Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket
Лядунка для пороха
Россия. XIX в.
Металл, кожа

Буква «Л»:

Ламбрекен, лампас, лампионы, ландо, лапти, ластовицы, лебес, лейбик, лекиф, ле́стовка, летник, лжица, ливрея, лиможская эмаль, линейка, литофания, лицевая сторона знамени, ломберный стол, ло́пасть прялки, лорнет, лосины, лощение, лубок, люстр, люстра, ляду́нка

Ламбрекен – (от франц. lambrequin – балдахин или бахрома) верхняя часть оконной или дверной драпировки, иногда с вышивками и другими украшениями; орнаментальный мотив подобного вида. Применительно к украшенияю мебели означает деревянный резной декор в виде фигурных драпировок с бахромой и свисающими кистями.

Лампас – (от франц. lampas – шелковая ткань) цветная полоса или две полосы с кантом в промежутке, нашиваемые по наружному шву форменных брюк.

Лампионы – светильники в виде высоких стеклянных колб с подсвечником внутри, располагавшиеся на карнизе по периметру зала. Лампионами стали восполнять недостаток освещения больших дворцовых залов в конце XVIII в.
Ландо – (от франц. landau) четырехместный раскидной экипаж XIX в. с открывающимся верхом; впервые начали изготовляться в г. Ландау (Германия). Ландо отличалось мягкими рессорами, легким ходом, роскошной отделкой. Ехавшие в экипаже пассажиры размещались на переднем и заднем сиденьях лицом друг к другу. Облегченное и укороченное (без переднего сидения) ландо называлось ландолетом.

Лапти – мужская и женская, обычно крестьянская, обувь, плетеная из коры или луба. Известны с Х в. В XVIII–начале ХХ вв. лапти были только крестьянской обувью, но в древности их носили и плели также и в городах. Плетение лаптей считалось мужским занятием. Лычный лапоть плетется в 5-12 строк, пучков, на колодке, кочедыком, коточником (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы), головы, головашек (переду), ушника, обушника (каймы с боков) и запятника. Лапти надевались на портяные и шерстяные подвертки и подвязывались оборами в переплет накрест до колена. Лапти носились недолго – чуть больше недели зимой и всего 3-4 дня летом. Несмотря на недолговечность лаптей, необходимость заранее заготовить лыко, бересту или мочало (причем к исходному материалу предъявлялись довольно строгие требования), на трудоемкость работы (в день сплетали не более двух пар лаптей), они были самой распространенной обувью. Лапти плели в косую или прямую клетку из материалов разных цветов. Чтобы продлить срок службы лаптей, в них вместе с лыком вплетали пеньку, веревку и даже полоски кожи. Способ плетения лаптей, их материал и форма столетиями оставались неизменными, также сохранялся обычай плести их на одну ногу (то есть без различия правого и левого лаптя).

Ластовицы – четырехугольные разноцветные вставки под мышками в русских мужских рубахах.
Лебес – (от лат. lebes) античный сосуд в форме чаши на ножке или треноге, который использовался как для приготовления пищи, так и для мытья и стирки. Изначально они изготавливались из бронзы, серебра или глины. Особой формой лебеса является лебес гамикос (свадебный котел) с двумя ручками. Лебес гамикос устанавливались на свадебных пиршествах в непосредственной близости от невесты и использовались в церемониях очищения, а также как цветочные вазы. Лебесы также вручались победителям спортивных состязаний в качестве приза.

Лейбик – короткая куртка из сукна для повседневного употребления (для сохранения строевых мундиров) в кавалерийских частях в эпоху Николая II.
Лекиф – (от др. греч. λήκυθος) античная ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V в. до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.

Ле́стовка – (уменьшит. от др.-рус. лествица – лестница) особый род чёток, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 валиков -«ступеней» («бобочек»). Из них 100 малых и 9 великих ступеней. Внутрь бобочков в старину вставлялась свернутая в валик бумажка с написанной И(и)сусовой молитвой. Знаменует одновременно лестницу духовного восхождения и замкнутый круг как образ непрестанной молитвы. Промежутки без ступеней в начале и конце лестовки символизируют небо и землю. «Великими» ступенями, т.е. большими бобочками, лествица разделена на 4 неравных участка. Количество малых ступеней на этих участках объясняет старинный стих: «12 апостолов было; 38 недель Богородица Христа носила; 33 года Господь по земле ходил; 17 пророчеств о Христе было». В месте соединения концов ленты подвешиваются 4 окантованных треугольника – «лапостка», которые украшаются бисером и вышивкой. Они изобразуют 4 евангелистов, а окантовка по их краю символизирует евангельское учение. Под лапостками, внутри, зашиты 7 нанизанных на ленту «передвижек», для удобства счета молитвенного правила. Считается, что лестовка напрямую происходит от вервицы Василия Великого. До церковного Раскола лестовка применялась практически каждым православным – монахом или мирянином. В настоящее время лестовки используются исключительно старообрядцами. Изготовление и художественное украшение лестовок – одно из традиционных старообрядческих ремесел. В г. Семенове Нижегородской губернии существовал крупный промысел по изготовлению лестовок. В иконографии лестовка служит атрибутом Серафима Саровского.

Летник – в XVI-XVII вв. длинная женская верхняя одежда с очень широкими рукавами – накапками, украшенные декоративными нашивками с вышивкой шелком, канителью, отделкой драгоценными камнями или жемчугом. Летник мог быть накладным (без застежек, надевавшиеся через голову) и распашной, имевший застежку или надеваемый нараспашку. Широкий рукав летника достигал запястья и позволял видеть край рукава нижней одежды, но лишь до локтя. Летники, при сохранении формы рукава, могли иметь и другие наименования – опашница, кортель (летник, подбитый мехом). Летник относился к разряду сословной (боярской, дворянской) одежды, которая, согласно петровским реформам начала, заменялась европейским платьем и оказалась полностью забытой к середине XIX в.

Лжица(от греч. λαβις – клещи) специальная ложка с крестом на конце длинной рукояти. В Восточной Церкви употребляется для причащения верующих. Ее изготавливают из металлов, не дающих окиси. Греческое название лжицы напоминает о клещах, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6, 6). В древности во время причащения миряне получали Тело непосредственно в ладонь правой руки (женщины покрывали ладонь специальным платом, «dominicale») и сами отпивали из чаши – потира. Одна из версий появления лжицы: ее ввели в литургический обиход во избежание злоупотреблений Св. Дарами. Византийский источник упоминает литургические лжицы во 2-й половине VIII века. В Х в. причастная лжица появляется уже на каппадокийских фресках. В апсидной мозаике церкви Св. Архангела Михаила в Киеве (1108-1113 гг.) изображается Спаситель, из рук преподающий апостолам Причастие, и на престоле показана лежащая причастная лжица.

Ливрея – (от франц. livree – выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты) форменная одежда слуг, лакеев, швейцаров, отделанная галунами. В европейском костюме ливрея появилась в XIV в. как одежда свиты и слуг более низкого звания, обслуживающих господина во время охоты и т.д. Обычно она была исполнена в цветах герба владетельного господина. Со временем ливрея для слуг в домах стала отличаться от ливреи доезжачих, конюхов и др. как покроем, так и отделкой – шириной нашивок, качеством ткани, оттенками цвета и т.д. Россия восприняла ливрею как особую одежду для слуг вместе с названием в начале XVIII в. Форма ливрей регламентировалась специальным табелем, за нарушение которого предусматривались штрафы и иные наказания. За основу был взят костюм европейского образца, но со временем выработались свои собственные установления относительно одежды слуг. Слуги в доме носили ливрею, скроенную по образцу одежды XVIII в. – камзол, короткие штаны-кюлоты, нитяные чулки и перчатки. Швейцары носили ливрейные шинели с пелеринами, обшитыми галунами, но строгие правила XVIII в. уже не соблюдались.

Лиможская эмальфранцузские изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож. Это изукрашенные блюда, чаши, кувшины, подсвечники, декоративные плакеты, иконные триптихи, кресты, шкатулки, поцелуйные образки, реликварии (пиксиды). В XIIXIII вв. Лиможе был значительный центр производства выемчатых эмалей, и в XV в. художники вновь обращаются к этому промыслу. Возможно, под влиянием витражей и итальянской майолики лиможцы перешли от этой архаичной техники (а выемчатая эмаль на бронзе была известна у кельтов еще до н.э.) к более сложным, живописным приемам работы. Технология лиможской эмали «раннего периода» (вт. пол. XV – нач. XVI вв.): лицевая поверхность пластинки покрывалась белой эмалью, а обратная сторона – слоем контрэмали. На белую поверхность наносили черной краской рисунок и обжигали. Затем пластину в несколько обжигов расписывали цветными эмалевыми пастами. Произведение часто украшали кабошонами и прописывали золотом для подчеркивания деталей. Особенность произведений мастеров «новой школы» (с 1530х гг. до конца XVI в.) – гризайльная живопись. Изображаемые мотивы располагают на темном фоне, а рельеф наносят эмалью белого цвета. Медную подложку сначала полностью покрывают черной, темно-синей или темно-коричневой грунтовой эмалью, затем на эту основу наносят изображение белой эмалью и поэтапно обжигают, продолжая моделировать формы. Наслоения белой краски создают небольшой рельеф, что придает росписи сходство с античными камеями. В XVI в. расписные эмали приобрели для искусства Франции значение, сопоставимое с ролью расписной майолики и венецианского стекла для искусства Итальянского Возрождения. Однако к XVII столетию трудоемкая техника лиможских эмалей уже не выдерживала конкуренции с росписью фаянсовых изделий, а с начала XVIII в. – с фарфором. В XIX в. на Севрской мануфактуре были восстановлены промысел и традиционная школа. Эмальеры Лиможа реагировали и на изменения стиля: в конце XIX– начале XX вв. создаются произведения в традициях art nouveau. Лимож как центр эмальерного производства не утратил своего значения в современной Европе.

Линейка – продолговатые дрожки с продольной разгородкой для езды на близкие расстояния; в городах использовался как общественный транспорт с оплатой по таксе. В линейке кроме кучера размещалось от четырех до шести человек, сидящих спиною друг к другу и лицом к улице. На линейку иногда ставился верх на четырех столбиках с занавесками кругом.

Литофания – углубленное изображение на тонком фарфоре способом обратного рельефа, нередко с подцветкой рисунка. Эффект изображения, видимого на просвет, увеличивается за счет игры света и тени на рельефе.

Лицевая сторона знамени – при развернутом перед зрителем та сторона полотнища, которая расположена справа от древка. Тогда размещенное на ней изображение, как и гербовая фигура на рыцарском щите, движется справа налево. Эта сторона предназначена для символики наивысшего ранга, например: на знамени войсковой части лицевую сторону украшает государственный герб, а оборотную – нижестоящая по рангу индивидуальная символика данной части.
Ломберный стол – обтянутый зеленым сукном квадратный раскладной стол для игры в карты. Обычно ломберный стол держали в сложенном виде. Для игры его раскладывали, на нем размещали мелки для записи взяток на сукне и щеточки для стирания записей. Позже ломберным стали называть любой небольшой столик, предназначенный для игры в карты. Вместо сукна на столешнице может быть изображена карточная (игровая) атрибутика. Форма также может варьироваться: встречаются круглые, овальные, прямоугольные, многоугольные ломберные столы. Ломбер (от франц. l'hombre, восходящ. к исп. Hombre – человек) – старинная карточная игра для трех игроков, считалась неазартной. Возникла в Испании в XVI в. Пик увлечения ломбером во Франции пришелся на эпоху правления Людовика XIV. Версальские декораторы, в то время и приспособили обычные столы для карточных игр. К XVIII столетию стол усложнился – его можно было складывать. Вошедшие в моду складные столики днем служили пьедесталом для ваз с цветами, а к приходу гостей раскладывались, обнаруживая сукно или бязь. Часто столы были парные. Так лучше смотрелось, тем более, что партий за вечер могло быть сыграно две, а не одна. Некоторые столы складывались, как крышка рояля. У других, изобретенных в XIX в., крышка поворачивалась на 90 градусов. У третьих складывали все четыре угла. Еще больше было версий ножек: две выдвижные, одна, отодвигающаяся на раме, ножка-концертино, резная нога-постамент, держащая всю конструкцию. Однако, ни у французов, ни у испанцев, ни у англичан понятия ломберного стола не существовало. У них была просто игра, но лишь русские передали имя игры предмету мебели. В России ломбер был особенно популярен при Екатерине II. Если Уложение царя Алексея Михайловича от 1649 года за карточные игры предписывало карать столь же строго, как за грабеж, срывание шапок и воровство, то в сенатском указе середины восемнадцатого века (1761) игра в карты уже дозволялась (правда, только в дворянских домах и только в ломбер на небольшие суммы). Вскоре в России начался карточный бум. С тех пор ломбер канул в лету, вытесненный ко временам «Онегина» вистом и преферансом, оставив свое имя столику для игры в карты.

Ло́пасть прялки – верхняя ее часть (завершающаяся городками) к которой крепится кудель (вычесанный и перевязанный пучок льна или комок шерсти, предназначенный для прядения).

Лорнет – (от франц. lornette) аристократический вариант очков с ручкой. Использовался с XVIII в. и носился прикрепленным к цепочке. Искусство обращения с лорнетом в эпоху рококо стало рафинированной светской игрой. Лорнет и далее оставался привилегией аристократов высшего общества.

Лосины – (от русс. – лось) штаны белого цвета из кожи лося (лосины) или оленя. В начале XIX в. были деталью модного костюма, а затем сохранились лишь как часть парадной военной формы. В повседневной одежде лосины не могли долго удержаться, поскольку были крайне неудобны в носке. Особенно много проблем с ними возникало у военных, так как для идеального облегания лосины надевались влажными и высыхали на теле. Лосины не были пригодны в полевых условиях как из-за непрактичности белого цвета, так из-за неудобств, вызванных жесткостью высыхающей кожи.

Лощение

1) механический способ обработки поверхности сосуда путем ее заглаживания для декорирования и большей водонепроницаемости. Лощение придает изделию металлический блеск, лоск, уплотняет черепок, делая его менее пористым. Производится по сухой (со смачиванием) или подсушенной основе, обычно до обжига. Инструментом (лощилом) традиционно служила галька (гладкий камень), кусок кости или рога, кусочек дерева. Лощение по существу является разновидностью полировки;

2) способ придания глянца (лоска) поверхности древесины. Лощат хвощом, содержащим абразивный кремнезем, войлоком, фланелью, замшей или лощильной бумагой, изготавливаемой на основе хвоща.

Лубок

1) обрезок доски, использовался для написания дешевых икон;

2) внутренняя часть коры, особенно липовой, подкорье; использовался для изготовления мочала, лыка (с молодых лип), на кровли для укладки под тес, для перевязок при переломах в качестве шин;

3) народные картинки, типографски отпечатанные методом ксилографии и грубо раскрашенные от руки, а также, во второй половине XIX в., литографированные листы с юмористическими, назидательными и другими изображениями бытовых сцен, портретами популярных духовных иерархов, военачальников, видами городов, монастырей, чудотворными иконами, иллюстрациями к песням, назидательным рассказам и др. Сопровождались назидательными надписями, пословицами и поговорками, песнями, молитвами, рассказами и др. Издавались массовыми тиражами, с постоянными допечатками, и в огромном количестве разносились офенями по всей России. Очень популярные среди крестьянства, мещанства, мелкого купечества и низшего чиновничества, лубки были обычным украшением интерьеров. Во второй половине XIX в. издатели просветительского направления (в частности, И.Сытин) издавали лубки более высокого качества, нередко с серьезными текстами. Полиция и церковь строго следили за изданием и торговлей лубками.

Люстр – (от франц. lustre – блеск) пигмент для росписи керамических изделий поверх обожженной глазури, который в результате восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности предмета в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричневато-оливковых, медно-красных, фиолетовых и других тонов. Художественная керамика с люстром появилась в конце VIII-IX вв. в Египте, Ираке, Иране, Сирии. Высокого расцвета достигла в X-XII вв. (Египет), в XI-XIV вв. (Иран, облицовочные плитки, посуда с орнаментальными росписями. Широко применяется в современной художественной керамике.

Люстра – (от франц. lustre – блеск) с середины XVII в. подвесной осветительный прибор с убором из горного хрусталя. Позднее наименование «люстра» распространилось на подвесные светильники с открытым светом (в отличие от фонарей) вне зависимости от типа убранства.

Ляду́нка – (от польск. ladunek) принадлежность амуниции уланов, гусар – кавалерийская патронная сумка, носимая на перевязи через плечо.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Рыжик

    Омская детская библиотека им. Веры Чаплиной уже не первый раз публикует заметки библиотекаря Тамары Емелиной о белочке Машке, живущей рядом с ее…

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • На площадке молодняка

    Написал для Википедии еще одну «зверскую» статью – «Площадка молодняка Московского зоопарка». Была когда-то такая «антинаучная» площадка. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Рыжик

    Омская детская библиотека им. Веры Чаплиной уже не первый раз публикует заметки библиотекаря Тамары Емелиной о белочке Машке, живущей рядом с ее…

  • Реставрация ЖЖ

    В ожидании грядущей катаклизьмы с «яндекс-фотками» восстановил серию давних постов, убитых недавно «фотобукетом» (запрет бесплатного просмотра…

  • На площадке молодняка

    Написал для Википедии еще одну «зверскую» статью – «Площадка молодняка Московского зоопарка». Была когда-то такая «антинаучная» площадка. В…