Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

С помощью il_ducess наш словарь обогатился «козеткой».



Photobucket

Крест напрестольный

XVIII в. Из Никольской церкви села Волосово Каргопольского района
Дерево, слюда, тонированная бумага, темпера; резьба по дереву, роспись, позолота
37х21,2х2 см
Архангельский областной музей изобразительных искусств

Продолжаем букву «К»:

Корчага, «корытце», ко́сник, косоворотка, «костяной» фарфор, котелок, коты, кошель, краген, краги, кракле, крапо, «краса», кра́тер, крашенина, крест «благословенный», крест воздвизальный, крест запрестольный (выносной), крест наперсный, крест напрестольный




Корчага – сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в X-XII вв. Также назывались и позднейшие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом для щей, пива и т.п.
«Корытце» – тип кресла, получившего свое название из-за сплошной жесткой фанерованной спинки. Прототипом корытца послужило кресло-гондола, выполненное по рисунку Ш.Персье в конце XVIII в. В России кресло-корытце стало любимым типом мебели для сидения в 1810-20-е гг. Основное отличие русского корытца от французского прототипа заключается в монолитности масс, обобщенном контуре, отсутствии обивки на спинке, практичном применении вкладного сиденья, которое было заимствовано из английской мебели.
Ко́сник – украшающие косу девушки ленты, декоративная подвеска из ткани, бисерная кисть.

Косоворотка – русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещенной влево, реже вправо. Название собственно русское, и до середины XIX в. такую рубаху называли «с косым воротом» или «русская рубаха». Известна с XII в. С заимствование одежды европейского образца косоворотка осталась лишь в сельской местности и в детском костюме. Но с конца 1830-х гг. в среде русских писателей начинают обращаться к традиционным формам русского мужского костюма. Во второй половине XIX в. косоворотка распространилась в городах гораздо шире. Ее носили не только рабочие, но и демократически настроенная молодежь, актеры, писатели и др. Косоворотка могла быть из самых различных тканей – шелковых, хлопчатобумажных, льняных, одноцветных, покрытых вышивкой и др. Косоворотка имела долгую жизнь – в 1880-х гг. именно она была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.

«Костяной» фарфор – промежуточный вид фарфора. Он выносливее и тверже «мягкого» фарфора и менее проницаем, но у него столь же мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 г. началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку.
Котелок – мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями. Ее наименование в русском языке связано с формой головного убора; он почти всегда черного цвета, только изредка – серого. Предложен модой в 1868 г., когда цилиндр перестает быть обязательной принадлежностью одежды для выхода, и был принят торговцами, маклерами, начинающими адвокатами. Светские люди начали носить котелок с 1885 г., и только по утрам или во время путешествий. В лондонском Сити котелок вместе с зонтом является типичным элементом официальной одежды. Официальным головным убором штатских лиц до 1914 г. оставался цилиндр. Впоследствии он, как и другие формы головного убора, был вытеснен котелком.

Коты – просторная зимняя или домашняя обувь из войлока или сукна в виде коротких сапожек. Коты прошивались цветными нитками, оторачивались ярким сукном. Их изготовление было домашним ремеслом, так как не требовало фабричных инструментов или материалов. Коты чаще упоминаются как женская обувь, но в качестве домашней может служить всей семье.

Кошель – мягкая складная корзина, сетчатый мешок, сумка.

Краген – (от нем. kragen – воротник) большой отложной или стоячий воротник из полотна, кружев или сукна. Краген не исчезал из русского быта до середины XIX в. Белый глазетовый краген был обязательным в церемониальном одеянии кавалеров высшего русского ордена Андрея Первозванного. Особое одеяние кавалера ордена, утвержденное в 1797 г., включало длинную епанчу из зеленого бархата с подкладкой из белой тафты и белым отложным крагеном из глазета, белую глазетовую рубаху и шляпу из черного бархата.
Краги – (от голл. kraag – воротник) накладные жесткие, чаще кожаные голенища; высокие отвороты на перчатках. Краги, распространившиеся после 1729 г., носили обычно с мужским охотничьим или верховым костюмом. В 1916-17 гг. они стали деталью военной формы – сначала моторизированных войск, а затем и всего офицерского состава и даже костюма гражданских лиц. Краги-голенища, представлявшие собой точный слепок икры, насаживались на ногу как скобка и затягивались либо ремешком, обвивавшим ногу, либо металлическими крючками-пластинами. Так как краги носили с ботинками, то шпоры уже не полагались. Краги в XIX в. выделывались из разной кожи. Кадровые офицеры предпочитали черный и коричневый цвета, а штатские, оказавшиеся на военной службе, – цветные.

Кракле – (от франц. craquele) сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий. Создают для декоративного эффекта, используя несоответствие коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге.

Крапо – (от франц. – жаба) большое мягкое кресло с прямоугольным удлиненным сиденьем.

«Краса» – (др.-рус.) девичий венец. Еще его называли «увяслом» – «повязкой», от «вясти» – «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Девушки из богатых семей носили «красу» из византийской парчи. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5–2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже – из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем.
Кра́тер – (от др. греч. κεράννυμι – смешиваю) античный сосуд из металла илиглины, реже – мрамора для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка. В античной керамике встречаются кратеры двух типов: оксибафоны, оксибафы (όξύβαφον, oxybaphon) – колоколообразные, с расширяющимся кверху туловом, опирающимся на поддон, с двумя горизонтальными ручками внизу.

Крашенина – крашенный холст домашнего тканья.

Крест «благословенный»

1) напрестольный крест с отдельно прикрепленной (иногда привинченной) рукоятью, использовался, когда священник произносил благословение при «отпусте».

2) крест, находившийся среди домашних святынь, так как он мог быть получен в благословение от родителей и ближайших родственников; богато украшенные кресты-мощевики в XVI–XVII вв. нередко подносились новорожденному при крещении. Наряду с иконами домовые благословенные кресты впоследствии могли переходить в храмы как поминальные вклады.

Крест воздвизальный – крест, воздвигавшийся в православном храме на праздник Воздвижения Креста Господня. Как правило, отличается от креста напрестольного несколько большим размером и использовался во время службы в дни Воздвижения и во время крестных ходов. Нередко воздвизальными крестами могли служить и кресты напрестольные.
Крест запрестольный (выносной) двусторонний крест, устанавливавшийся за престолом в алтаре храма на специальной подставке; во время крестных ходов его обычно выносят из церкви наряду с особо чтимыми иконами, хоругвями и другими святынями. Запрестольный крест олицетворял ветхозаветное «Древо жизни», насажденное Богом в середине рая и воплотившееся в Новом Завете в «Древо Креста» – символ победы над смертью, орудие искупления, открывающее путь к спасению человечества.

Крест наперсный – (от др.-рус. перси – грудь)

1) нагрудный («воротный») крест священника, носимый поверх ризы. Воспринимался как икона, что давало возможность помещать на нем не только изображение распятого Христа и предстоящих, но и образы небесных покровителей владельца. И по смыслу и часто по форме такой крест мало отличался от наперсной иконы. До XVIII в. наперсный крест имели право носить только епископы. После Императорского Указа 1797 г. наперсный крест приобрел статут церковного ордена: им как наградой и знаком монаршей милости жаловали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. И крест, и цепь - серебряно-вызолоченные. С лицевой стороны он имел рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование Великого Государя Императора Павла I 1797 г., 18 декабря». С начала XIX в. священники в особых случаях награждались крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года придворным протоиереям, а также отбывающим за границу русским священникам выдавали такие кресты из Кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха – серебряный (посеребренный), восьмиконечной формы с рельефным изображением Распятия на лицевой стороне; на обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Лета 1896, мая 14 дня». Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия всех иереев, а кресты образца 1797 г. остались наградными. В Старообрядческой Церкви только заслуженные священники получают наперсный крест. Вложенные в храмы наперсные кресты-мощевики могли использоваться также в богослужениях – они погружались в чашу при совершении чина малого освящения воды или же закреплялись в средокрестии благословенного креста;

2) нательный крест («тельник»), даваемый христианину при крещении. Носится под одеждой.

Крест напрестольный – распятие, хранящееся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря. Используется для благословения священником верующих в конце литургии, им освящается водана Богоявление и при особо торжественныхмолебнах. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят епископу при его встрече в храме. В некоторые напрестольные кресты, помещают частицы мощей святых.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • О том, как художники используют натуру

    В ответ на комментарий уважаемого Кости yudinkostik к предыдущему посту Об искусстве за пределами текста получился новый, с картинками:…

  • Ваше мнение, товарищ зритель!..

    В то время, как охотники заряжают ружья, как Михаил Алдашин и Константин Сутягин отправляют в ближние слои Арт-манежной стратосферы Андрея…

  • Русские сезоны в Париже. Часть II

    В 1912-13 годах дягилевская антреприза показывает балеты на музыку современных западных композиторов – Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Райнальдо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • О том, как художники используют натуру

    В ответ на комментарий уважаемого Кости yudinkostik к предыдущему посту Об искусстве за пределами текста получился новый, с картинками:…

  • Ваше мнение, товарищ зритель!..

    В то время, как охотники заряжают ружья, как Михаил Алдашин и Константин Сутягин отправляют в ближние слои Арт-манежной стратосферы Андрея…

  • Русские сезоны в Париже. Часть II

    В 1912-13 годах дягилевская антреприза показывает балеты на музыку современных западных композиторов – Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Райнальдо…