Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Очередные дополнения получены от machasgracias и mon_golskij

Photobucket

Колт золотой, двухсторонний, гладкий, украшен перегородчатой эмалью.
Киевская Русь, XI-XII вв.
Происходит из Киевского клада, найденного в 1885 г.
Диаметр 5 см.
Государственный Эрмитаж

Продолжаем букву «К»:

Кацавейка, кашлетр, кашне, квасник, кенкет, киаф, кивер, киворий, кивот, килик, килим, килт, кимоно, киптарь, кираса, кистень, китель, кичка, клобук, клок, ключ, ковш, козетка, козырь, кокарда, кокотница, кокошник, колган, колет, коллерет, колонтарь, колты

Кацавейка – (от польск. kacabajka) женская короткая утепленная кофта. Описания и толкования кацавейки говорят о несомненном сходстве с другими видами женской одежды – шугаем, душегреей и пр. Предпочтение слову «кацавейка» отдавали люди, оторвавшиеся от крестьянского быта, но сохранявшие некоторые привычные и удобные в быту вещи. Употребляли название «кацавейка» и в дворянском быту, в тех кругах, которые не были чужды интереса к традиционной культуре.

Кашлетр – настенный держатель для писем.
Кашне – (от франц. cache nez – тайник для носа) мужской шарф небольшого размера. Заимствован из французской моды в начале 1830-х гг. Кашне шили из узорчатых тонких шерстяных тканей довольно ярких цветов. В 1840-е гг. в моду вошли шерстяные ткани в клетку. До середины XIX в. под кашне могли понимать и галстук со столь длинными концами, что с их помощью можно было не только украсить свой костюм, но и защититься от холода.

Квасник – сосуд для хранения и разлива кваса. Известен с конца XVII в. по изделиям Гжели. Имеет дисковидное тулово (иногда с отверстием), расширенное горло, носик и ручку. Нередко украшен росписью и скульптурными изображениями у горла.

Кенкет – масляная лампа со специальным ламповым стеклом для усиления притока воздуха к горелке.
Киаф – (от лат. kyathos) античный сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Однако ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина.

Кивер – (от польск. kiwior) военный головной убор, форма которого, высота и отделка неоднократно менялись. На Руси кивером называли головной убор еще в XIV в. Кивер делали из кожи и сукна с кожаным черным козырьком, он был довольно тяжёлым (до 2 кг.) и удерживался с помощью подбородочного ремня, обшитого медными бляшками. Высота кивера тоже была значительной – вместе с украшавшим его султаном до 70 см. В зависимости от рода войск кивер имел кокарду, султан или помпон. На марше султан не прикрепляли к киверу, чтобы он не колебался во время движения. Хранили кивер в плотном чехле из парусины, пропитанной олифой или окрашенной масляной краской. В XVIII в. высокие, слегка расширявшиеся кверху меховые киверы со шлыком или выкидом (длинным матерчатым верхом-колпаком) налево и двойным этишкетным шнуром справа, дважды перехваченным бантами, носили гусары. В 1762 г. гусарским полкам, сформированным из слободских казаков, даны фетровые киверы, сужающиеся кверху, дважды обернутые обшитым галунами суконным «огоньком», клинообразной лопастью; справа к галуну крепились две кисти, слева был стоячий султан, под ним черный бант и этишкет. С 1796 г. гусарский кивер был меховой, невысокий, со шлыком направо, султаном и этишкетом с петлей слева; у генералов при парадной форме вместо султана была челенга – птичье крыло, а вместо банта – серебряный орел. В 1805 г. всем пешим войскам даны черные (у гусар – цветные) суконные расширяющиеся кверху киверы. высотой 20 см, с кожаным козырьком и подбородным ремнем; спереди, по видам войск, были султан, либо стоячая кисть, либо цветной репеек, под ними петлица и кокарда. С 1809 г. кивер обшивался кожей, на нем были подбородная чешуя и этишкет с трынчиком и кистями – справа длиной ниже плеча, слева до уха; с боков вверху крепился плетеный кутас, свисавший на лобную и затылочную части. В дальнейшем изменены форма и размеры кивера и султана, вместо кокарды вводится двуглавый орел; так, в 1828 г. высота кивера была 42см, а султана в 1831 г. – 48 см. В походе с кивера снимались репеек, султан и этишкет, и он покрывался клеенчатым чехлом с номером полка. С 1835 г. этишкет застегивался за костылек сзади на верхней кромке кивера и затягивался вокруг воротника. С 1812 г. кивер носили драгуны и конноегеря. В 1845 г. во всех пеших и конных войсках, кроме гусар, киверы заменены касками, гусарам даны невысокие меховые киверы. В 1855 г. в армейской пехоте вновь введены киверы – невысокие, сужающиеся кверху, со скошенным назад донышком, с висячим султаном; такие же цветные суконные киверы даны гусарам. В 1862 г. пехотные киверы заменены кепи. В 1907 г. генералам, чинам гвардии и военных учебных заведений вновь даны носившиеся при парадной форме киверы – невысокие, напоминающие массивные фуражки, с султанами, короткими этишкетами и кутасами различного вида.

Киворий – (от греч. kiborion – стручок египетского боба) первоначально – сосуд для питья, в христианских храмах – дарохранительница под алтарной сенью; позднее киворием стали называть собственно алтарную сень в виде балдахина или купола на колоннах над престолом. К киворию крепятся завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Кивот – (от греч. κιβωτος – ящик, ковчег) деревянный ящик, поставец. Отсюда слово «киот» для обозначения рамы для икон.

Килик – (от др. греч. κύλιξ) античный сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые в отличие от канфара не превышают по высоте кромку самой чаши.

Килим – восточный шерстяной безворсовый двусторонний ковер ручной работы с геометрическим рисунком.


Килт – предмет мужской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии примерно с XV в. Килт представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков; традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольших вещей, называемой спорран. Килт может быть «большим» или «малым». Исторически большой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготовляется из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос – тартаном (в России такой материал известен как «шотландка»). Большой килт (great kilt) – килт, который горцы носили еще столетия назад. Это большой плед, примерно 13 метров длиной, сложенный вдвое и прошитый. При ношении образовывались складки, чтобы придать материалу большую толщину для лучшей защиты тела. Малый килт (little kilt). Сегодня носят обычно именно такой килт. Этот вид был изобретен, как это ни шокирующе звучит, англичанином Ролинсоном, менеджером на сталелитейном заводе в Лохабере, в 1725 году. Он просто оставил лишь нижнюю часть килта, что сделало килт более удобным для рабочих – они могли быстрее работать. Сегодня именно такую форму и считают килтом.


Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев – прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом («оби»). Широкие рукава («содэ») внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются очень широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остается незашитым. По материалу и покрою кимоно разделяются на ночные, домашние, повседневные, выходные и церемониальные.

Киптарь – (от рум. kiept – грудь) мужская и женская короткая меховая безрукавка, украшенная металлическими бляшками и аппликацией, у западных украинцев, словаков, венгров, румын, южных славян.

Кираса – (от франц. cuirasse – латы) защитное снаряжение из металла, принадлежность строевой формы кирасирских полков. Защищала грудь и спину от ударов холодным оружием и пуль. С введением нарезного огнестрельного оружия утратила свое значение. К началу XX в. сохранилась в тяжелой кавалерии некоторых армий, в том числе русской, как принадлежность парадной формы.

Кистень – старинное сложное холодное ударное оружие, применявшееся в Древней Руси и странах Востока. Состоит из короткой палки (рукоятки) с петлей для кисти руки (отсюда и название), а на подвесе крепился ударный груз (камень, гиря, специальная металлическая отливка с шипами или без них).

Китель – (от нем. kittel – балахон, блуза) военная и гражданская форменная одежда облегченного, в сравнении с мундиром, вида. Носился преимущественно вне строя и в жаркое время, при исполнении различных работ. Прообразом кителя были холщовые «лейбики» с отложными воротниками, дававшиеся с 1796 г. кавалерийским солдатам для работы возле лошадей и в 1801 г. отмененные. В 1860 г. кители даны были всем офицерам и генералам для домашних занятий и ношения в служебное время в жаркий период, а в Туркестанском военном округе – постоянно; носились с погонами. С 1874 китель был однобортный. В 1876 г. двубортные китель со стоячим воротником получили гражданские чиновники для ношения вне службы. В 1907 г. офицерам для повседневного ношения даны кители защитного цвета, однобортные, со стоячим воротником, с прорезными карманами с клапанами на груди и боках; летние кители были белые. В 1913 г. всем офицерам, генералам и кавалерийским солдатам даны китель в качестве походной формы; офицерские кители отличались от кителя образца 1907 г. глухим воротником на крючках (прежний был с закругленными углами) и носились с галифе; у солдатских кителей были только боковые карманы с клапанами. На новых кителях были петлицы на воротниках и погоны: у офицеров галунные, у солдат защитного цвета. В 1892 г. были также введены однобортные белые кители со стоячими воротниками и большими накладными карманами с клапанами на груди у офицеров флота для ношения в жаркое время в строю и вне строя; в 1909 г. им для работы на кораблях даны темно-синие кители такого же покроя. Полиция для ношения в жаркое время в 1881 г. получила белые полотняные двубортные кители со стоячими воротниками.

Кичка – (от ст.-слав. «кыка» – волосы) элемент, налобная часть сложного головного убора замужней женщины южных губерний России; часто общее название этого головного убора, включающего собственно кичку. Кичкой называли также налобную часть головного убора, которую дублировали для жесткости пенькой или берестой, а сверху обтягивали самой дорогой и нарядной тканью. Вместе с «сорокой» и «подзатыльнем» (закрывающими теменную и затылочную часть головы) кичка – составная часть сложного головного убора. Именно кичка – налобная часть – определяла его основные черты, например рогатые кички и др. Орнаментация кички, ее цветовая гамма давали представление о возрасте женщины и месте ее рождения. До появления первого ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости – с простейшими и более сдержанными по цвету орнаментами. Обычно кичку отделывали вышивкой из шерсти, хлопка или шелка с добавлением бисера, жемчуга или блесток. Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Для этой цели использовался рубленный перламутр, речной жемчуг, драгоценные камни и стеклянные имитации. В петровское время добыча речного жемчуга была запрещена, поэтому наиболее употребимыми украшениями стали цветные перышки селезней, «пушки» из гусиного пуха, подвески из шерстяных нитей, ярко окрашенные перья диких и домашних птиц.

Клобук – (от тюрк. kalpak – шапка) в русской православной церкви округлая шапочка с покрывалом, имеющим три округлых по очертаниям конца, спадающих на грудь и на спину, принадлежность облачения патриарха (до 1703 г. и других монашествующих чинов); камилавка с покрывалам, имеющим три прямоугольных конца, образуемых прямыми разрезами, элемент облачения (с XVIII в.) у остальных монашествующих священнослужителей; в поэтической речи любая высокая шапка. В православии имеет символическое значение – «шлем спасения». Клобук – округлая на темени шапочка с покрывалом, имеющим плавные вырезы по плечам, – древняя форма. Три конца покрывала – воскрылия, согласно преданию, связаны с именем константинопольского патриарха Мефодия (842-845): он был вынужден разрезать края покрывала, чтобы спадающими на грудь концами скрыть свое обезображенное во время иконоборчества лицо. С XVIII в. получило распространение у монашествующих священнослужителей различных чинов (кроме патриарха) наглавие в виде камилавки с покрывалом, которое сохраняло за собой прежнее название – «клобук». Клобук патриарха и митрополита всегда белый, а у остальных монашествующих священнослужителей зависит от ранга; у монахов – от малосхимника (или совершенного – вторая ступень монашества) до архиепископа – черного цвета. Клобук архиепископа и митрополита имеет крест на лобной части убора.
Клок – (от англ. cloak – плащ, накидка, покров) первоначально длинный мужской и женский плащ, который носили в средние века. Позднее – женская безрукавная накидка колоколообразной формы. Вошла в русский быт на рубеже XVIII–XIX вв. Мода на клок продержалась лишь в первой трети XIX в. Хотя клок мог быть подбит мехом или простеган, он был довольно легкой одеждой, не предназначенной для сильных морозов. Клок шился не только из шелка, но и из сукна различных сортов.
Ключ – отличительный знак придворной должности камергера, делавшийся из золота, нередко с бриллиантами в форме замкового ключа (отсюда название). Камергеры (должность введена Петром I в 1711 г.) имели золотой ключ с бантом голубого цвета, его прикрепляли сзади и слева в XVIII в. на кафтане, в XIX в. – на фалдах мундирного фрака. Обер-камергеры носили ключ на золотых кистях на мундире справа. В обычных, не парадных ситуациях вместо ключа прикрепляли только бант. В XVIII – первой половине XIX вв. ключ стал символом честолюбивых устремлений служащего дворянства.

Ковш – деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя – в виде головы и хвоста птицы. В зависимости от назначения различались ковши выносные, хоромные, погребные. Для царских пожалований за военную доблесть или посольскуюслужбу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне.
Козетка – (от франц. causette – легкая беседа) двухместный диванчик, гибрид кушетки рекамье. Козетка представляет собой кушетку с характерной выемкой: в этом месте сходятся два бывших «подлокотника». Дама и кавалер чинно восседают по разным углам сиденья козетки, их лица обращены друг к другу (за это отвечают углубления в спинке). И лишь положив руку на изгиб подлокотника (каждый со своей стороны), они могут украдкой соприкоснуться пальцами

Козырь – высокий стоячий воротник красного цвета в одежде раскольников. По отношению к костюму (козырь-воротник) название было забыто уже в XVIII в., так как мода того времени, ориентированная на европейский костюм, отказалась как от высоких стоячих воротников, так и от огромных четырехугольных, закрывающих спину почти до талии.
Кокарда – (от франц. cocarde) металлический или матерчатый знак принадлежности к государственной службе, прикреплявшийся к головному убору. Как правило, кокарда имела значение национальной эмблемы, и это находило отражение в ее раскраске. Ведет свое происхождение от матерчатых бантов на шляпах XVIII в., служивших знаками отличия своих войск от чужих. Русская кокарда учреждена в 1730 г. в виде белого банта на левом поле треуголки у офицеров шелкового, у солдат шерстяного или нитяного; в 1761-1762 гг. и после 1796 г. бант был черный, с оранжевыми полосками по кромкам. В 1861 г. кокарда получила вид большой круглой матерчатой розетки в складку, черной, с оранжевой кромкой (которая с 1815 г. обводилась белой полоской). В центре кокарды пришивалась пуговица, на которую застегивалась шедшая сверху петлица. На киверах эта кокарда носилась спереди, на треуголках на левом поле у кромки. В 1844 г. офицерам, а в 1855 г. и солдатам дана выпуклая овальная жестяная в форме расходящихся лучей кокарда с черным центром, окруженным оранжевой полоской, за которой следовали черная и снова оранжевая и, наконец, белая полоски; офицеры носили кокарду на околыше фуражки, солдаты, у которых на околыше был номер роты, – на тулье, а с 1874 г. также на околыше. В 1857 г. металлическая кокарда, круглая и меньшего размера, дана на фуражки гражданских служащих: сначала на околыш, а с 1874 г. на тулью. На треугольных шляпах сохранилась шелковая кокарда-розетка.
Кокотница – (от франц. cocotte – курочка) вид посуды, маленькая кастрюлька с длинной ручкой. Используется для запекания и подачи горячих закусок с соусами (например, жюльенов), как правило рассчитана на одну порцию.
Кокошник – (от др.-рус. «кокошь» – курица-наседка) головное украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми цветами, известное уже в средневековье. Позднее – головной убор замужней женщины в центральных и северных районах России в виде высокого щитка разнообразной формы надо лбом; общее название традиционного головного убора без учета семейного статуса женщины. Форма кокошника была весьма разнообразна. Кокошник исполнялся профессиональными мастерицами – «кокошницами», владевшими необходимыми для этого навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых одевались богато украшенные кокошники. Кокошник невесты большей частью украшается лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками. В первое время после замужества женщины крепили к головному убору в праздники тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом. Названия такого покрывала весьма разнообразны – фата, дымка или даже вуаль.
Колган – грубой выделки посудина разных форм (корытце, ведерко, деревянная вытесанная чашка).

Колет – (от франц. collet – воротник) первоначально кожаная куртка, позже название, принятое для коротких мундиров в тяжелой кавалерии.
Коллерет – (англ.) вставка из белой тонкой ткани, заменявшая верхнюю часть лифа платья. Для парадной одежды ее часто украшали ромбовидной вышивкой золотом и драгоценными камнями.
Колонтарь – доспех без рукавов из двух половин, передней и задней, застегивавшихся на плечах и боках латника железными пряжками. Каждую половину от шеи до пояса составляли ряды крупных металлических горизонтально расположенных пластин, скрепленных кольчужным плетением. У пояса прикреплялась кольчужная сеть – подол – до колен. Спинные пластины колонтаря делались тоньше и меньше грудных.

Колты – древнерусское женское украшение XI-XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси. Термин «колт» (древнее название неизвестно) принят в конце XIX в. на основании этнографических данных (украинское «ковток» – серьга, новгородское «колтки» – подвески к серьгам). Известны колты округлой и звездчатой формы. Округлые золотые колты украшались перегородчатой эмалью (изображения птиц, сиринов, «святых» и др.), серебряные – черновыми изображениями. Звездчатые колты из золота и серебра покрывались зернью и сканью. В начале XIII в. в городах стали отливать из бронзы и свинца дешёвые колты для продажи на рынке. После монголо-татарского нашествия колты не были распространены.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Читая Евангелие…

    «…И поскольку умножится беззаконие, во многих охладеет любовь…» Евангелие от Матфея, 24:12. Хлебников говорил: «Организму вымысла нужна…

  • Странное (еще чуть-чуть из книги Брассая)

    В записи от 29 ноября 1946 года, пятницы, события которой перечеркивает известие о внезапной смерти Нюш, жены Элюара, Брассай в примечании цитирует…

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Читая Евангелие…

    «…И поскольку умножится беззаконие, во многих охладеет любовь…» Евангелие от Матфея, 24:12. Хлебников говорил: «Организму вымысла нужна…

  • Странное (еще чуть-чуть из книги Брассая)

    В записи от 29 ноября 1946 года, пятницы, события которой перечеркивает известие о внезапной смерти Нюш, жены Элюара, Брассай в примечании цитирует…

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…