Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Новые дополнения и новые термины (бокал, гарнитур) поступили от mon_golskij, machasgracias и rofer



Photobucket

Карне
Золото, серебро, бриллианты, бумага, ткань; чеканка, полировка. 8,8х6,3 см
Великобритания (?). Вторая половина
XVIII в.

Продолжаем букву «К»:

Кандила, канитель, канотье, канфарение, каолин, «капитоне», капор, капот, каптак, каптур, каравашки, карасик, карета, карман, карне, каррик, карсельская лампа, картуз, касапанка, кассоне, каст, кафтан, кацея

Кандила – (от греч. κανδήλα – лампада) стоящие перед иконами в православном храме большие подсвечники.

Канитель – (от франц. сannetille) свитая в спиральку золоченая, серебряная или мишурная нить для вышивания. Производство канители довольно трудоемко, так как сначала необходимо получить тончайшую металлическую нить, которая затем навивается на стержень для получения спирали. Для круглой на срезе проволочки, издревле известной на Руси как «волоченка», используют круглые стерженьки; для расплющенной после волочения проволочки – бити – треугольный стержень. Спираль можно получить довольно большой длины, но в процессе вышивания ее разрезают на небольшие кусочки по контуру рисунка и закрепляют шелком. Толщина старинной канители не превышала толщины нити, которой ее пришивали. Канитель шла на церковные нужды, форменную одежду военных и гражданских чиновников, придворные дамские наряды и т.д. Канитель считалась очень дорогим материалом и продавалась по весу серебра, из которого чаще всего была сделана.

Канотье – (от франц. canotier – гребец) мужская или женская соломенная шляпа с низкой, правильной цилиндрической формы тульей и абсолютно прямыми, довольно узкими полями. Вошла в обиход во второй половине 1870-х гг., но в России получила распространение в 1890-1900-е гг. Впервые такие шляпы начали носить молодые люди, увлекающиеся греблей. В отличие от соломенной панамы, канотье носили и женщины. На рубеже XIX-ХХ вв. облик молодой интеллигентной дамы формировали туго затянутая в талии, расширяющаяся книзу юбка, с пышными рукавами блузки и обязательное канотье.

Канфарение – особый прием чеканки, при котором канфарником (чеканом с острым концом в виде шила) делают фон орнамента, изображения или надписи матовым, зернистым.

Каолин(от названия местности в Китае) высококачественная белая или светлоокрашенная глина для выделки фарфора или фаянса, с повышенным содержанием оксида алюминия. По своим свойствам каолин – тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса (тугоплавкие глины – с температурой плавления выше 1580 градусов; они сохраняют форму и не подвергаются деформации при очень высоких температурах).
«Капитоне» – стеганная мебельная обивка с пуговицами.

Капор – (от голл. kaper – шапка) детский или женский головной убор, завязывающийся под подбородком.

Капот – (от итал. cappotto – пальто, шинель)

1) свободное женское пальто с рукавами на сквозной застежке; женская шляпка с широкими полями только спереди, стянутыми с боков лентами. В первой трети XIX в. капот – платье, предназначенное для улицы. В 1840-е гг. капот становится также домашней одеждой, так как в обиход вошли некоторые другие виды верхней одежды для улицы, например пальто. Капот для улицы шили из сукон, плотного шелка, отделывали мехом, шитьем и др. Домашний капот обычно не имел подкладки и мог быть из более легких тканей – фуляра, ситца и т.д. Капот всегда был только женской одеждой. Капот-шляпка появляется около 1797 г. До этого поверх высоких причесок на каркасе с накладными волосами, цветами и перьями (которые сами служили своеобразными головными уборами) носили лишь мягкие, объемные чепцы из ткани. Отказ от высокой прически с изменением моды привел к появлению шляпки-капота жесткой устойчивой конструкции. Высота ее тульи, размеры полей и отделки менялись в зависимости от моды, но как обязательный признак оставалась форма полей – на затылке их не было, а по бокам были так широки и так стянуты лентами, что профиль дамы не всегда можно было разглядеть. Шляпка-капот имела и другие названия – «кабриолет», «кибитка»;

2) откидная кожаная или из грубой ткани накидка у саней или колесного экипажа, защищавшая седока от пыли и грязи.

Каптак – (др.-рус.) зимний крытый возок.

Каптур – (др.-рус.) меховой зимний убор у замужних женщин, особенно у вдов; закрывал голову и по сторонам лицо, а также плечи.

Каравашки – специфическое для палехской школы начертание облаков в виде завитков с плавным переходами белых тонов в зеленоватые и розоватые.

Карасик – небольшая деревянная планка шестиугольной формы, врезаемая в иконную доску с тыльной стороны по продольному стыку досок для предупреждения появления щелей по месту склейки.

Карета – (от польск. kareta, восходящ. к итал. carretta – тележка) «русское название любого вида четырехколесного закрытого экипажа с наружными козлами для кучера впереди – будь то дорожная карета типа берлин или колесница XVIII в. (с двумя лакеями позади), либо почтовый фаэтон, либо строго функциональный современный брогам – это «карета». Во времена Онегина богато украшенный и тяжелый экипаж уже заменялся в городах небольшой «carrosse-coupe» (двухместной каретой). Пассажирская часть экипажа была, если смотреть сбоку, более или менее симметрична (легко ассоциируясь со сказочной тыквой), с дверцей между двумя окнами. Пассажирская же часть двухместной кареты сократилась приблизительно на треть, сохранив дверцу и дальнее окно. Форма очень легкой двухместной кареты, называемой брогам, была использована в первых электрических автомобилях так же, как силуэт пассажирской части экипажа был заимствован, если смотреть сбоку, в первом железнодорожном вагоне» (Набоков). Любая карета включает в себя следующие основные части: передок, задок, дрожину, кузов, рессоры, подвеску. Передние (поворотные) колеса обычно меньше задних почти наполовину. Передок обязательно имеет рогачи (в которые вставляется дышло), поворотный круг, а также кучерское место. Ранние кареты подвешивались на ремнях, позднее, в конце XVII в. появились рессоры. Кузов первоначально напоминал прямоугольный ящик. Сидеть в нем было неудобно, поэтому передние и задние стенки его стали располагать под небольшим наклоном, что делало спинки сидений значительно более удобными для пассажиров и позволяло им занимать полулежачую позу. Сбоку такой кузов вписывался в перевернутую трапецию.

Карман – небольшая сумочка для хранения мелких предметов. В эпоху рококо при многослойной структуре одежды карманы располагали под платьем. Когда в конце XVIII в. в моду вошли платья-шемиз, отличающиеся четким силуэтом, вместо карманов стали использовать редикюль. Начиная с конца XVIII в. карманы стали вшивать в платья.

Карне (франц.) миниатюрная плоская коробочка, чаще всего прямоугольной формы, для хранения грифеля и пластинок из слоновой кости или перламутра. На них во время бала, в театре и т.п. было принято писать записки, обычно куртуазного содержания.

Каррик – (от Garrick – фамилии английского актера Дэвида Гарика, 1717-1779) верхняя одежда, по покрою похожая на редингот, имеющая отличительной особенностью несколько воротничков-пелерин. Распространился с XVIII в. из Англии как одежда для езды верхом или в экипаже. Около 1815 г. возник и дамский вариант этого пальто.
Карсельская лампа – масляная лампа, изобретенная швейцарцем Б.Г.Карселем в 1800 г. Резервуар лампы располагался под горелкой, а масло поступало к фитилю при помощи насоса, приводимого в движение специальным механизмом. В России были распространены примерно с 1837 г. до начала XX в.
Картуз – (от голл. kardoes) вид суконной или меховой шапки XVIII–XIX вв., фуражка с козырьком, высоким околышем и неширокой тульей.

Касапанка – ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, популярная в эпоху Возрождения.

Кассоне (от итал. cassone) тип деревянного сундука-ларя, распространенный в Италии в средние века и эпоху Возрождения. Передние и боковые стенки украшались позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой, а также живописью преимущественно на светские сюжеты, которую иногда выполняли крупные художники. Стенки нередко делятся на филенки с резьбой и декоративными вставками – интарсией.

Каст – общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, – глухие и крапановые. В глухих камни удерживаются завальцованными стенками каста, а в крапановых – отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него. Виды глухих и крапановых кастов могут быть различными по конструкции и технике исполнения в зависимости от вида украшения, образца и огранки камня. Форма и размеры кастов зависят в основном от формы, огранки и размеров камня.

Кафтан – (перс.) верхняя мужская одежда в Древней Персии. V в. до нашей эры. Позднее – длинный свободный верхний плащ, спереди открытый, иногда подпоясанный, обычно с широкими рукавами. До недавнего времени оставался элементом народного костюма ортодоксальных евреев. До начала XVIII в. кафтаны были разнообразного кроя – прямые и отрезные по талии, с длинными или едва достигающими локтя рукавами, с полами до щиколоток или только до колен, запашные или застегивающиеся на крючки, пуговицы и т.д. Различия кроя определяли типы кафтанов, каждый из которых получил собственное название. Турский (турецкий) кафтан – прямого покроя, не отрезной по талии, без воротника, с застежкой по левому боку. Становой кафтан отрезной по талии, с широкими короткими, иногда выше локтя рукавами. Нижняя его часть кроилась клиньями и имела с боков разрезы – «прорехи», грудь украшалась узорчатыми пуговицами. Русский кафтан отличался от станового только тем, что клинья нижней части кроились прямыми, а поэтому сборки образовывались уже на талии. На основе русского кафтана сложились несколько разновидностей мужской традиционной одежды, существовавших до конца XIX в., но термин «кафтан» сохранился лишь за кучерским кафтаном, называемом также «волан», он был очень длинным, иногда с разрезами на «юбке» и обязательно с утолщением сзади, чуть ниже талии, предохранявшим нижнюю часть спины извозчика от пинков, которыми подгоняли его нетерпеливые седоки. В XVIII в. термин «кафтан» относясь к одежде традиционного типа, распространился и на мужскую верхнюю одежду европейского образца. Кафтаны в XVIII в. были подвержены изменениям моды, определявшей выбор ткани, цвет, наличие или отсутствие воротника, но имели и ряд устойчивых признаков – были всегда отрезными по талии, со сквозной застежкой, хотя никогда не застегивались на все пуговицы, что бы не скрывать камзола. В первой трети XVIII в. кафтан шили из гладкошерстных цветных сукон. В середине XVIII в., при императрице Елизавете Петровне, стали ориентироваться на французскую моду и предпочитали светлые или узорчатые ткани. Одним из способов украшения кафтана служили многочисленные пуговицы, которые в начале XVIII в. носили декоративный, а не функциональный характер. Тогда же карманы на передних полах кафтана представляли собой лишь декоративные клапаны, отделанные пуговицами. Настоящий карман помещался сзади в разрезе. Бумаги или письма держали за широкими отворотами на рукавах.

Кацеядревний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках

Кацеядревний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила существовали на Руси до XVII в., когда появились кадила на цепочках. Впрочем, их было много и позже, и не только в старообрядческой среде (на беспоповских богослужениях кадят именно ею), но и в новообрядных монастырях, скитах. Сам предмет этот, кадильница, конечно, более древний, но в средневековой Руси кацеи и кадила существовали параллельно. Кадило прилично для церковной молитвы, кацеи – для домашней, т.к ею может пользоваться мирянин. До сих пор используют кацеи на Афоне.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…