
Колт золотой, двухсторонний, гладкий, украшен перегородчатой эмалью.
Киевская Русь, XI-XII вв.
Происходит из Киевского клада, найденного в 1885 г.
Диаметр 5 см.
Государственный Эрмитаж
Продолжаем букву «К»:
Кацавейка, кашлетр, кашне, квасник, кенкет, киаф, кивер, киворий, кивот, килик, килим, килт, кимоно, киптарь, кираса, кистень, китель, кичка, клобук, клок, ключ, ковш, козетка, козырь, кокарда, кокотница, кокошник, колган, колет, коллерет, колонтарь, колты Кашлетр – настенный держатель для писем. Квасник – сосуд для хранения и разлива кваса. Известен с конца XVII в. по изделиям Гжели. Имеет дисковидное тулово (иногда с отверстием), расширенное горло, носик и ручку. Нередко украшен росписью и скульптурными изображениями у горла. Кенкет – масляная лампа со специальным ламповым стеклом для усиления притока воздуха к горелке. Кивер – (от польск. kiwior) военный головной убор, форма которого, высота и отделка неоднократно менялись. На Руси кивером называли головной убор еще в XIV в. Кивер делали из кожи и сукна с кожаным черным козырьком, он был довольно тяжёлым (до Киворий – (от греч. kiborion – стручок египетского боба) первоначально – сосуд для питья, в христианских храмах – дарохранительница под алтарной сенью; позднее киворием стали называть собственно алтарную сень в виде балдахина или купола на колоннах над престолом. К киворию крепятся завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь. Кивот – (от греч. κιβωτος – ящик, ковчег) деревянный ящик, поставец. Отсюда слово «киот» для обозначения рамы для икон. Килик – (от др. греч. κύλιξ) античный сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши. Килим – восточный шерстяной безворсовый двусторонний ковер ручной работы с геометрическим рисунком. Килт – предмет мужской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии примерно с XV в. Килт представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой спорран. Килт может быть «большим» или «малым». Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготовляется из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос – тартаном (в России такой материал известен как «шотландка»). Большой килт (great kilt) – килт, который горцы носили еще столетия назад. Это большой плед, примерно Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев – прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом («оби»). Широкие рукава («содэ») внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются очень широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остается незашитым. По материалу и покрою кимоно разделяются на ночные, домашние, повседневные, выходные и церемониальные. Киптарь – (от рум. kiept – грудь) мужская и женская короткая меховая безрукавка, украшенная металлическими бляшками и аппликацией, у западных украинцев, словаков, венгров, румын, южных славян. Кираса – (от франц. cuirasse – латы) защитное снаряжение из металла, принадлежность строевой формы кирасирских полков. Защищала грудь и спину от ударов холодным оружием и пуль. С введением нарезного огнестрельного оружия утратила свое значение. К началу XX в. сохранилась в тяжелой кавалерии некоторых армий, в том числе русской, как принадлежность парадной формы. Кистень – старинное сложное холодное ударное оружие, применявшееся в Древней Руси и странах Востока. Состоит из короткой палки (рукоятки) с петлей для кисти руки (отсюда и название), а на подвесе крепился ударный груз (камень, гиря, специальная металлическая отливка с шипами или без них). Китель – (от нем. kittel – балахон, блуза) военная и гражданская форменная одежда облегченного, в сравнении с мундиром, вида. Носился преимущественно вне строя и в жаркое время, при исполнении различных работ. Прообразом кителя были холщовые «лейбики» с отложными воротниками, дававшиеся с Кичка – (от ст.-слав. «кыка» – волосы) элемент, налобная часть сложного головного убора замужней женщины южных губерний России; часто общее название этого головного убора, включающего собственно кичку. Кичкой называли также налобную часть головного убора, которую дублировали для жесткости пенькой или берестой, а сверху обтягивали самой дорогой и нарядной тканью. Вместе с «сорокой» и «подзатыльнем» (закрывающими теменную и затылочную часть головы) кичка – составная часть сложного головного убора. Именно кичка – налобная часть – определяла его основные черты, например рогатые кички и др. Орнаментация кички, ее цветовая гамма давали представление о возрасте женщины и месте ее рождения. До появления первого ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости – с простейшими и более сдержанными по цвету орнаментами. Обычно кичку отделывали вышивкой из шерсти, хлопка или шелка с добавлением бисера, жемчуга или блесток. Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Для этой цели использовался рубленный перламутр, речной жемчуг, драгоценные камни и стеклянные имитации. В петровское время добыча речного жемчуга была запрещена, поэтому наиболее употребимыми украшениями стали цветные перышки селезней, «пушки» из гусиного пуха, подвески из шерстяных нитей, ярко окрашенные перья диких и домашних птиц. Клобук – (от тюрк. kalpak – шапка) в русской православной церкви округлая шапочка с покрывалом, имеющим три округлых по очертаниям конца, спадающих на грудь и на спину, принадлежность облачения патриарха (до Ковш – деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя – в виде головы и хвоста птицы. В зависимости от назначения различались ковши выносные, хоромные, погребные. Для царских пожалований за военную доблесть или посольскуюслужбу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне. Колет – (от франц. collet – воротник) первоначально кожаная куртка, позже название, принятое для коротких мундиров в тяжелой кавалерии. Колты – древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси. Термин «колт» (древнее название неизвестно) принят в конце XIX в. на основании этнографических данных (украинское «ковток» – серьга, новгородское «колтки» – подвески к серьгам). Известны колты округлой и звездчатой формы. Округлые золотые колты украшались перегородчатой эмалью (изображения птиц, сиринов, «святых» и др.), серебряные – черновыми изображениями. Звездчатые колты из золота и серебра покрывались зернью и сканью. В начале XIII в. в городах стали отливать из бронзы и свинца дешёвые колты для продажи на рынке. После монголо-татарского нашествия колты не были распространены.
Кашне – (от франц. cache nez – тайник для носа) мужской шарф небольшого размера. Заимствован из французской моды в начале 1830-х гг. Кашне шили из узорчатых тонких шерстяных тканей довольно ярких цветов. В 1840-е гг. в моду вошли шерстяные ткани в клетку. До середины XIX в. под кашне могли понимать и галстук со столь длинными концами, что с их помощью можно было не только украсить свой костюм, но и защититься от холода.
Киаф – (от лат. kyathos) античный сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Однако ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина.
Клок – (от англ. cloak – плащ, накидка, покров) первоначально длинный мужской и женский плащ, который носили в средние века. Позднее – женская безрукавная накидка колоколообразной формы. Вошла в русский быт на рубеже XVIII–XIX вв. Мода на клок продержалась лишь в первой трети XIX в. Хотя клок мог быть подбит мехом или простеган, он был довольно легкой одеждой, не предназначенной для сильных морозов. Клок шился не только из шелка, но и из сукна различных сортов.
Ключ – отличительный знак придворной должности камергера, делавшийся из золота, нередко с бриллиантами в форме замкового ключа (отсюда название). Камергеры (должность введена Петром I в
Козетка – (от франц. causette – легкая беседа) двухместный диванчик, гибрид кушетки рекамье. Козетка представляет собой кушетку с характерной выемкой: в этом месте сходятся два бывших «подлокотника». Дама и кавалер чинно восседают по разным углам сиденья козетки, их лица обращены друг к другу (за это отвечают углубления в спинке). И лишь положив руку на изгиб подлокотника (каждый со своей стороны), они могут украдкой соприкоснуться пальцами
Козырь – высокий стоячий воротник красного цвета в одежде раскольников. По отношению к костюму (козырь-воротник) название было забыто уже в XVIII в., так как мода того времени, ориентированная на европейский костюм, отказалась как от высоких стоячих воротников, так и от огромных четырехугольных, закрывающих спину почти до талии.
Кокарда – (от франц. cocarde) металлический или матерчатый знак принадлежности к государственной службе, прикреплявшийся к головному убору. Как правило, кокарда имела значение национальной эмблемы, и это находило отражение в ее раскраске. Ведет свое происхождение от матерчатых бантов на шляпах XVIII в., служивших знаками отличия своих войск от чужих. Русская кокарда учреждена в
Кокотница – (от франц. cocotte – курочка) вид посуды, маленькая кастрюлька с длинной ручкой. Используется для запекания и подачи горячих закусок с соусами (например, жюльенов), как правило рассчитана на одну порцию.
Кокошник – (от др.-рус. «кокошь» – курица-наседка) головное украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми цветами, известное уже в средневековье. Позднее – головной убор замужней женщины в центральных и северных районах России в виде высокого щитка разнообразной формы надо лбом; общее название традиционного головного убора без учета семейного статуса женщины. Форма кокошника была весьма разнообразна. Кокошник исполнялся профессиональными мастерицами – «кокошницами», владевшими необходимыми для этого навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых одевались богато украшенные кокошники. Кокошник невесты большей частью украшается лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками. В первое время после замужества женщины крепили к головному убору в праздники тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом. Названия такого покрывала весьма разнообразны – фата, дымка или даже вуаль.
Колган – грубой выделки посудина разных форм (корытце, ведерко, деревянная вытесанная чашка).
Коллерет – (англ.) вставка из белой тонкой ткани, заменявшая верхнюю часть лифа платья. Для парадной одежды ее часто украшали ромбовидной вышивкой золотом и драгоценными камнями.
Колонтарь – доспех без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными пряжками. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть – подол – до колен. Спинные пластины колонтаря делались тоньше и меньше грудных.