Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Хроника Московской жизни 1901-1910 гг.

6 февраля (19 февраля по новому стилю)

«…В столицу прибыл эмир Бухарский вместе с наследником. Отдельно прибыли лошади эмира, предназначенные для подаркам высочайшим особам…»

Московские ведомости. 1902. 7,8 февраля

«…Совершено освящение нового храма, сооруженного Е.С.Ляминой, на Б. Ордынке. К ее дому сделана 2-этажная каменная пристройка. Увенчанная небольшим куполом с крестом…»

Московские ведомости. 1903. 7 февраля

«…Открываются губернское и городское избирательные собрания для избрания шестерых депутатов в Государственную Думу от губернии и четырех – от г. Москвы...»

Русские ведомости. 1907. 6 февраля

В доме Первого Российского страхового общества открылась посмертная выставка картин В.Э.Борисова-Мусатова…»

Голос Москвы. 1907. 7 февраля

«…Князь С.М.Голицын предложил Управе приобрести у него часть имения Кузьминки для расширения полей орошения…»

Голос Москвы. 1910. 7 февраля

Ю.Т.Крестовникова внесла в кассу Городской управы 5000 руб. на устройство биологической станции для очистки канализационных вод в Брестском народном доме…»

Московские ведомости. 1910. 7 февраля


В.Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901


Автопортрет. 1904-5

Читайте далее весьма интересный материал об использовании В.Борисовым-Мусатовым и М.Врубелем фотографии в своих работах…



Из статьи Ирины Шумановой и Евгении Илюхиной «Пророк и мечтатель» («Наше наследие»):
«…Врубель и Борисов-Мусатов использовали фотографии при работе над своими произведениями. Фотография была как способом фиксации натурных впечатлений, так и источником новых художественных приемов, служила обогащению их пластического языка. Характерно, что оба художника пришли к необходимости самостоятельно освоить технику фотографирования, чтобы делать специальные постановочные фотографии. При этом Врубель начинал с использования готовых снимков, а Борисов-Мусатов практически сразу стал фотографировать сам…
В архиве Борисова-Мусатова (ГТГ) также сохранился раскрашенный художником фотоотпечаток со сценой «Зеленого маскарада». Во время этого костюмированного праздника Борисов-Мусатов сделал множество фотографий гостей, одетых в старинные костюмы. В отличие от Врубеля, который постепенно, поэтапно и очень осторожно шел к использованию фотографии, Борисов-Мусатов достаточно рано овладел фотографической техникой, в 1898 году он приобрел аппарат и активно использовал его в рабочем процессе. Первое значительное произведение художника, к которому сохранилась подготовительная фотография, — «Автопортрет с сестрой» того же — 1898 года. С этого момента фотография становится неотъемлемой частью развития мусатовского замысла, почти все произведения имеют свои прототипы в фотографиях, сделанных художником. Его обширный фотоархив хранится в ГРМ, РГАЛИ, ГТГ, Государственном художественном музее им.А.Н.Радищева в Саратове…
Анализируя графическое наследие художника, можно прийти к любопытному выводу, что фотография в его творчестве заменяла собой композиционный эскиз. Как правило, этапы работы над замыслом картины представлены первоначальными беглыми схематичными набросками, фиксирующими основную идею произведения, и большим количеством натурных этюдов фигур и предметов. Собственно эскизы произведений отсутствуют…


Водоем. 1902.


Е.Э.Мусатова и Е.В.Александрова на фоне пруда. Фотография В.Борисова-Мусатова. Начало 1900-х годов

У Борисова-Мусатова фотофиксация натуры была связана не только с соображениями удобства использования современной техники при отборе понравившихся ему мотивов, но и с особенностями творческой психологии Мусатова, которому всегда нужна была определенная дистанция между конкретными впечатлениями и воплощениями их в картине. (Летние наброски и фото использовались, как правило, зимой в работе над полотнами.) Так же, как и у Врубеля, фотография совсем не служила реалистическому «фотографизму», она помогала Мусатову в стремлении к художественному обобщению и лаконизму формы. Как и Врубель, Борисов-Мусатов воспринимал особый художественный язык черно-белой фотографии. Сравнивая снимок с картиной, исполненной на его основе, можно отметить особую «контрастность» — следствие графического языка фотографии, построенного на тональных оттенках двух цветов. Использование фотокамеры включало момент освобождения от повествовательности — это был путь к той почти формульности, иероглифичности, какую мы видим в последних мусатовских созданиях...


Н.Ю.Станюкович с зонтиком. Фотография В.Борисова-Мусатова. Начало 1900-х годов


Портрет Н.Ю.Станюкович. 1903

Сам процесс фотографирования, занимающий тогда достаточно долгое время, как бы «бесконечно длил» фиксируемое фотокамерой событие, исключая его из потока реального времени. Этот момент пребывания — остановки времени — есть во всех произведениях художника. Фотографии Борисова-Мусатова, запечатлевшие «придуманную», сочиненную им реальность, становятся своего рода способом обоснования фантазии, «документальным доказательством» существования идеального мира искусства художника. Убедительность этой иллюзии была настолько велика, что уже в 1920-е годы краеведами и фотографами братьями А. и В. Леонтьевыми была предпринята попытка зафиксировать «места действия» мусатовских картин. Возможно, так они стремились проникнуть в тайну творчества художника. Но эти фотографии не столько раскрывают секреты Борисова-Мусатова, сколько заставляют ощутить не подвластную объективному объяснению магию художественного преображения натуры в его полотнах...


В.Борисов-Мусатов. Е.Э.Мусатова. Рисунок для композиции «Реквием». 1905


Е.Э.Мусатова. Фотография В.Борисова-Мусатова. Начало 1900-х годов

Обращение Врубеля и Борисова-Мусатова к фотографии как новому тогда способу отражения реальности — еще одно свидетельство их поисков в области художественной формы. Как это ни парадоксально, их интересовала в фотографии не иллюзорная точность воспроизведения натуры, ценимая в то время, а рождающееся из игры света и тени — черного и белого, обостренное ощущение структуры предметов, их фактуры, пространственных соотношений — особая интерпретации формы. Эффект стилизации натуры (возникающий в фотографии «объективно» — за счет оптики), привлекал художников и в «старых» техниках — мозаике, фреске, гобелене. И именно поэтому графика, как самый условный и открытый эксперименту вид изобразительного искусства, стала для художников идеальным способом самовыражения. И если в большинстве живописных произведений, где сюжет по традиции еще играет важную роль, Врубель и Борисов-Мусатов выступают как художники, завершающие XIX век, то в таких графических шедеврах, как «Жемчужина» и «Куст орешника», эти мастера открывают историю искусства ХХ века, главной темой которого является собственная жизнь формы, стремящейся к освобождению от предметности…»


Е.Э.Мусатова на диване. Фотография В.Борисова-Мусатова. Начало 1900-х годов


Спящая девушка. 1901

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) — выдающийся русский живописец. Родом из Саратова. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, затем, в 1891-1894 гг. в Петербургской Академии художеств и частной мастерской П.Чистякова (несколькими годами позже М.Врубеля). В 1895-1898 гг. - в Париже у Ф.Кормона. Очевидно влияние на его творчество французской живописи его современников, художников группы наби, с которыми Борисова-Мусатова впоследствии сравнивали, хотя непосредственного контакта между ними, вероятно, не было. Возвратившись из Парижа, Борисов-Мусатов поселился в Саратове. Затем работал в Подольске и Тарусе.


Е.Э.Мусатова. Фотография В.Борисова-Мусатова


В.Борисов-Мусатов. Портрет сестры. Девушка с розами. 1902

Tags: Борисов-Мусатов, живопись, хроника Московской жизни - 1900-е
Subscribe

  • Еще не всё потеряно…

    До меня только сейчас дошло то, что давно было впитано какой-то частью восприятия, но не осознавалось. Это я о фильме 1966 года «Кто боится Вирджинии…

  • Постскриптум ко вчерашнему о Менухине

    Сейчас слушал подряд бетховенский концерт в исполнении Когана (1966: https://youtu.be/dRSSKQU2z6c ) и опять в исполнении Менухина (1962:…

  • Менухин невероятный

    Записал вчера бетховенский скрипичный концерт в исполнении Менухина. И есть у меня этот же концерт в исполнении Когана. Вот сейчас, вечером добрался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments