Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Стараниями il_ducess в словаре появились кильт.

Photobucket
Колымага
Россия. 1640-е гг.
Государственная Оружейная палата

Продолжаем букву «К»:

Кольчуга, колымага, коляска, коник, консоль, контрэмаль, конфедератка, конфектура, конфидант, копие, корец, корпусная мебель, корчик, корзелет, корзно, корсаж, корсет, кортель, кортик.

Кстати, «конфектура» есть даже на видео (в кадре – постоянный редактор многих статей по керамике и стеклу - Иван Гольский mon_golskij:




Кольчуга – «кольчатая броня», делалась из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Она надевалась на круглый штифт – оправку, чтобы получилась длинная спираль. Около 600 метров железной проволоки-спирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину их сваривали. После этого у оставшихся колец дополнительно расплющивались разъединенные концы, и на этом месте пробивались отверстия – для заклепок или штифтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить. Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми (сваренными) кольцами и склепывалось. Заклепка имела в диаметре около 0,75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенном в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и уменья. Таким образом каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное – с четырьмя целыми. Иногда в кольчугу вплетали ряд-другой медных колец. Это придавало ей нарядный вид. Вес одной кольчуги равнялся примерно 6,5 кг. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска. (А.Юрасовский. «Русские доспехи X-XVII вв.»)

Колымага – общее название громоздких экипажей без поворотного круга и ременной подвески с закрытым кузовом, бытовавших на Руси в XVI-XVII вв. По конструкции они однотипны: 4 колеса одинакового диаметра, прямоугольный кузов с полукруглой крышей. Запряжены, как правило, в одну лошадь с помощью двух оглобель, места для кучера нет. Таковы колымаги, исполняемые провинциальными мастерами. Однако московские колымаги, особенно царские, нередко были очень красивыми и необычными, снабжены ременной подвеской и украшены золоченной резьбой и росписью (В.А.Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX вв.» С-Пб. 2007).

Коляска – четырех- или двух колесный экипаж открытого типа на рессорах, предназначенный для прогулок в летнее время. Дешевые коляски оснащались плетеным кузовом, более дорогие – с рамочно-филеночной системой вязки, украшенные резьбой по дереву, тканями, живописью (В.А.Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX вв.» С-Пб. 2007).

Коник

1) деталь русской печи: массивная резная доска, отделяющая шесток от рукомойника; служит местом для рушников (полотенец) и чистых хозяйственных тряпок;

2) лавка ларем, ларь для спанья с подъемной крышкой.

Консоль – (от франц. console, восходящ. к лат. consolidare – поддерживать) пристенный столик на двух и более опорах, как правило, суживающийся книзу.

Контрэмаль – слой эмали, нанесенный на тыльную сторону изделия, покрываемого эмалью с целью предотвращения коробления изделия при обжиге.

Конфедератка – (от польск. konfederatka) польская национальная шапка, которую носили польские революционеры со времени Барской конфедерации 1768 г., с четырехугольным дном и кисточкой наверху.

Конфектура – настольное украшение, представляющее тарелки, расположенные в три-четыре яруса, на центральном стержне золоченой бронзы. Конфектуры, как правило, были принадлежностью сюрту де табля.

Конфидант – (от франц. confidente)

1) род небольшой софы, предназначенной для «конфиденциальной беседы», позволяющий сидеть двум персонам напротив друг друга;

2) диван с отдельными сиденьями с каждой стороны спинки. Разновидностью конфиданта является диванчик «тет-а-тет» – в этом варианте сиденья располагаются на противоположных концах спинки.

Копие – нож для разрезания просфор с лезвием в виде наконечника копья. Символизирует копье, которым один из воинов пронзил ребра распятого Христа.
Корец – одноручный ковш для черпания напитков и питья.
Корпусная мебель – мебель, основой которой, в отличие от мебели для сидения, является рамочно-филеночная конструкция (сундуки, шкафы, секретеры и т.д.).
Корчик – небольшой изящный одноручный ковшик на поддоне или стоянце.
Корзелет – название для более удобного корсета меньших размеров, с небольшим каркасом из китового уса или вообще без него.

Корзно – (др.-рус.) парадная верхняя княжеская одежда – мантия или плащ с застежкой на плече. Делали корзно из дорогих византийских материй: плотного шелка, яркого узорчатого бархата, золотой парчи, иногда снабжая меховой опушкой.

Корсаж – (от франц. corps – тело)

1) часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока;

2) жесткий пояс юбки.
Корсет – (от франц. corps – тело) специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровку, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. Подобие корсета в виде самостоятельной части одежды появляется в XIV в. в бургундской моде, подчеркивающей формы фигуры. Формы корсета менялись в зависимости от силуэта, который в одежде предлагался модой. То он был больше, чем современный женский купальный костюм, то делается узким – не больше широкого пояса; то он подчеркивал или приподнимал грудь, то уменьшал и делал ее плоской; то подчеркивал бока, то наоборот, скрывал их, делая их мальчишескими (в новейшее время); иногда сужал талию, а иногда оставлял ее свободной или даже полностью нарушал линию талии. Устройство же оставалось по своей сути одинаковым – каркас, удерживающий заданный силуэт при помощи вшитых в ткань косточек и пластин (в каркасах лучшего качества их делали из гибкого и прочного китового уса). Корсет надевали на тонкую рубашку, так как грубые швы при тугом стягивании могли причинить массу неудобств, поэтому к аккуратности их изготовления предъявляли высокие требования, а искусство мастериц-корсетниц чрезвычайно ценилось. После 1820 г. возникает промышленное производство корсетов. С середины XIX в. неоднократно делались попытки убедить женщин отказаться от корсета, вредящего их здоровью. По-настоящему от корсета с его каркасной структурой отказались только после 1908 г. со стилем неоклассицизма и возвратом к облику женщины в тунике начала XIX в. После первой мировой войны корсеты, наконец, полностью исчезли из дамской моды, их заменяют легкие и гибкие грации.
Кортель – (др.-рус.) теплый летник, подбитый мехом и покрытый легкой шелковой тканью (без кружев и пуговиц).
Кортик – (от итал. coltello) вид кинжала с прямым коротким граненым клинком, колющее коротко-клинковое холодное оружие c рукояткой. Появился в XVI в. и первоначально применялся в абордажном бою, но впоследствии утратил чисто боевое значение и стал принадлежностью парадной формы, главным образом на военном и гражданском флотах, а в ряде стран и для генералов и офицеров сухопутных войск, имелись образцы и для некоторых полувоенных формирований и гражданских ведомств.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…