Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

il_ducess, machasgracias, mon_golskij внесли очередные дополнения в наш словарь



Photobucket

Печь, облицованная рельефными изразцами.
Преображенская церквоь Новодевичьего монастыря в Москве. 1680-е гг.

Буквы «З» и «И»:

Залавок, запоны, запяток, зарукавье, звездица, зернь, зерцало, зипун, знаки должностные, знаки различия военнослужащих, знаки различия чиновников, золотная нить, золотное шитье, золото белое, золото пряденое, золочение гальваническое, зубок, изразец, илитон, империал, инкрустация, инталия, интарсия

А под катом бесподобный калужский изразец XIX века

Залавок

1) длинный ящик с крышкой, употребляемый как лавка;

2) низкий шкаф в избе у печи, где держат еду.
Запоны – (др.-рус.) в средневековой Руси – нашивавшиеся на одежду небольшие золотые и серебряные украшения разнообразной формы, часто с драгоценными камнями.

Запяток

1) часть обуви, облегающая сзади пятку;

2) дверная пята, вделанная в косяк на шип; на нее навешивается дверь;

3) место позади экипажа, где стоит или сидит слуга.

Зарукавье

1) расшитый, украшенный драгоценностями нарукавник у старинных парадных платьев;

2) браслет, надеваемый поверх рукава.

Звездица – издревле делается в виде раздвижных дугообразных металлических полос, скрепленных вверху винтом, припаянным к круглой дробнице с изображением креста. Символизирует звезду, которая привела волхвов к месту рождения Христа, и устанавливается на дискосе, символизирующем ясли Младенца.

Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики, которые напаиваются на ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. На иконных окладах обычно сочетается со сканью, завершая ее узоры.

Зерцало

1) диск с монограммами Иисуса Христа в руке архангела или с изображением (поясным) Эммануила – Христа-отрока;

2) защитное вооружение в XVI–XVII вв. Состояло, как правило, из четырех крупных металлических пластин: передней, задней и двух боковых, соединенных ремнями и кольцами. Обычно надевалось поверх кольчуги. Пластины, вес которых редко превышал 2 кг, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками). Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда название доспеха), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII в. чаще всего имело уже чисто декоративный характер; к концу же столетия их значение, как и любого другого оборонительного доспеха, упало совершенно;

3) эмблема правосудия, устанавливавшаяся в дореволюционной России в присутственных местах, в виде увенчанной двуглавым орлом трехгранной призмы с наклеенными на гранях указами Петра I о соблюдении законности.

Зипун – короткая мужская суконная куртка без воротника, обычно яркого цвета, отделанная контрастными шнурами по швам. Зипун известен в России с серед. XVI в. До реформ Петра I зипуны известны во всех слоях русского общества. Для богатых людей зипун служил одеждой, которую носили под кафтаном (как своего рода жилет) и украшали шитьем или кружевом. Крестьяне надевали зипун как верхнюю одежду, поэтому он мог быть не только суконным, но и, по крайней мере, в XIX в., на меху.

Знаки должностные знаки, присвоенные некоторым должностям или званиям. Носились при исполнении служебных обязанностей. В России к должностным знакам относились булава, бунчук, насека, а также особые, преимуществ, нагрудные знаки в форме медали или бляхи. У почтальонов в полицейских должностные знаки крепились на околыше головных уборов. Во второй половине XIX в. получили широкое распространение должностные знаки мировых посредников, земских начальников, волостных старшин, городских голов, членов представительных органов власти. Высокие чины носили должностные знаки на массивной сложной цепи, менее значительные – на тонкой цепочке или на булавочке на левой стороне груди. Как правило, на аверсе был государственный или губернский герб и наименование должности, на реверсе – дата ее учреждения и вензель императора. Должностные знаки были бронзовые, позолоченные, посеребренные либо латунные; круглые или овальные. Известно более 200 разновидностей должностных знаков.

Знаки различия военнослужащих – знаки на форменной одежде для обозначения персональных воинских званий, принадлежности к виду вооруженных сил, роду войск, службе. В России применялись: погоны, эполеты, знаки на головных уборах (кокарды), в петлицах (эмблемы), нагрудные и нарукавные знаки – нашивки, шевроны, канты и лампасы. В XVI-XVII вв. в русском стрелецком войске «начальные люди» (офицеры) отличались от рядовых стрельцов покроем одежды, вооружением, а также имели трость и рукавицы или перчатки с запястьями. В регулярной армии Петра I унтер-офицеры отличались от рядовых золотым галуном, нашитым на обшлаги и вокруг полей шляпы; у офицеров золотой галун нашивался по бортам кафтана или камзола по краям обшлагов и карманных клапанов. Офицеры имели нагрудные знаки, трехцветный шарф с серебряными и золотыми кистями и шпагу с вызолоченным эфесом. Офицерский нагрудный знак имел форму полумесяца с государственным гербом в центре, надевался под воротником, прикреплялся шнурками к эполетам и пуговицам. В 1801 г. в России были введены погоны, в 1807 г. заменены эполетами. В 1827 г. на эполетах введены звездочки для обозначения воинских званий.

Знаки различия чиновников – в России впервые были введены в 1784 г. В изданном 1832 г. Своде законов Российской империи говорилось, что каждый классный чиновник имеет право носить мундир, должностью и званием присвоенный. Закон от 1834 г. унифицировал мундиры всех ведомстве общим порядком обозначения рангов и должностей, которым соответствовало шитье на парадном мундире. Непременным атрибутом стала шпага, носившаяся с парадным мундиром и виц-мундиром. В 1867 г. чиновники получили на мундиры и сюртук погоны со строгой системой обозначения в соответствии с «Табелью о рангах». Указом от 1869 г. погоны были отменены, а знаки различия стали размещать на воротниках мундиров и виц-мундиров. В 1876 г. погоны снова ввели, а в 1885 г. они были вторично отменены и заменены нашивками на воротниках. После 1894 г. погоны восстанавливаются, но уже без звездочек. Указом от 1903 г. утверждена «образцовая форма одежды»: министрам и его товарищам (заместителям) полагались, как и лицам высшей губернской администрации, продольные погоны, всем остальным – клапаны со звездочками на воротниках.

Золотная нить – в вышивке и ткацком деле нить, полученная волочением, битьем, сканью или прядением из золота, серебра и других металлов. Волоченая нить – тонкая проволока, полученная поэтапным протягиванием через сужающиеся отверстия. Бить – расплющенная проволока. Сканная нить – результат скручивания волоченой и шелковой нити. Пряденая нить – результат обкручивания шелковой или льняной нити волоченой нитью или битью.

Золотное шитье – шитье, выполняемое золотными нитями, канителью, низаным жемчугом и драгоценными камнями.

Золото белое – сплав золота с платиной (8,9%) или палладием (10%), которые обесцвечивают золото до серебристо-белого цвета и делают его более твердым.

Золото пряденое – в шитье золотая нить, обмотанная вокруг шелковинки.

Золочение гальваническое – способ нанесения золоченого покрытия на цветные металлы с помощью гальванопластического наращивания. В декоративной бронзе вошло в широкое употребление с середины XIX в. Уступало по качеству и долговечности способу ормулю, однако было значительно дешевле и, в отличие от «ртутного золочения через огонь», безопасно для здоровья мастеров-золотильщиков.

Зубок – инструмент позолотчика для шлифовки листового, сусального или твореного золота, серебра и других металлов, выполненный из зуба животного, шлифованного кремня, агата либо сердолика.

Изразец (кафель) – (от «образец») штучный керамический материал для облицовки и декорирования интерьеров, до XVIII в. – экстерьеров. Имеет лицевую поверхность, борт-румпу и полую коробку (румповочное пространство), которое заполняется строительным раствором для теплоизоляции и крепления к кладке. С тыльной стороны имеет ребра-перемычки для упрочения. Печные изразцы делятся на стенные (для облицовки зеркала печи), поясовые, для выкладки фризов), перемычки (для образования горизонтальных тяг) и зубчатые (городки) для украшения верхнего края печи.

Photobucket
Изразец печной "Барин и мужик"
Калуга (?). Вторая четверть XIX в.
Глина, цветные глазури; роспись, обжиг
МГОМЗ (Коломенское)

Илитон – (от греч. – обертка) тонкая льняная, шелковая или хлопчатобумажная ткань, из которой изготавливался четырехугольный плат, настилаемый на престол и служащий для заворачивания антиминса. Илитон символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа во гробе.
Империал – (от лат. imperialis – императорский) открытая площадка с перилами на крыше конки или дилижанса.

Инкрустация – (от лат. incrustatio, incrusto – покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором) узоры, рисунки из пластинок кости, перламутра, металла и т.п., врезанных в поверхность украшаемого предмета (см. также «интарсия», «маркетри»).

Инталия – (от итал. intaglio – резьба) резной камень с углубленным (в отличие от камеи) изображением. Инталии служили главным образом печатями.

Интарсия – (от итал. intarsio – инкрустация) вид инкрустации на деревянных предметах: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Подготовка к визиту Хрущева в США

    Осень 1959 года. Американский бизнес готов встретить Красных во всеоружии: Подробности – в снимках и подписях, добавленных ко вчерашнему…

  • От Москвы до самых до окраин

    Это еще не Москва. Это Лос-Анджелес, по советским меркам – совершеннейшая глубинка. 1963 год. Неужели тот год был в Калифорнии годом русского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

Recent Posts from This Journal

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Подготовка к визиту Хрущева в США

    Осень 1959 года. Американский бизнес готов встретить Красных во всеоружии: Подробности – в снимках и подписях, добавленных ко вчерашнему…

  • От Москвы до самых до окраин

    Это еще не Москва. Это Лос-Анджелес, по советским меркам – совершеннейшая глубинка. 1963 год. Неужели тот год был в Калифорнии годом русского…