Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket

Камка.
Италия. XVII в.

Начинаем букву «К»:

Кабинет, кабошон, кабриолет, кабриоль, каганец, кадило, кадка, казак, казакин, калантарь, калевка, кальсоны, каменная масса, камея, камзол, камилавка, камкá, камфорка, канапе, канва, канделябр, кандия

Кабинет – (от франц. cabine – закрытое помещение) шкафчик для хранения драгоценностей, денег, документов. Впервые как тип мебели появился в XVI в. в Испании и вскоре стал популярен во многих странах Европы. Первоначально кабинет представлял собой большую переносную шкатулку с двумя створками, за которыми скрывались маленькие выдвижные ящички; в рабочем состоянии ее ставили на стол. В XVII в. стали изготавливать большие кабинеты на подстольях, богато украшенных набором, флорентийской мозаикой или панцирем черепахи. В дальнейшем комната, обставленная такими предметами, и сама получила название кабинета.

Кабошон – (от франц. сabochon) драгоценный камень, вверху сферически оточенный; если нижняя сторона плоская, он называется простым кабошоном, если и внизу камень закруглен – двойным. Такую форму обработки в основном применяют к драгоценным камням, не проходящим по чистоте и/или равномерности распределения цвета (опал, звездистый сапфир), а также и к полудрагоценным, отделывающимся лишь вследствие красивого цвета (бирюза).

Кабриолет – (от франц. cabriolet) легкий двухколесный экипаж на высоком ходу, без козел. Ранние европейские средства передвижения подобного типа, вероятно, произошли от одноместного открытого портшеза, поставленного на два колеса с двумя длинными оглоблями, в который впрягали одну лошадь. Первые кабриолеты были несовершенны, без подвески и рессор, поэтому при езде в них сильно трясло. К середине XVIII в. число кабриолетов заметно увеличилось. Но особенно большое распространение они получили в XIX в., когда возникло множество их вариантов. К этому времени они заметно совершенствуются: приобретают вид легких двухместных колясок с рессорами, раздвигающимся кожаным верхом и фартуком впереди кузова. Часто их использовали в качестве наемных экипажей и для перевозки почты.

Кабриоль – (от франц. сabriolе – пружинящий) S-образно изогнутая опора мебели, оканчивающаяся наплывом, львиной или птичьей лапой сжимающей шар. Появилась в европейской мебели XVIII в. под влиянием китайских образцов.

Каганец(от польск. kaganiec) светильник в виде черепка, плошки с фитилем, опущенным в сало или растительное масло.
Кадило (от «каждения», а оно – от слова «чад») ручная курильница, металлическая чаша, подвешенная на 3-4 цепочках с звонцами, заполняется тлеющим углем, ладаном и другими ароматическими составами. На Руси вплоть до XVII в. использовались кадила более древнего типа – с открытым верхом, позднее они были вытеснены кадилами с крышками («кровлей» – в виде храма).

Кадка – обручная посудина в виде полубочонка для хранения хлеба, крупы, муки.
Казак – (от франц. casaque) один из прообразов пальто – с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами, всегда обшитыми тесьмой или галуном. Казак был одеждой для верховой езды и охоты в XVI – первой половине XVII вв.

Казакин – мужской или женский полукафтан (с короткими полами), присборенный на талии, со стоячим воротником, застегивающийся на крючки сверху до талии. В истории европейского костюма слова «казакин» или «казак» обозначают одежду другого кроя – короткую, чуть ниже талии, с широкой, часто присборенной спинкой. Под названием «казакин» объединяются самые различные виды одежды, которые называются casaque, caraco, casaquin. Casaque носился с XVI в., когда был типичной одеждой мушкетеров. Удержался как верхняя одежда, часто с открытыми висячими рукавами, вплоть до XIX в. в армии. В то время казакин означал также слегка приталенную верхнюю одежду к кринолину. Caraco – гладкий, без украшений пиджак с полами, который часто заменял полосатые лифы. В конце XVIII в. казакин с длинными полами, украшенный позументом и пуговицами, считался элегантной одеждой для верховой езды и путешествий. Казакин как традиционная мужская и женская одежда была широко распространена в России, и его носили не только крестьяне. Если в крестьянском быту термин «казакин» не вызывал разночтений и трактовался как короткий кафтан, то в городе казакином называли только женскую одежду, а казаком – дорожный плащ с широкими рукавами. Казакин шили из сукон различных цветов и носили подпоясанным.

Калантарь – (др.-рус.) безрукавный панцирь, латы из листов и блях, связанных кольцами.

Калевка – тонкая профилированная планка небольшого сечения.

Кальсоны – (от франц. calecons, восходящ. к итал. calzoni – штаны-чулки) нижние мужские штаны. Этот термин вытеснил старинное русское слово «подштанники» во второй половине XIX в., когда в Европе получило распространение так называемое егерское белье, названное по имени немца Г. Егера, считавшего, что шерстяное трикотажное белье не только удобно в обиходе, но и более полезно с медицинской точки зрения. Кальсоны-подштанники появились под влиянием форменной одежды. Их шили из дешевых сортов хлопчатобумажной ткани на завязках по талии и щиколоткам, так как иначе при надевании сапог они могли сдвигаться и причиняли бы неудобства во время похода. Распространение трикотажного полотна сказалось на форме кальсон: появилась круглая манжета-«резинка» без застежек

Каменная масса – керамический материал, близкий к фарфору, но непрозрачный, имеющий плотный, почти без пор черепок (обычно серый или коричневый). Изделия обычно покрывают прозрачной кристаллической или матовой глазурью, нередко украшают тонким рельефом. В Китае появление массы предшествовало изобретению фарфора, в Европе известна с XV в.

Камея – (франц. от итальянского cammeo) резной камень с выпуклым (в отличие от инталии) изображением. от итальянского cammeo) резной камень в выпуклым изображением. Известны с IV в. до н. э. Обычно режутся из многослойных камней (фон – одного цвета, изображение – другого).

Камзол – (от итал. camiciola – рубашка) деталь мужского костюма в виде куртки с рукавами или без рукавов, надевавшаяся под кафтан. Камзол появился в России в начале 1700-х гг. одновременно с другими типами мужской и женской одежды западноевропейского образца. Полы кафтана обычно не застегивали, и богато расшитый перед камзола был хорошо виден. Во второй половине XVIII в. камзол начали носить и женщины, слегка его видоизменив – обузив талию и укоротив. К концу XVIII в. камзол, навсегда лишившись рукавов и укоротившись, превратился в жилет. Став признаком чудачества и старомодности в XIX в., камзол был предметом невероятного щегольства на протяжении всего XVIII в. Его шили либо из ткани кафтана, либо из более дорогой материи, обильно украшая золотым шитьем, позументом, вышивкой шелком. Особенно роскошными были пуговицы – эмалевые, с драгоценными камнями, из слоновой кости. Их число совпадало с числом пуговиц на кафтане или могло быть значительно большим, чем того требовала мода. В первой половине XVIII в. камзол был довольно длинным, почти вровень с кафтаном, к середине столетия его длина заметно уменьшилась, и во второй половине века он превратился в длинный жилет.

Камилавка – (от греч. καμηλαυκιον – шерсть, собранная с шеи верблюда) головной убор православных священнослужителей в виде высокой, цилиндрической формы жесткой шапки без полей; распространенное в быту название любой шапки. В значении «шапка» термин известен на Руси с давних времен. В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII в., заменив собою скуфью. Принятие такой новой формы церковного головного убора, являвшегося заимствованием из облачения греческого православного священника, произошло в русле церковных реформ патриарха Никона. Несмотря на неодобрительное отношение к этому нововведению русского духовенства, камилавка даже и после снятия Собором 1666-67 гг. с Никона сана патриарха не исчезла из церковного обихода. Первоначально камилавка представляла собой цилиндр, заметно суживающийся кверху; такой его форма оставалась на протяжении XVIII в. В 1798 г. Павел I, сделав камилавку знаком отличия, определил и цвет ее ткани. Монахи носили черную, а священники – фиолетовую камилавку. Материалом обычно служил бархат. Фиолетовая камилавка с этого времени отличает удостоенного награды священника.

Камкá – (тюрк.) тонкая шелковая ткань с разнообразными текстильными узорами, выполненная сочетанием атласного и других видов переплетения. Известна на Руси издавна. Камка бывает обычно одноцветной, так как ее основной декоративный эффект создается сочетанием матового фона и блестящего узора или блестящего фона и матового узора. Камка особо высокого качества представляет собой сочетание техник уточного и основного атласа, при котором переливчатость ткани достигается различным направлением нитей (кроющие нити либо уточные, либо основные, но поверхность одинаково атласная). Камка использовалась на обе стороны, так как матовый узор на одной стороне превращался в блестящий – на другой. В обычно одноцветной камке ощущение переливчатости, богатство оттенков создается игрой шелковых нитей. Сочетание различных техник переплетения в одной ткани существовало на Руси и в материалах из другого сырья (так называемое бранное ткачество) – льна, хлопка, шерсти, которые наряду с камкой входили в понятие «камчатые ткани». См. также «Куфтерь».

Камфорка – (от гол. komfoor – приспособление для разведения огня) часть самовара, надеваемая на трубу для постановки чайника.

Канапе – (от франц. canape – мягкая скамья, род дивана) длинная скамья с мягкими спинкой и сиденьем; обычно имеет 6 или 8 ножек. На канапе могут разместиться несколько человек.

Канва – редкая сетчатая ткань, служащая основой при вышивании крестом.

Канделябр – (от лат. сandelabrum)

1) изначально этрусско-римский напольный бронзовый светильник с масляной лампой на высокой ножке (бронзовые светочи античного типа подле сфинксов на гранитной пристани Академии художеств ближе всего к своему прототипу), позднее - подсвечник на несколько свечей, расположенных в одной плоскости, но на разных уровнях, обильно украшенный; обычно на ножке наподобие львиных лапок. Использовался для освещения больших комнат и залов, устанавливался на каминах, столах;

2) пучок рожков в большой люстре.

Кандия(возможно, происходит от греч. κοντον ) металлический, часто медный, сосуд наподобие небольшой чашки на ножке с поддоном, служащий в монашеских трапезах колокольчиком. Звоном её назначают начало и конец трапезы, перемены блюд и пр. Кандией или звонцем также называли и небольшой колокол. На Ростовской звоннице имелась такая кандия, носящая имя «Ясак». К подобным колоколам можно отнести небольшую металлическую кандию из ризницы Новгородского Софийского собора. Она выглядит как небольшая чаша с надписью вокруг поддона: «Лета 7019 (1541) поставил сию кандию в дом святому Николы на Бровно старец Андрей». При кандии небольшой железный язычок для ударения, которое совершалось в старину, например, во время чтения Евангелия в первый день Пасхи. В письменном уставе XVII века Софийскаго собора на св. Пасху сказано: «и на всяком возгласе протодиаконове Евангелия ударяют в кутейнике по единощи в кандею и в вестовой колоколец». «О Велице дни в кандею звонят на обедне перед еувангелием» (из описания Иосифова монастыря, 1545 г.).

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…