Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Новые дополнения получены от elenaleila, ptaha_kryak



Photobucket

Камея (она же гемма). Гера. I в.
Сардоникс. 2,9х2,2 см
Государственный Эрмитаж

Начинаем букву «Г»:

«Гаврилка», гайтан, галле, галоши, галстук, галтель, галун, гама́ши, гамбургский шкаф, ганка, гарда, гардероб, гарнировка, гемма, геридон

«Гаврилка» – так в конце XIX–начале XX вв. в России именовали пристегивающуюся манишку. Господа носили ее с обыденным костюмом, а рабочие – с выходным.

Гайтан
1) плетеный шнурок или тесьма, на которых носят нательный крест;
2) женское украшение из наборного бисера или широкой тканой тесьмы, которое носят на шее, как ожерелье. В нижней части тесьма (бисерная лента) сходится в единое, более широкое и короткое полотно, на котором может быть особый рисунок или продолжение общего орнамента.

Галле техника обра­ботки стекла, названная по имени ее создателя французского художника Эмиля Галле (1846-1904), добивше­гося особого эффекта с помощью глубокой резьбы и химического трав­ления многослойного цветного стекла в своей мастерской в Нанси. Ха­рактерным для авторских произведе­ний Галле является «природный стиль» с растительной орнамента­цией в духе стиля модерн. Иногда в изображение пейзажей, цветов, насе­комых автор включал надписи и ци­таты из произведений Виктора Гюго и Шарля Бодлера, создавая «говоря­щие стекла». Техника травления стекла нашла широкое применение в массовом и серийном производстве на рубеже XIX-XX вв. В России изделия такого рода вы­пускались на крупных хрустальных заводах -Императорском (в Петер­бурге), Гусевском и Дятьковском.


Галоши
(от франц. galoches) резиновая обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок, валенок и т. п. для предохранения их от сырости. История галош связана с открытием Америки, когда испанские колонизаторы увидели, как индейцы опускают в сок каучуконосного дерева гевеи ноги и ждут, когда на них образуется непромокаемая пленка. Промышленное производство резины, пригодной для изготовления галош в их современном виде, началось в начале XIX века, когда галоши стали очень популярны.


Галстук (от нем. halstuch шейный платок) полоска ткани, платок или лента, охватывающая шею под воротничком рубашки, блузы и т. п. и завязываемая спереди узлом или бантом.

Галтель – (от нем. hohlkehle – выемка) фигурный рубанок для строгания карнизов, багетов. У галтеля лезвие и сама колодка выпуклы, что и позволяет выстругивать желобки, дорожки.

Галун – (от франц. galon – галун, позумент, или от польск. galon – кант) золотая, серебряная или мишурная лента узорчатого ткачества или кружевного переплетения для отделки одежды, шляп и т.д. Появился в России в XVIII в., в то же время галун как вид металлического кружева был хорошо известен на Руси задолго до распространения западноевропейской моды. Галун делали различной ширины с разнообразными ткаными узорами. Отделка галуном превращала костюм в дорогостоящую, роскошную вещь. В связи с выходом время от времени государственных указов по борьбе с роскошью, в том числе в одежде, галун стали изготовлять односторонним, что требовало гораздо меньше золотых и серебряных нитей. Тем не менее, в течение всего XVIII в. он сохранял большое значение в отделке дамских платьев и мужских кафтанов, которые стоили баснословно дорого. Галун находил также широкое применение при отделке русских традиционных женских костюмов, им украшали сарафаны, душегреи, головные уборы. Одним из наиболее любимых видов галуна в России было кружево из золотых и серебряных нитей. В XIX в. галун использовали в основном для отделки форменной одежды не только военных, но и штатских. Для украшения праздничной и повседневной одежды его почти не употребляли.

Гама́ши – (от франц. gamache; от названия г. Гадамес в Ливии, где изготовлялся особый вид кожи, из которой первоначально делались гамаши) вязанные или сшитые из плотной ткани чулки без ступней, надеваемые поверх обуви.

Гамбургский шкаф – большой, богато украшенный резьбой гардеробный шкаф с двумя дверцами, на массивных шарообразных ножках, характерных для европейского искусства XVIII – начала XVIII в. Различают два типа шкафов: гамбургский – с высоким профилированным карнизом и гладким фронтоном; данцингский – с раскрепованным фронтоном.

Ганка – термин древнерусских резчиков иконостасов; небольшой точеный шар, шишка, набалдашник.

Гарда – (от франц. garde – охрана) часть эфеса клинкового холодного оружия с рукоятью, выполненная в виде чаши и предназначенная для защиты от удара пальцев руки, охватывающей рукоять. Гарда бывает односторонняя, двусторонняя или сетчатая. Состоит из дужек, щитка, чашки, перекрестья и крестовины. Гарда бывает простая и сложная. В сложной гарде задействованы все элементы. Простая гарда состоит из дужки и крестовины.

Гардероб – (от франц. garde-robe – беречь одежду) разновидность домашнего шкафа для белья, одежды и других предметов обихода, сочетающая ряды ящиков (которые достались ему в наследство от поставца) и большие секции для развешивания одежды. Распространяются в XIX в. Во второй половине века складывается особый вид – с дверью во всю высоту и зеркалом в центре. Рост популярности книжных шкафов в XIX в. оказал влияние на форму гардеробов, которые стали уподобляться им.

Гарнировка

1) столярная отделка мебели фанерой и пр.;

2) отделка платья кружевом, материей другого цвета.

Гемма (от лат. gemma) произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. В древности служили печатями, знаками собственности. В последующее время используются главным образом как украшения.

Геридон – (от франц. gueridon) напольная подставка для свечей (оформленных при помощи подсвечников – жирандолей, так как сам геридон обычно имел плоскую верхнюю поверхность, без отверстий). Термин «геридон» был распространен во Франции, тогда как в Англии предпочитали слово «торшер». Геридоны происходят от средневековых держателей для факелов. Популярны геридоны стали в XVIII в. и имели тогда одну опору в виде колонны, которая в эпоху классицизма сменяется трехчастным основанием. Влияние античности привело к созданию бронзовых геридонов в виде помпеянских жаровниц. Некоторые геридоны под верхней панелью имели выдвижной ящик.


Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…