Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Очередные дополнения получены от olbening, mon_golskij, , а il_ducess принесла в наш словарь «галоши». Очень своевременно!

Photobucket

Горжет пехотного офицера.
Франция. Середина XIX в.
Латунь, золочение, штамповка

Завершаем букву «Г»:

Гипюр, гладь, глазет, глазурь, глушенное стекло, гобелен, гόлбец, горжет, горжетка, горка, «городки», гроденапль, грядка, гутное стекло

Гипюр – (от франц. guipure – воздушная вышивка) сорт кружев с выпуклым узорным рисунком.

Гладь – вышивка сплошными, плотно прилегающими друг к другу стежками.

Глазет – (от франц. glace – глянцевый) ткань с шелковой основой и металлическим утком серебряного цвета; разновидность парчи. Цветность глазета достигалась разноцветными шелковыми нитями основы, которые на сгибах ткани могли обнажаться и бросать отблеск на серебряную поверхность. Хотя использование мишурных нитей было освоено давно, дорогой глазет ткали с настоящей серебряной битью, то есть расплющенной проволочкой-нитью. В XVIII в. парча и глазет использовались в мужской и женской одежде, а в XIX в. глазет, за редким исключением, находил применение только в церкви – литургическое облачение (ризы) священников, воздухи, пелены, надгробные покровы и др. Русский глазет для православной церкви обычно орнаментировался в технике вышивки. Для облачения католических священников предпочитался узор в технике «брока», при которой узор создавался чередованием разноцветных шелковых и металлических нитей. В результате получался орнамент на металлическом фоне, либо металлический (золотой или серебряный) на цветном фоне.

Глазурь (от нем. glasur, glas – стекло) в технологии художественной керамики тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия в процессе его изготовления. По химическому составу – сложное соединение, в которое входят кварц, каолин, глина, стронций, магнезит, щелочные окислы. Главное назначение глазури – увеличивая прочность изделия, обогащать его декоративные свойства. Глазурь бывает цветной и бесцветной, прозрачной и кроющей (глухой, опаковой, блестящей, матовой). Особенно богата цветом восстановительная глазурь, которая получается при обжиге с недостатком кислорода, углекислым пламенем. Глазурь теневая наносится на слегка рельефную или гравированную поверхность. Ее назначение – воспроизводить соответствующий рисунок различиями в толщине слоя. Кристаллическая глазурь отличается особым рисунком, напоминающим морозные узоры на стекле. Особый раздел составляют так называемые, «соляные» глазури, получающиеся в результате оплавления глиняной поверхности парами поваренной соли. Соляные глазури отличаются легким, полуматовым блеском и сохраняют все мельчайшие детали скульптурной обработки поверхности; при добавлении в глазурь окиси она теряет свою прозрачность, становится белой и называется в этом случае эмалью. Керамические глазурованные изделия имеют тысячелетнюю историю. В Древнем Египте и Ассирии глазурь наносили на украшения (бусы, амулеты), гончарные изделия и строительные материалы (кирпичи, плитки). В X-XIII вв. глазурь широко применялась в Средней Азии, цветной глазурованной плиткой украшали купола мечетей и мавзолеев. В Европе глазурь впервые была получена в 1438 г. итальянскими керамистами, ими же созданы глазурные покрытия, отливающие металлическим блеском – люстры. В России в XVI-XVII вв. широкое рапространение получают изразцы с разноцветной глазурью, мастера называли их «поливой», а зеленую глазурь – «муравой» (отсюда – муравленые изделия).

Глушенное стекло – полупрозрачное или непрозрачное цветное стекло.

Гобелен – (от франц. gobelin) декоративная ткань, выработанная ручным способом (мебельная обивка, драпировка или настенная тканая картина). Первоначально гобеленами назывались изделия французской Королевской мануфактуры, учрежденной в 1662 г. в Париже, в квартале Гобеленов, названном по фамилии красильщиков тканей, работавших там еще с XV столетия. С тех пор гобеленами называют декоративные ткани французского происхождения. В узком значении гобеленами называют шпалеры французского производства после 1662 г.

Гόлбец

1) дощатый короб, располагавшийся в крестьянской избе около печи и скрывавший лестницу в подклет;

2) деревянный резной крест или столбик на могиле с двумя причелинами, т.е. досками наподобие двускатной крыши. Имеются сведения, что голбцы на Руси ставили еще в домонгольский период. Голбец является условным подобием часовни; в нем делалась ниша, в которую помещали литую или писаную икону. На Севере, в частности, на Выге, в средокрестие вставляли не медную литую икону, а намогильник - резную доску с голгофским Крестом, орудиями страстей Христовых и с большим количеством титл-шифровок. Иногда столбики-голбцы ярко раскрашивали. В синодальный период голбцы были официально запрещены и сохранились только на старообрядческих кладбищах.

Горжет – (от франц. gorge – горло) металлическая пластина в форме полумесяца размером примерно 20х12см.; подвешивалась горизонтально за концы на груди офицера возле горла. Предназначен для определения чина офицера. В России первыми получили горжеты в 1698 г. офицеры Преображенского и Семеновского полков. Несколько позднее горжет получили офицеры армейских полков. Для различения чинов следует обращать внимание на три основных элемента горжета: поле горжета, ободок и гербовый знак. По сочетанию цветов этих трех элементов и можно определить чин офицера. Однако первоначально у всех штаб-офицеров горжет был полностью золотым, и отличить майора от полковника было невозможно. С введением Табели о рангах (1722 г.) расцветка элементов горжета стала определяться классом чина.

Горжетка – (от франц. gorge – горло) небольшой длины меховой шарф или цельная (с головкой, лапками и хвостом) шкурка лисы, песца, хоря, соболя, норки и др., носившееся вокруг шеи как дополнение к нарядным, в том числе декольтированным платьям, а также на пальто в качестве воротника. Во французском языке аналогичная деталь одежды носит название boa; боа в русском быту отлично от горжетки. В истории костюма горжетка ведет свое происхождение от тех украшений для шеи, которые были сделаны не из традиционных ювелирных материалов (драгоценных металлов и камней), а из бархата, шелка или меха и впервые стали встречаться в эпоху Возрождения. В России такой тип украшений появился в XVIII в. в виде бархатной или шелковой ленточки с бантом, цветком или брошью – так называемая tour la gorge. В 1900-х гг. для горжетки предпочитали не гладкошерстных, а пушистых зверьков. При выделке шкурок для горжеток сохраняли коготки на лапках и даже зубы, а глаза делали их цветного стекла.

Горка – один из типов кабинетов-витрин, или, проще говоря, шкафов с зеркальными дверцами, распространившихся в XVIII в. и предназначавшихся для выставления на обозрение гостей семейных сокровищ и безделушек. Горка отличалась тем, что ее верхняя застекленная часть имела покатое завершение.

«Городки» – (от русс. – город)

1) узоры на русских кружевах в виде зубчиков, реже – зигзагов, которым заканчивали края мерного или штучного изделия. «Городки» – лишь одно из множеств названий узоров, применявшихся в русском кружеве, например «рыбка», «денежки», «мельницы», «протекай речка», «снежинка» и др.;

2) резное навершие на прялках, русских печах.

Гроденапль – (от польск. grodenapl, восходящ. к франц. gros de Naples) плотная шелковая подкладочная ткань.

Грядка – полка над лавками вдоль стены в крестьянской избе.
Гутное стекло стеклянные изделия, приготовляемые посредством свободного дутия (без применения форм).

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments