывали лицо полностью или наполовину. Хотя вуаль входила в европейскую моду со второй половины XIX в., головные уборы украшались покрывалом из тонкой ткани еще в эпоху средневековья, создавая декоративный эффект и выполняя практическую функцию, обусловленную нормами этикета (как правило, краем такого покрывала закрывали нижнюю часть лица, разговаривая с мужчиной). В Испании от посторонних взоров скрывала лицо женщины и кружевная накидка. Особенное увлечение вуалью наблюдалось в 1870-х гг., когда дамские шляпки были небольшого размера, крепились к передней части головы, оставляя открытым каскад локонов сзади. Вуаль затеняла лицо не только от солнца, но и от нескромных взоров. Она могла быть любого цвета, но предпочтение отдавали белой и черной. В России ХХ в. шляпа с вуалью не имеет такого значения, как в других европейских странах. Большое распространение получили «вуалетки» (от франц. voilette). В конце 1920-30-х гг. они еще использовались по назначению укрывали верхнюю часть лица, а с 1940-х гг. ими преимущественно декорировали шляпу.

Выколоткаодин из способов холодной обработки металла. Техника выколотки основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка садиться, вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. Металл вытягивается по модели специальными выколоточными молотками (в этом принципиальная разница с чеканкой, применяющей чеканы), но на завершающей стадии всё же использование чеканов допустимо, для проработки деталей.
Выпушка тонкая цветная окантовка некоторых швов, краев воротника, обшлагов и т.д. на военной одежде XVIIIXX вв.

Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…