Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

Практически новые статьи «лжица» и «лиможская эмаль» прислала machasgracias, новые дополнения и уточнения поступили от olbening и mon_golskij


Photobucket
Несессер настольный c 12 предметами
Лондон. Около 1760 г.
Золото, серебро, перламутр, стекло, кожа, гелиотроп; чеканка, полировка.
6,8х4,9х12,4 см

Буквы «Н» и «О»:

Набивка (набойка), надглазурная роспись, наручи, насека, насечка, науз, несессер, ногавицы, оброн, «обюссон», однорядка, ожерелье, ойнохойя, окатный жемчуг, оклад, околыш, омбракуль, омофор, ону́чи, опак, опаловое стекло, опашень, орáрь, орлец, оттоманка, охабень



Набивка (набойка) – на тканях возникла гораздо раньше, чем печать на бумаге. На Востоке уже в древнее время была известна техника ручной раскраски тканей (покрытые материи слоем воска или связывания определённых мест, которые должны остаться неокрашенными). Техника непосредственной набивки происходит из Египта, от коптов. Долгое время существовала набивка одноцветная, чаще всего синяя (народная набивка краской индиго). На протяжении всего средневековья появляются набивные ткани, которые используются для практических целей – на рабочие одежды, подкладки и т.д., а также имитируют более дорогие парчовые и бархатные материалы. Набивка производилась с помощью деревянных форм, в которые позднее вбивали металлические наконечники, чтобы рисунок узора был более тонким. В новое время в Европе отказались от набивки с помощью деревянных форм, а стали применять шаблонный, так называемый пленочный способ, который позволяет создавать орнамент сложной окраски и даже репродуцировать очень сложные с художественной точки зрения образцы.

Надглазурная роспись – наносится на белый, хорошо обожженный, глазурованный фарфор. Температура вторичного обжига позволяет использовать практически неограниченную палитру, включая желтые и красные тона, которые обжигаются при более низкой температуре, золото и серебро. В процессе росписи можно вносить исправления.

Наручи – защитное снаряжение для рук в XIII-XVII вв.

Насека – должностной знак казачьих атаманов. Имела вид высокой трости с серебряным чеканным шарообразным навершием с гравированной на нем надписью, указывавшей на принадлежность насеки, и с государственным гербом.

Насечка – в отличие от всечки, выполняется без нанесения предварительных углублений – путем накладывания (аппликации) мягкого металла с последующей наковкой/набивкой при помощи молотка.

Науз – подшейная конская кисть, одно из древнейших украшений лошадей. Первоначально служило амулетом, впоследствии – знаками отличия для проявивших мужество всадников, символами власти и ранга. В России были распространены две разновидности подшейных кистей: боболевы хвосты («кутазы») из конского волоса и «наузы» из шелковых и золотных нитей.

Несессер – (от франц. necessaire – необходимый) непременный дорожный атрибут – набор принадлежностей для туалета, шитья, маникюра и т.п. в специальном футляре, упаковке, а также шкатулка, чемоданчик с такими принадлежностями. Еще в XVIII в. во время длительного путешествия, предполагающего остановку на ночлег в пути, появилась насущная необходимость иметь при себе достаточно компактный набор предметов для ухода за собой и туалета. Кейс для путешественника, или несессер, появился как раз по этим причинам – сохранение привычного образа жизни и комфорта вне дома. Первоначально несессер представлял собой ящик или коробку, очень часто из экзотических пород дерева, содержащий максимум необходимых предметов, изящно организованных в настолько малом пространстве, насколько это возможно. Наиболее распространенными материалами для изготовления входивших в комплект несессера предметов были серебро, фарфор и хрусталь, нередко для защиты хрупких вещиц использовалась подкладка из шелка или бархата. Соответственно, при их создании высококвалифицированные ювелиры использовали все свое воображение и изобретательность для разработки сворачивающихся, складывающихся, комбинирующихся меж собой необходимых аксессуаров. При разработке такого несессера учитывался каждый квадратный сантиметр пространства и каждый предмет, помещаемый в него. Как только несессер опустошался и все его содержимое размещалось снаружи, становилось почти невозможно поверить, что все эти фарфоровые, серебряные – подсвечники, зеркала, расчески, опасные бритвы, флаконы, фляжки и прочие принадлежности могли действительно разместиться в этом маленьком ящичке. Некоторые модели таких несессеров содержали более сотни предметов. (Ломаева А.В.)

Ногавицы – (др.-рус.) узкие брюки или род обуви, сшитой наподобие голенищ, обычно ярко раскрашенные.

Оброн – особый прием резьбы, при котором фон около изображения или надписи обирается при помощи резца, благодаря чему изображение делается слегка рельефным.

«Обюссон» – разновидность гобеленового ткачества для изготовления тонких ковров и мебельной обивки. Такие ковры начали ткать во французском городе Обюссон в 1665 г. и их производство продолжалось до 1870-х гг.

Однорядка – длинная просторная мужская или женская одежда с откидными рукавами, чаще без воротника, без подкладки. Одежда без подкладки позже называлась холодной. Однорядка застегивалась спереди и была однобортной. Ее можно было носить в рукава или просунуть руки сквозь «прореху» (разрез) под проймой.

Ожерелье – (др.-рус.) пристяжной вышитый стоячий воротник рубахи или зипуна.
Ойнохойя – (от др. греч. ονοχόη – кувшин для вина) античный кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина. Из-за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя носиками». Профессиональные виночерпии искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.

Окатный жемчуг – крупный жемчуг правильной округлой формы.

Оклад – декоративное покрытие иконы или книжного переплета. Выполнялись из золота, серебра, золоченой или серебреной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические – с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного культа.

Околыш – часть головного убора, непосредственно облегающая голову.

Омбракуль – (от франц. ombre – тень) настольная лампа с абажуром или экраном.

Омофор – (от греч. – носить через плечо) священническое облачение в виде длинной широкой белой ленты с изображениями крестов, носимое на плечах поверх саккоса. Омофор является отличительной принадлежностью архиерея (епископа, архиепископа, митрополита), его надевают поверх ризы так, чтобы один конец свешивался спереди, а другой сзади. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую добрый пастырь возложил на плечи и принес в дом (Лк. 15:4-7).

Ону́чи – куски плотной матери, навертываемые на ноги при ношении лаптей или сапог.

Опак – (от лат. opacus – непрозрачный) высший сорт фаянса. Внешне и по составу мало отличается от фарфора, но черепок опака порист и непрозрачен; способен принимать многоцветную роспись. В России с 1840-х гг. начал изготовлять завод Гарднера, позднее – и др. заводы. Массу опака иногда подкрашивали (голубой опак выпускал завод Бармина).

Опаловое стекло – разновидность полупрозрачного стекла с легким радужным блеском, обычно нежных тонов.

Опашень – (др.-рус.) легкая, обычно шелковая мужская или женская одежда на подкладке свободного покроя с длинными, сужающимися к запястьям рукавами. Название связано с манерой носить опашень внакидку – «на опашь». Опашень никогда не подпоясывали, так что его передние полы были значительно короче заднего полотнища. Опашень носили только богатые люди. В этом кроется причина того, что опашень был быстро забыт (подобно терлику, охабню, летнику) после петровской реформы костюма дворянского сословия, предписывавшей ношение европейского платья. Наиболее частым украшением опашня служили пуговицы.

Орáрь – (от греч. orarion) – длинная (2,5-4 м.) как правило, шелковая орнаментированная (тканный или вышитый мотив креста) лента – символ смирения и чистоты помыслов. Символизирует также крыло ангела, с помощью которого дается знак к началу богослужения. Принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона в виде длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи, второй – на левом плече, а за литургией после «Отче наш» третий крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под правой рукой.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, постилаемый под ноги архиерею при богослужении. Орлец символизирует епископа, надзирающего за епархией.

Оттоманка – (франц. восходящ. к турецк.) широкий мягкий диван с подушками, заменяющими спинку, и с валиками по бокам.

Όхабень – (от др.-рус. охабить – охватить) мужская длинная просторная одежда с очень длинными, до полу, откидными рукавами, с прорезями для рук и большим отложным воротником. Охабень надевали поверх всего костюма. Охабень шили из дорогих парчовых тканей, яркого сукна, украшали пуговицами, подбивали мехом. Особенно пышно отделывались воротники. Охабень обычно не застегивали, носили «на опашь». Был только дворянской одеждой и служил знаком сословной принадлежности.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • «Ибо бытие никогда не умещается в существующее…»

    Из статьи Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» (1984) – предисловия к сборнику Пруста «Заметки об искусстве и литературной критике»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • «Ибо бытие никогда не умещается в существующее…»

    Из статьи Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» (1984) – предисловия к сборнику Пруста «Заметки об искусстве и литературной критике»…