Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

Photobucket

Палаш абордажный матросский образца 1856 года (1856 году палаш заменил у нижних чинов Морского ведомства саперные, а также морские артиллерийские тесаки).
Эфес состоит из рукояти с головкой и гарды. Рукоять металлическая, с поперечными желобками. Головка гладкая, слегка вытянутая в сторону дужки, которая отходит от головки и, изгибаясь и постепенно расширяясь, переходит в асимметричную чашку. Конец крестовины слега загнут вниз и закруглен со стороны обуха. В верхней части дужки имеется отверстие для темляка.
Сталь, ковка.
Длина общая - 87,5см; длина клинка - 73,3см; ширина клинка у пяты - 3,5см.

Начинаем букву «П»:

Пáголенок, «паж», палантин, палаш, палий, палица, паллиум, пальмерстон, пальник, пальто, пандан, паникадило, панталоны, пантолеты, панцирь, панье, папаха, параманд, параманный крест, паранджа, парасоль, паркетри


Пáголенок – часть чулка, закрывающая голень, то же, что гетры. Паголенки могли быть как частью чулка, так и самостоятельной деталью, которую можно было подвязывать или просто надевать к любой другой «ступне». Обычно паголенки (особенно женские) были очень большой длины, удерживаясь на ноге без подвязок. Нарядные паголенки вязались из цветной пряжи, украшались вязанными или вышитыми узорами. Паголенки были очень широко распространены в российском быту.
«Паж» – (от франц. page – молодой слуга, в обязанности которого входило придерживать шлейф знатной дамы) резиновый жгут с одной или несколькими застежками-зажимами, помогавший даме приподнимать длинную юбку, чтобы она не волочилась по земле. Иногда, особенно в придворных туалетах, размеры шлейфа были столь велики, что его придерживали несколько пажей. Такой обычай существовал и в России, поэтому со временем название «паж» легко переместилось на устройство, помогавшее сохранить юбку от пыли и грязи городских улиц. Оно распространилось во второй половине XIX в. Применение пажа было обязательным условием моды, так как приличия не позволяли женщине появляться на улице с волочащимся по земле шлейфом. Паж причинял довольно много неудобств, расстегиваясь в самый неподходящий момент, что, впрочем, было легко исправить, так как его носили сверху юбки. Без пажа невозможно было закрепить юбку амазонки с длинным асимметричным шлейфом, которые начали носить после 1870 г., когда в моду вошел турнюр.

Палантин – (от франц. palantine) меховая или отделанная мехом дамская накидка прямоугольной формы и различной длины – от размеров воротника до очень большого шарфа. В Западной Европе эта одежда появилась после 1676 г., когда пфальцгерцогиня (княгиня) Палатинская первой продемонстрировала элегантный способ защищаться от холода с помощью небольшого покрывала из соболиных шкурок, названного по ее титулу. В России название в форме «палантин» возникло в начале XVIII в. Наибольшее увлечение палантином началось в XIX в., тогда появился так называемый московский палантин – палантин, у которого концы похожи на медвежьи лапы. Эта новая форма модной одежды в России органически вписалась в очень давнюю традицию изготовления меховых одеяний, которые в восприятии иностранцев издавна выступали своеобразным национальным символом Московии.

Палаш – (от венг. pallos) колюще-рубящее холодное оружие со сложным эфесом, с рукояткой и однолезвенным клинком широким к концу, полуторной заточки (реже обоюдоострым). Сочетает в себе качества меча и сабли. Эфес обычно укомплектован гардой или крестовиной и дужкой. Длина клинка от 600 до 850 мм. Оставался на вооружении русских кирасирских полков до конца XIX в. В военно-морском флоте сохранился как парадное оружие для ассистентов у знамени.

Палий – длинная, опускающаяся до земли, без рукавов, с застежкой на вороте накидка преподобных, покрывающая собой подрясник и рясу, символизируя ангельские крылья.

Палица

1) принадлежность богослужебного облачения архиерея, архимандрита и священника: четырехугольный ромбовидный плат с изображением креста или шестикрылого херувима. Изображается на правом бедре облачения архиереев. Символизирует духовный меч – Евангелие как слово христианского поучения, которым всегда должен быть вооружен носитель высокого сана духовенства. матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол у правого бедра;

2) Древнее ударное или метательное оружие, появившееся в эпоху палеолита. Палицы изготовлялись из прочных и тяжелых сортов дерева; позже появились каменные навершия и в бронзовом веке – металлические. У ряда народов палицы видоизменялись из ударного в колющее оружие (например, кирри – палицы у бушменов). Из метательных палиц развился бумеранг. Палица (иначе ослоп) в виде дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями и остроконечниками, была простейшим ручным оружием древнерусских воинов. От палицы ведут происхождение булава и шестопёр.
Паллиум – (от итал. pallium) западный аналог омофора – округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см. и украшены четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а так же некоторые епископы и архиепископы, которые могут их использовать только во время архиерейской литургии

Пальмерстон – (Palmerston, от имени Генри Дж. Пальмерстона) длинное приталенное мужское или женское пальто с узкими рукавами. В России известен с конца 1860-х гг. Так как пальмерстон был наиболее распространен в 1870-80-е гг., то отдельные особенности его покроя были ориентированы на моду тех лет – так, женские пальмерстоны имели высокий разрез сзади или пышные складки, что было связано с силуэтом, подчиненным турнюру. Мужские пальмерстоны шили из сукон темных цветов, поскольку яркие цвета в мужском гардеробе в это время не были приняты; женские пальмерстоны можно было шить из любых, в том числе и не шерстяных, а плотных шелковых узорчатых тканей.

Пальник – короткая пика с зажимами для тлеющего фитиля, принадлежность вооружения пушкаря. Предназначалась для воспламенения порохового заряда орудия.

Пальто – (от лат. palla – палла, верхнее платье) верхняя мужская, женская или детская одежда, обычно более длинная, чем иные типы костюма, предназначенные только для улицы. В средние века было без рукавов, прямоугольное круговое или формы кругового сектора, с отверстиями для головы спереди или на плече. В следующие века слово «пальто» означало верхнюю одежду, возникшую из длинного мужского пиджака, с рукавами и застежкой на пуговицах. В русском быту сам тип пальто появился в конце 1840-х гг., хотя название было известно раньше и применялось по отношению к просторному сюртуку или длинному пиджаку. К середине XIX в. пальто приобрело устойчивые признаки в конструкции (длина, сквозная застежка, рукава) и функциональное предназначение – одежда для улицы, в которой нельзя было оставаться в помещении. Сразу же появились пальто в русском стиле, которые представляли собой длиннополые кафтаны с широкими отворотами на рукавах, следующие моде первой четверти XVIII в. Фасонов пальто существует множество, поскольку мода каждый раз предлагает новый вариант, и каждый из них имеет свое название. Среди мужских моделей пальто XIX в. – дипломат, пальмерстон, реглан, честерфилд (в отличие от «дипломата» – однобортный), названия которых связаны с именами знаменитых политических деятелей. В числе дамских пальто – «лалла-рук» (украшалось восточными узорами, выложенные шнуром контрастного цвета) и «скобелев» (ориентировалось на русскую военную форму, отчего и был назван по фамилии русского генерала).

Пандан – (от франц. pendant) вещь под пару, под стать, под масть.

Паникадило – (от греч. – многосвечие) большой подвесной светильник. Основные формы паникадил: византийского типа – решетчатые, состоят из диска, к которому крепится обруч со свечниками и тремя цепями (отчасти напоминают византийские хоросы), в центре диска располагается полусферическая чаша, в которой возжигается масло; европейского типа – состоящие из стержня (веретена), завершенного яблоком внизу, к веретену в один или несколько ярусов крепятся ответвления (перья) со свечниками.

Панталоны – (от франц. pantalon – брюки, женское трико) длинные мужские штаны: женское белье из ткани или трикотажа различной длины и с разнообразной отделкой (кружево, вышивка). Мужские панталоны были введены в моду во Франции в конце XVIII в. вскоре после Французской революции так называемыми инкруайаблями – «невероятными». Отказавшись от привилегии дворянина носить короткие штаны – кюлоты, они заимствовали некоторые элементы костюма простонародья. Мода нашла своих подражателей во многих странах, в том числе и в России, где длинные штаны и ранее являлись традиционным элементом русского мужского костюма. Но уже в 1803 г. панталоны исчезли из гардероба щеголей. Лишь к концу 1810-х гг. в моду вновь входят панталоны поверх сапог (до этого их заправляли в сапоги, а на балах носили кюлоты). Почти одновременно с названием «панталоны» распространилось и другое – брюки, поэтому все изменения моды, правила ношения до 1890-х гг. в равной степени относятся и к панталонам и к брюкам. С момента своего появления панталоны были очень узки и первоначально довольно коротки, но если в 1819 г. они ещё не достигали щиколоток, то к концу 1820-х гг. уже закрывали башмаки. В 1830-х гг. в моду входят клетчатые панталоны. В ХХ в. клетчатые штаны время от времени рекомендовались модными журналами как одежда для спорта и отдыха. Женские панталоны XIX в. обычно скрыты длинным платьем у девиц, достигших брачного возраста, а у девочек до 14 лет обычно видны из-под более короткой, чем у взрослых, юбки. По мере того как название «панталоны» во второй половине XIX в. стало вытесняться словом брюки, под панталонами стали подразумевать только интимную часть туалета, говорить о которой не было принято. Соответственно изменились фасон, тип ткани и отделки, тонкий батист при этом со временем уступил место трикотажу.

Пантолеты – род легких женских туфель в виде подошвы без задника, держащихся на пальцах ноги с помощью ремешков или ленты.

Панцирь – (греч.) тяжелый оборонительный доспех всадника. Чешуйчатый панцирь состоял из стальных пластин, которые прикреплялись к кожаной или матерчатой основе только с одной стороны (в отличие от пластинчатого панциря, в котором пластины крепились с двух сторон). При скреплении пластины надвигались одна на другую, а в центре каждая из них приклепывалась к основанию. Такие панцири были длиной до бедер. Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, чем весь панцирь пластинами. По сравнению с пластинчатым панцирем чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые «чешуйки», прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали воину, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что было особенно важно для конного бойца.

Панье – (от франц. panier – корзина) каркас из ивовых прутьев или китового уса для придания пышности женской юбке. Термин «панье» встречается довольно редко, так как большее распространение получило другое название – фижмы. В Россию первые образцы этой конструкции проникли уже в 1700-е гг. Новое обращение к панье относится к 1850-м и 1870-м гг., когда в моду вошли очень широкие юбки на каркасах.

Папаха – (азерб.) высокая меховая шапка, обычно с донцем из ткани. Головной убор мехом наружу сначала усвоили казаки на рубеже XVIII-XIX вв., и папаха стала форменным зимним головным убором практически во всех казачьих войсках. Термин «папаха» получил распространение довольно поздно и впервые зафиксирован в русском языке в 1903 г. Папаха казаков различных войск отличалась по форме (самой большой считалась так называемая маньчжурская папаха), цвету меха и донца. Донце папахи сшивалось их четырех клиньев с вшитым крестообразным галуном.

Параманд – (греч.) деталь монашеского облачения, четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

Параманный крест – монашеский крест; носится под верхней одеждой.

Паранджа – (от араб. фараджийя – верхняя свободная одежда) верхняя женская одежда у мусульманских народов Ближнего Востока и Средней Азии, халат с ложными рукавами, покрывающий женщину с головой; носится с чачваном – черной густой сеткой из конского волоса, закрывающей лицо. Обязательное ношение паранджи соответствует нормам ислама

Парасоль – (от франц. parasol – зонтик) зонтик от солнца.

Паркетри – (от франц. parqueterie – настилка) искусство и техника настила наборных полов.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • «Ибо бытие никогда не умещается в существующее…»

    Из статьи Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» (1984) – предисловия к сборнику Пруста «Заметки об искусстве и литературной критике»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Птютя и розовый бутон

    Птютя – это соседская ворона, воспитанница Ани А. А я, вот уже полгода, – ее главный поставщик яичный скорлупы. Там еще три котяры и две собаки в…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • «Ибо бытие никогда не умещается в существующее…»

    Из статьи Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» (1984) – предисловия к сборнику Пруста «Заметки об искусстве и литературной критике»…