Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Словарь получил очередное дополнение от machasgracias


Photobucket
Кресло курульное.
Италия. XVI в.
Орех, резьба

Завершаем букву «К»:

Крестецкая вышивка, кринолин, кросна, кроше (ирландское кружево), крошни, кружево, кружево шитое, кружево плетеное, кружка, крылатка, «крытье» золотом, куве́рт, кувшин, куколь, кулон, куманец, кумган, курант, курильница (кассолет), курульное кресло, кутаная мебель, кутас, куфте́рь, кушак, кушетка, куяк, «кэт»


Крестецкая вышивка – вид русского народного шитья. Назван по поселку Крестцы (ныне Новгородской области) – центру вышивального промысла, возникновение которого восходит к 1860-м гг. Выполняется переплетением ниток главным образом по крупной сетке, образуемой выдергиванием нитей ткани (льна, хлопка, шелка). Характерны строгие композиции ажурных и плотных геометрических орнаментальных форм (кружки, звезды, квадраты) на сквозном фоне.

Кринолин – (от франц. crinoline – волосяная ткань) первоначально жесткая материя из волоса. Сначала из нее делали солдатские воротники, только позднее стали делать юбки. Конструкция в виде широкой юбки на обручах, последовательно соединенных друг с другом тесьмой, вошедшая в моду около 1850 г. и постепенно исчезнувшая после 1865 г.. Кринолин пользовался невероятным успехом до 1856 г., так как обручи избавляли дам от необходимости носить множество тяжелых от крахмала нижних юбок. Но стоило изобретателю Чарльзу Ворту запатентовать специальное устройство, которое позволяло сжимать и разжимать обручи юбки по мере надобности (размеры кринолина сделались так велики, что становилось трудно войти в дверь или сесть в карету), как на кринолин обрушились пресса и театр. Носить кринолин было непросто. Обручи плохо подчинялись движению тела, поэтому на уровне колен их привязывали к ногам тесьмой, а в низ юбки спереди вкладывали грузики. После длительной полемики в печати юбки постепенно уменьшились, и, наконец, кринолины совсем исчезли. Кринолин нашел свое место в крестьянском быту. Кринолин, казалось бы, был крестьянству вдвойне чуждым костюм городской и костюм иноземный. Но образ «плывущей», пышнотелой женщины соответствовал народному представлению о красоте, поэтому кринолины не только прижились в сельской местности, но и остались в народном искусстве даже тогда, когда о кринолине забыли все.

Кросна – домашний ткацкий станок.

Кроше (ирландское кружево) – ручное кружево, изготовленное при помощи шва-цепочки, копирующее стиль шитого кружева. Первоначально изготавливалось в Ирландии. Пользовалось популярностью в конце XIX – начале XX в.

Крошни – плетенные корзины (обычно заплечные).

Кружево – полоска или кусок текстиля, получаемого или путем шитья или плетения. Основное развитие кружевного дела падает на XVII в., когда распространилось использование кружев для украшения светской и церковной одежды. Основными центрами по производству кружев были Венеция и Брюссель. Появление кружева машинной обработки в XIX в. сделало это дорогое украшение из предмета роскоши обычным дополнением одежды, прежде всего белья.

Кружево шитое – кружево, изготовленное исключительно иглой (в конце XIVв. в Венеции – кованой иглой) по бумажному шаблону двумя видами швов: обметочным и штопальным. Среди видов такого кружева: пуа-де-венис, алансон (более мелкий узор) и аржантан (узор крупнее). Расцвет приходится на XVIII в.

Кружево плетеное – кружево общее название кружева, изготовленного на специальной подушечке коклюшками из более толстых нитей или на валике маленькими бобинами – из тонких нитей. Узор крепился на подушечке, его накалывали булавками и оплетали нитями, перемещая в разные стороны коклюшки или бобины. Среди видов такого кружева примечательны изделия из Брюсселя, Бенша, Шантильи и Мешлена.

Кружка

1) питейный сосуд больше стакана, с ручкою, иногда с носком и с крышечкою;

2) жестяной или иной сосуд, с узкою скважиною в крышке и с замком, для сбора подаяний, для вкладов.

Крылатка – (от русс. – крыло) мужское пальто, главным образом без рукавов (с прорезями для рук), с длинной пелериной (иногда двумя). Распространилось в середине XIX в. по аналогии с появившимися в европейской моде мужским дорожным пальто «макферлейн». Крылатки шили и сукна, драпа или прорезиненной материи. Крылатку, как особенно практичную и удобную одежду, под которую можно было надеть много теплых вещей, предпочитали студенты и все те, кто хотел подчеркнуть свою верность студенческому братству.
«Крытье» золотом – надглазурное покрытие фарфорового изделия или его части золотой краской.
Куве́рт – (от франц. convert – покрытый чем-либо) столовый прибор на парадном обеде.
Кувшин – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком.

Куманец – керамический сосуд для воды и вина, распространенный на Украине. По форме близок к кваснику: «плескач» (со свободно отстоящими от узкого горла двумя ушками или носиком и ручкой), «калач» (всегда с носиком и ручкой у горла, большим отверстием в центре тулова). Обычно покрывают растительным орнаментом, включающим изображения птиц и зверей.

Кумган – (от тюрк. – сосуд пустыни) металлический или керамический сосуд для воды и вина. Металлические известны с глубокой древности в странах Среднего и Ближнего Востока; обычно имеют форму узкогорлого кувшина с длинным носиком, ручкой и крышкой, украшались чеканкой, гравировкой, чернью, насечкой.

Курант (от франц. courant – бегущий) конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие – из фарфора, стекла или агата.

Курильница (кассолет) – настольное украшение в виде треножника, часто золоченой или патинированной бронзы, с чашей для благовоний (специально приготовленных лепестков цветов и ароматических масел) и крышкой с отверстиями или миниатюрной жаровней для углей.

Курульное кресло – (от лат. sedia curulis) складное кресло с ножками иксообразной формы, перекрещивающимися под сиденьем. В Древнем Риме кресло «sedia curulis» предназначалось для должностных лиц (курулов), поскольку считалось, что только на нем можно творить суд. Особенно было популярно в эпоху Возрождения и в XIX в. См. также «Савонарола».

Кутаная мебель – популярная в середине – второй половине XIX в. мебель, деревянные части которой были покрыты мягкой, часто простеганной обивкой и отделаны бахромой.

Кутас – шнур с кистями; кутасами в начале XIX в. украшались кивера солдат.

Куфте́рь – лучший сорт итальянской камки, чаще всего с крупным узором.

Кушак – (тюрк.) матерчатый пояс, носившийся с народной одеждой, а также принадлежность форменной одежды. У гусар составлялся из цветных шнуров, перехваченных в нескольких местах оплеткой – «гомбами», и застегивался сзади на петли и костыльки; справа фестоном свисали два шнура с кистями. У улан, конноегерей и драгун кушак был суконный, цвета мундир, с цветными выпушками. Форму кушака во второй половине XIX в. получил офицерский шарф. В народе употреблялся узкий тканый узорчатый кушак-покромка либо широкий цветной кушак, скрученный жгутом, с концами, заткнутыми по бокам. «Распояской», без кушака, ходили только маленькие дети. Зажиточные люди подпоясывались высоко, под грудь, чтобы выпирал живот, бедняки – низко, почти по кострецу.

Кушетка – (от фр. сoucher — спать) Это мягкая лавка с одним подлокотником или шезлонг с ярко выраженным изголовьем (в некоторых моделях его положение можно регулировать). Кушетка, вошедшая в моду при Людовике XV, изначально выглядела как лежанка о восьми ногах безо всякого изголовья. Позднее у нее появилась спинка, а число ножек сократилось до четырех.

Куяк – доспех из металлических пластин, прямоугольных или круглых, набранных каждая отдельно на кожаную или суконную основу. Куяки изготовлялись с рукавами и без рукавов; имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на груди и спине большими латными досками – «щитами».

«Кэт» – (от англ. – кошка) круглый трехногий столик, точеные ножки которого с обеих сторон упираются в плоские доски, служащие по желанию то столешницей, то упором; подобно кошке этот столик неизменно оказывается на лапах. Один из оригинальных видов мебели английского рококо.



Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Срывание всех и всяческих масок

    95-летию Алексея Дедушкина посвящается Вот уже два года (чуть больше) как я пришел сюда, завел журнал и стал более-менее регулярно обращаться…

  • Наука и жизнь хроника

    Дамы и господа! Леди и джентльмены! Товарищи! С радостью прискорбием нетерпением сообщаю вам, что сегодня вышел заключительный…