Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket
Мушечница с вензелем императрицы Анны Иоанновны
Санкт-Петербург. 1730-е гг.
Золото, серебро, бриллианты, зеркало; чеканка, полировка, пунцирование.
2х9,6х7,5

Сегодня – немаленькая буква «М»:

Майолика, макинтош, малахай, мальпос, манерка, манжеты, манипул, манишка, мантилья, манто, маркетри, маркиза, мастос, матирование, меланж, менажница, ментик, мережка, миракль, мисюрка, митенки, митра, «монашка», монисто, монокль, монополий, «мороз» по жести, мундир, мундир дворянский, мурмолка, мустер, муфта, мушетка, мушечницы, мушка, мушкет, «мягкий» фарфор (фриттовый), мятль



Майолика – (от итальянского Majolica – старого названия острова Мальорка)

1) в узком смысле – итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, а иногда и с нанесенным сверху люстром. Итальянская майоликовая живопись и скульптура носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством;

2) в широком смысле – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии, а также странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси известна уже в XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи

Макинтош – (от имени шотл. химика Чарльза Макинтоша, в 1823 г. разработавшего способ создания непромокаемой материи) мужская верхняя одежда из непромокаемой ткани; мужское и женское пальто свободного покроя (независимо от модных деталей – капюшон, пелерина и др.) из одноцветной ткани. Впоследствии одежда из непромокаемой ткани получила широкое распространение во всем мире.

Малахай

1) шапка на меху с широкими наушниками и плотно прилегающей задней частью;

2) широкий крестьянский кафтан в накидку (на опашь) без пояса.

Мальпос – (от франц. malle-poste) почтовая карета, перевозившая пассажиров почту до проведения железных дорог.

Манерка – (от польск. manjerka) походная металлическая фляга с завинчивающейся крышкой в виде стакана, а также крышка такой фляжки, употребляемая вместо стакана.

Манжеты – (от франц. manchette – рукавчик) съемная или пришитая отделка разнообразной формы на нижнем крае рукава рубашки, блузки, платья. Манжеты одновременно стягивают край рукава и украшают его, материалом для их изготовления служат ткань и особенно кружева. Впервые появились в XVI в., а к концу XVII в. распространились из Франции по всей Европе. Форма манжет в мужской и женской одежде в основном была связана с формой воротника. Манжеты были простые и двойные, из которые верхние уже, чем нижние. В дамской моде в первой половине XVIII в. впервые появляются «пагодовые» рукава; они были довольно узкие, доходили только до локтя, а там стягивались. Переднюю часть предплечья таким образом покрывала кружевная манжета, иногда состоящая из нескольких рядов. В России манжеты появились в начале XVIII в. вместе с одеждой европейского образца и представляли собой пышные оборки из кружев. На рубеже XVIII–XIX вв. мужские манжеты стали намного скромнее и отделывались лишь узкой полоской кружев, чаще же главным украшением рубашки становилась тонкая выделка её ткани и безукоризненная белизна (поэтому светский щёголь должен был менять рубашку несколько раз в день). С конца 1810-х гг. форма манжет на мужских рубашках приближается к современной. С конца XVIII в. манжеты скреплялись на запястье запонками или манжетными пуговицами (более мелкими, чем пуговицы на рубашке).
Манипул – (от лат. manipula) часть литургического одеяния, которая передается протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке. Это короткая лена цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от так называемого платка от пота, который носили на руке высокопоставленные люди в Древнем Риме. Поэтому он сначала считался привилегией высшего римского духовенства.

Манишка – съемная или пришитая нагрудная вставка на мужскую рубашку и женское платье. Съемные детали бытовали в русском быту допетровского времени (козырь, вошвы), но манишка появляется только в XVIII в., первоначально как деталь мужского костюма и только с середины XIX в. – женского. Съемными, пристегивающимися манишки стали не сразу. В XVIII в. в них не было потребности – рубашки с манишками носили только аристократы. По мере общей демократизации моды, наступившей в XIX в., круг людей, носящих безупречное белое белье, расширился. Те же, кто не мог обзавестись достаточным количеством белых рубашек, необходимых для форменной одежды, прибегали к разным ухищрениям. Одним из них стали съемные манишки, воротники, манжеты. В чиновничьей среде появилось название «гаврилка» – так называли пристегивающуюся манишку, без которой нельзя было обойтись, будучи одетым в мундирный сюртук. С конца XIX в. съемные манишки стали популярны и их начали носить вполне обеспеченные люди, правда называя их на французский лад «пластрон». Отчасти распространение нового названия следует связывать с тем, что манишки прочно вошли в женский костюм. Для дамских платьев, блузок или начинающих входить в моду костюмов (юбка и жакет) манишки были из самых разнообразных тканей, кружев и украшением им служили не только пуговицы, как на мужских рубашках, но и вышивка, рюши и др.

Мантилья – (от лат. mantellum – покрывало) свободная кружевная накидка. Заимствована из испанского костюма, некогда распространенного во многих странах Европы, а в России вошла в обиход с конца XVIII в., но с тем лишь различием, что надевалась не на голову, а на плечи. В XIX в. появились мантильи с рукавами. В первой половине XIX в. мантильей называли любое короткое одеяние из кружев или тюля. В середине XIX в. мантилья встречается не только кружевная, но и из других материалов. Мантилья под названием «Трубадур» делалась из бархата и убиралась тесьмой со стеклярусом в виде петлиц, спереди не застегивалась.
Манто – (от лат. mantellum – покрывало) женская верхняя одежда просторного покроя, из ткани или меха, без сквозной застежки. Это название получило распространение в XIX в., что связано с разнообразим верхней женской одежды европейского образца еще в XVIII в., близкой по покрою к клоку, салопу и др. Фасоны манто были разнообразны. В дальнейшем увлечение манто не исчезло, но название его было вытеснено другими терминами, например «плащ». Во всех фасонах полы манто скреплялись бантами, декоративными петлями по образцу старинных русских кафтанов, но никогда не имели сквозной застежки на пуговицах. Во всем остальном (общая длина, форма рукава, воротника, тип материала и др.) бывали весьма разнообразны. Манто не вышло их моды и в ХХ в., но под ним стали подразумевать меховую одежду свободного покроя. Понятие «меховая» для XVIIIXIX вв. отличается от представлений ХХ в., когда мужская и женская одежда шились мехом внутрь и крылись какой-либо тканью. В ХХ в. появляются изделия мехом наружу. Впервые такой обычай возникает в 1890-е гг. как мужской костюм, вошедший в обиход в Европе под влиянием североамериканской моды, рожденной «золотой лихорадкой». В 1900-е гг. тщательно подобранные мех уже получил широкое распространение как единственный материал для женских манто, которые по-прежнему отличались от других меховых изделий (шуб) отсутствием сквозной застёжки.

Маркетри – (от франц. maqrqueteri) мозаичные изображения или орнаменты, выполненные (в отличие от интарсии) наклеиванием на основу тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и перламутра.

Маркиза – (от франц. marquise) матерчатый навес над окном, балконом, витриной для защиты от солнца.
Мастос – (от лат. mastos) античный сосуд, получивший название благодаря своей форме, напоминающей женскую грудь. Мастосы использовались в греческом застолье. Их характерной особенностью была невозможность поставить их на стол, не допив налитое вино.

Матирование
1) прием декоративной и отделочной обработки поверхности изделия из металла механическими способами – чеканами (канфарение), металлическими щетками (крацевание) или струей сухого песка (пескоструйная обработка) до получения чистой матовой бархатистой поверхности и различной зернистой фактуры;
2) придание эффекта матовости и непрозрачности прозрачным поверхностям. На стекле возможны химическое (травление) и механическое (пескоструйное) матирование, а также имитация матовым полупрозрачным лаком (в данном случае возможно цветное матирование).

Меланж – (от франц. melange – смесь) пряжа или ткань из смешанных, различных по природе или по окраске волокон.
Менажница – (от нем. ménage – прибор для разных специй или судок для переноски пищи) блюдо, разделенное на секции, для сервировки стола, например для одновременной подачи нескольких салатов и закусок. Слово «менажница» прописалось в русском языке совершенно незаметно и без чьего-либо ведома. И по сей день никакие словари, в том числе современные электронные, его не узнают и не комментируют. Кто-то считает, что правильный вариант – «меланжница», от французского melanger, что значит смешивать. А «менажница» – результат народной этимологии. Тем более что и произносить «менажница» гораздо удобнее. Но можно думать, что «менажница» всё-таки происходит от существующего едва ли не во всех европейских языках корня ménage, что значит управлять, вести хозяйство, в немецком ménage, кроме того, означает прибор для разных специй или судок для переноски пищи, что вообще очень близко к нашему употреблению.
Ментик – (от венг. – плащ, накидка, венгерка) верхняя куртка гусарских полков, сшитая аналогично доломану, отделанная шнурами, отороченная мехом. Впервые ментик в качестве элемента военной формы появился в конце XVIII в. В 1802 г. ментик нижних чинов обшивался черной смушкой, а офицеров – серой, замененной в 1816 г. на мех бобра. Ментик надевали поверх доломана на левом плече, а по предписанию 1834 г. все чины гусарских полков стали носить ментик на спине (он удерживался перекрещенными шнурами). На балах ментик носили не внакидку, а вдевали в рукава. Манера носить ментик за спиной называлась на старинный лад – «на опашь».
Мережка – узорчатая полоска, прошитая по нитям перпендикулярным краю изделия после выдергивания нитей, параллельных этому краю.

Миракль – (от франц. miracle – чудо) настольная лампа, снабженная экраном с полупрозрачным изображением. При помещении источника света за экраном он просвечивал, создавая, подобно «волшебному фонарю», иллюзию ожившей картинки. Акварельный рисунок, изображавший городской вид, пейзаж или композицию с романтическим сюжетом, прикрывался со стороны огня слюдой или тонким стеклом. Лампы-миракли распространились с начала XIX в.

Мисюрка – распространенное в легкой коннице Восточной Европы боевое наголовье. Популярность мисюрки объясняется ее легкостью и удачным сочетанием защитных качеств жесткого небольшого округлого «черепа» и гибкой, набранной из мелких колец бармицы. Могла использоваться и с мягким головным убором.

Митенки – (от франц. mitaine – рукавица) дамские перчатки без пальцев, удерживающихся на руке либо при помощи перемычек между пальцами, либо за счет пластических свойств материала, из которого они сделаны. Митенки вошли в моду в конце 1820-х гг., а в 1830-е гг. стали обязательной деталью даже домашних туалетов. Митенки часто называли полуперчатками. Митенки шили из кружевного полотна, вязали из шерстяной, шелковой и хлопковой нити. Митенки для вечерних платьев, чаще всего имевшие коротенькие рукавчики, были очень длинными – до локтя и выше.

Митра – (от греч. μιτρα – повязка, носимая на голове) парчовый головной убор священнослужителя – часть облачения архимандритов, протоиереев и архиереев (епископов). Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы – Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху – Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.В древности митрополиты и епископы восточных церквей носили митры-повязки (венцы) простого древнего образца, клобуки или шапки. Русские архиереи с XV в. носили также митры-шапки («шапочки»), наподобие княжеских, отороченные горностаевым мехом и украшенные шитьем и иконами. Такова митра патриарха Иова, 1595 г. (Музеи Московского Кремля). С 1705 г. митра становится головным убором не только архиереев, но и всех архимандритов. Современная митра – это богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. Такие очертания митра приобрела именно в XVIII-XIX вв. Первый случай награждения митрой представителя белого духовенства – пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 г. митру в качестве награды определялось давать особо заслуженным протоиереям.

«Монашка» – компактный шкаф-бюро с множеством ящичков.

Монисто – женское шейное украшение, ожерелье, обычно из нанизанных на нить элементов, изначально и обычно - монет, которые могли приадлежать разным странам и временам. Также монистом могла называться драгоценная привеска (часть убора) к иконе Богородицы.

Монокль – (от франц. monocle, восходящ. к греч. mоnos – один и лат. oculus – глаз) стекло на один глаз – пользовалось популярностью среди дипломатов и офицеров. Его иногда вешали на шнурок, вправляли в золотую оправу или носили без оправы.

Монополий – тип стола на одной фигурной ножке-стойке со столешницей круглой или квадратной формы. Заимствован европейскими мастерами у древних римлян в результате изучения памятников, отрытых в Геркулануме и Помпеях. В русском мебельном искусстве получил распространение в начале XIX в.

«Мороз» по жести – декоративная обработка изделий из жести методом травления для создания своеобразного декора, напоминающего узор на морозном стекле. Процесс: листовую заготовку сухой заячьей лапой смазывают «царской водкой» (смесью соляной и азотной кислот) с добавлением масляного лака и краски, затем нагревают на открытом огне и обрызгивают холодной водой. В результате появляется непредсказуемый «морозный» рисунок, закрепляемый содовым раствором.

Мундир – (возможно, от франц. monture – снаряжение) общее название всей форменной одежды, а также наименование ее части, облекавшей верхнюю половину тела. Мундир «строился» из основного – мундирного сукна, прикладного или приборного сукна (воротник, обшлага, лацканы и др.) и металлического прибора (пуговицы, пряжки и др.). Военный мундир был введен в конце XVII в.; во второй половине XVIII в. при регламентации цветов мундиров учреждений и губерний появился гражданский мундир; в начале XIX в. – мундир придворный, учащихся, полиции и др. Все лица, находившиеся на госслужбе, обязаны были носить мундир, причем военным запрещалось ходить в статском платье, за исключением поездок за границу. Цвета мундирного и приборного сукна, их соотношение и цвет металлического прибора указывали на ведомство, а в армии на род войск и его вид, бригаду, полк, батальон, роту или эскадрон, иногда даже взвод.

Мундир дворянский – мундир цветов министерства внутренних дел: темно-зеленый, с красными воротником и обшлагами. Мундир в торжественных случаях носили дворяне, не состоящие на государственной службе; часто они носили только фуражку (темно-зеленую с красным околышем).

Мурмолка – мужская шапка с высокой, суживающейся кверху тульей, с отворотами или без них. Богатые мурмолки шили из парчи и бархата, а меховые отвороты пристегивали драгоценными аграфами. Мурмолки попроще были из сукна, без дорогих украшений и даже без отворотов. С появлением одежды европейского образца мурмолка вышла из обихода, но в XIX в. вновь появилась сначала на страницах романов, а чуть позже – и в среде писателей-славянофилов.

Мустер – вид надглазурной росписи, когда рисунок, выполненный в свободной кистевой манере, без кальки, серийно выполняется в той же ручной манере на других керамических изделиях.

Муфта – (от голл. mouw – рукав) теплый, чаще всего из меха, мешок с отверстиями с двух сторон, предназначенный для согревания рук. Прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды при бургундском дворе. Меховая муфта цилиндрической формы как самостоятельная модная деталь появляется впервые в Венеции. Из Италии муфта распространяется и по другим европейским странам. В XVII-XVIII вв. она была принадлежностью как женского, так и мужского гардероба и считалась привилегией высших слоев. В России получила распространение в XVIII в. как деталь мужского и женского туалета. После Французской революции мужчины полностью отказались от муфты, а в женской моде этот аксессуар время от времени вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и материал. Муфту носили на шнурах и цепочках. Их форма подчинялась моде – они были то в форме огромных квадратов, то в виде крохотных цилиндриков, в которые едва втискивались руки. Муфты могли быть не только меховыми, но и из ткани на теплой подкладке, отделанные шнурами, вышивкой и др. Обычно муфта в женском костюме составляла ансамбль с меховой шапкой и воротником. С внутренней стороны муфты имели карманчик для ношения мелких предметов.

Мушетка – «щипцы для щипания со свеч», инструмент в виде щипцов, с помощью которого снимали нагар с фитиля свечи.

Мушечницы коробочки для мушек-кружочков в виде родинок, были очень популярны в эпоху рококо.

Мушка – орнаментальный мотив в виде крохотной выпуклой горошины, преимущественно вышитой, многократно повторяющийся с равным интервалом по полю обычно тонкой ткани; искусственная родинка из бархата или тафты как украшение на лице, теле. Название мушка-орнамент происходит от французского mouche – муха. Эти самые маленькие модные украшения появились в эпоху самых объемных туалетов. Известна в России не позднее чем с конца XVIII в. Мушка-родинка как средство украшения появилась в России только в ХVIII в., хотя европейская мода знала его уже в XVII в. Тогда их называли пластырями красоты. Известно еще одно название мушки-родинки – «венерин цветок» – так называется вскочивший на лице женщины прыщик, который она закрывает мушкой. Мушки в XVIII в. были небольшого размера, много меньше, чем в XVII в., но более разнообразны по форме. Их приклеивали не только на лицо, но и на плечи, грудь и т.д. Мушки из темного, чаще черного, материала выгодно подчеркивали белизну кожи. Неудивительно, что ими стали пользоваться абсолютно все. Формы бывали всевозможные – от кружочка и звездочки до экипажа и зверька. С обратной стороны они были обмазаны клеем, и прелестница слюнявила палец и лепила мушку на лицо или грудь. Положение мушки могло означать весь набор любезностей и намеков, от «я согласна» до «я неприступна». Считалось приличным носить 2-3 мушки, но находились любители шокировать общество и появлялись с 15 мушками. У дам, терявших мушки во время празднеств, имелась крохотная золотая мушечница с запасом. С отказом от пудренных париков и набеленных лиц произошел отказ и от мушек.

Мушкет – (от исп. mosquete, восходящ. к позднелат. muscheta – род метательной стрелы) ручное дульнозарядное огнестрельное оружие с фитильным замком; имело калибр около 20 мм, вес 8-10 кг. Впервые появилось в начале XVI в. в Испании, заменив более примитивную аркебузу. Пули мушкетов пробивали стальные доспехи на расстоянии до 200 метров. Однако прицельная дальность была невелика – 40-45 метров. Вследствие сильной отдачи первоначально мушкетами вооружались лишь отборные воины – мушкетеры, надевавшие при стрельбе на плечо кожаную подушку. Для удобства стрельбы из мушкетов применялись сошки, в России для этих целей применялись бердыши, сочетавшие в себе качества упора для оружия и холодного оружия. В конце XVII в. во Франции, а затем и в др. странах мушкеты были заменены кремневыми ружьями. В России название «мушкеты» для кремнёвых ружей сохранялось до начала XIX в.

«Мягкий» фарфор (фриттовый) – фарфор с низким содержанием каолина (глины), состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, с добавкой глины. По сравнению с «твердым» «мягкий» фарфор прозрачнее, белый цвет его более нежного, иногда почти сливочного оттенка, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Мягкий фарфор особенно пригоден для пластики, так как легко поддается моделировке. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого севра. Вследствие того, что обжиг мягкого фарфора производится при низшей температуре, чем для твердого, для окрашивания изделий может быть употреблено большее число окислов металлов, которые вследствие плавкости и обилия щелочей в глазури приобретают большую силу по яркости и глубине тонов. Особенной привлекательностью для знатоков служат кобальтовые синие окраски севрского pâte tendre под названием bleu du roi, бирюзовые (щелочно-медный силикат, turquoise), розовый (rose Pompadour) и многие другие, чего невозможно произвести с тугоплавкой и сравнительно менее прозрачной глазурью твердого фарфора. Изобретен он в XVI в. во Флоренции фарфор Медичи
Мятль – (др.-рус.) нарядный плащ, накидка. Мятли делались из плотной шерстяной материи – сукна, зачастую привозного. В мятли нередко одевались монахи, а «мятельниками» называли княжеских слуг, ведавших платьем.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments