Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

Photobucket

Пижама.
Комплект из «Пана», ткани, разработанной Дагобером Пеше. 1920 г. Фото Madam D`Ora-Benda. Национальная библиотека, Вена.

Продолжаем букву «П»:

Парча, парюра, пате, патинирование, патсюрпат, пачка, пеленá, пелерина, пелика, пенсне, пеньюар, пеплум, перевязь, переметная скамья, перница, перчатки, перья писчие, пестерь, петлицы, печатка, печать, пиджак, пижама

Парча – (от перс. – клочок, обрезок) ткань на шелковой основе с металлическими (обычно мишурными) утками, покрывающими всю поверхность (в так называемой гладкой парче) или служащий фоном для дополнительных шелковых утков, образующих узор. Первоначально парча ввозилась в Россию из Ирана и Турции, позже – из Италии и Франции, особенно широко использовалась для церковных и дворцовых нужд в допетровское время. Первые мануфактуры для производства шелковых тканей, в том числе и парчи, появились в России в 1717 г. В конце XVIII в. в модное европейском костюме парча уже не находила применения. Постоянным потребителем парчи осталась церковь, а до середины XIX в. и купечество. Производство постоянно совершенствовалось. Существовал технический прием лансе, с помощью которого ткался узор парчи. При этом использовались особые утки, в результате чего на лицевой поверхности образовывались узоры, а на обратной нити свободно провисали до последующего выхода на поверхность.

Парюра – (от франц. parure – убор, украшение) драгоценное украшение или набор украшений, включавший от 2 до 15 предметов в зависимости от назначения (большая и малая парюра). Парюрой называли не любой набор украшений, а только особо подобранный – либо по качеству и виду камней, либо по единству художественного решения. Большая парюра состояла из диадемы, ожерелья, броши, серег, браслетов, колец, пуговиц, застежек, шпилек и др., полагалась только для так называемого большого выхода в присутствии императорской фамилии. Дамы не могли позволить себе украшения более значительные, чем кто-либо из членов царской семьи.

Пате – диван, который подобно слоеному пирогу составлен из матрасов, положенных друг на друга.

Патинирование – образование пленки различных оттенков на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием специальной обработки (обычно нагревания или обработки окислителями). Патина предохраняет изделия от коррозии, образуется и под воздействием естественной среды, имеет также декоративное значение.

Патсюрпат – (от франц. – тесто на тесто) декоративная обработка фарфоровых и фаянсовых изделий нанесением на основной черепок кистью нескольких тонких слоев разноцветной глазури или ангоба, создающая рельефный рисунок (орнамент). Последующий слой наносится после высыхания предыдущего, а рельефные украшения часто вырезаются. Затем изделие легко выжигают (в результате нанесения слоев глазури при обжиге получается просвечивающий рисунок), глазуруют и окончательно обжигают.
Пачка – деталь балетного костюма в виде короткой пышной многослойной юбки на поясе, соединенной с лифом. Во всем мире принято французское наименование – «tutu»; первоначально так назывались коротенькие и очень широкие на сборках штанишки цирковых артистов, бродячих актеров и гимнастов, постепенно превратившихся в коротенькую юбочку из газа. Взяв форму западноевропейского балетного костюма, русский театр не усвоил его названия. Пачка появилась в 1839 г., получила распространение в 1860-х гг., но была допущена на сцену для публичных спектаклей в России в начале 1870-х гг. В конце XIX–начале ХХ вв. пачки шили из тонкой материи (муслин, тарлатан и др.), сложенной в несколько слоев таким образом, что каждый последующий слой чуть длиннее предыдущего.

Пеленá – в церковном обиходе – ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под иконы, с вышитым на ней крестом или сюжетом, соответствующим иконе, под которую ее подвешивают.

Пелерина – (от франц. pelerine – странник, пилигрим) первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники; в женской одежде безрукавная накидка, большой, всегда съемный, закрывающий плечи воротник; в мужской – воротник-накидка, пришитый у ворота под верхним маленьким воротничком. Крой восходит к форме верхней части монашеского одеяния. В России пелерина-накидка распространилась в женской одежде с XVII в. Форма накидки диктовалась модой и довольно часто менялась. Чаще всего она кругля, при которой края равномерно закрывают спину, руки и грудь. Такая накидка получила название «старушкина». Выполняемая из различных материалов – меха, кружева, ткани или из их сочетания, она являлась самостоятельной деталью женского костюма. В середине XIX в. наибольшим успехом пользовалась пелерина их горностая, крытая шелком, под названием «жизель», вошедшая в моду в 1841 г. «Жизель» долго оставалась в моде, постепенно удлиняясь и становясь своеобразным прообразом ротонды. Пелерина-накидка являлась также частью форменного костюма учениц различных учебных заведений; их цвет (белый, голубой, светло-зеленый и др.) определялся уставом.
Пелика – (от лат. pelike) распространившаяся в Аттике форма амфоры. Пелики в отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение. У пелик обычно было две ручки, но не было крышки. Как правило они отличаются плавной формой перехода от горлышка к основной округлой части сосуда. Горлышко достаточно расширено к кромке.

Пенсне – (от франц. pince-nez) очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. Пенсне появилось в середине XIX в. и очень быстро распространилось, потому что было менее заметно, чем очки.

Пеньюар – (от франц. peignoir) утреннее женское платье, род капота из легкой ткани.

Пеплум – (от лат. peplum) в Древней Греции и Риме – женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.

Перевязь – полоска дорогой материи, чаще всего шелковой, свободно перекинутая через одежду. Она являлась предшественницей униформ; еще во время тридцатилетней войны одежда солдат была разнородной, и единственные опознавательным знаком отдельных армии были перевязи. Эта перевязь носилась сначала свободно через одно плечо, наискось перекинутая на противоположный бок и связанная на боку или на спине со свободно спускающимися концами. Затем в моду вошел новый обычай: повязывать перевязь вокруг корпуса, а на боках завязывать ее бантом. В моде Людовика XIV сплетенная перевязь носилась вкосую поверх камзола. В XVII в. в моде были халаты, свободно подхваченные перевязью. С конца XVIII в. в дамской моде появляются широкие пояса со свисающими концами, которые тоже называют перевязями.

Переметная скамья – тип мебели для сидения, характерный для европейского Средневековья и Древней Руси. В России бытовал до первой четверти XVIII в. Отличается от простой скамьи спинкой, шарнирно закрепленной с сиденьем, которая может перекладываться на любую из его длинных сторон.

Перница – футляр для хранения гусиных перьев в виде трубочки, популярный предмет среди письменных принадлежностей XVII-XVIII вв. Часто соединенная цепью с чернильницей, перница составляла с ней цельный прибор.

Перчатки – деталь костюма и элемент знаковой системы дворянского общества. Дамы не могли появляться на людях, в том числе в общественных помещениях, без перчаток (так же, как и без шляпки); полагалось носить перчатки и мужчинам. Перчатка возлюбленной была залогом любви; вызов на дуэль мог сопровождаться вручением перчатки. Перчатки носились только лайковые, в тон одежде, желательно светлые либо белые, чистые и не подвергавшиеся чистке, так что их часто приходилось менять. Так как аристократическая рука должна быть маленькой, старались, чтобы перчатка как можно плотнее ее облегала. Перчатки большие, неуклюжие, толстой кожи или замши, морщинившиеся на руке, были признаком грубости, невоспитанности, бедности, а нитяные перчатки носили только лакеи и другая прислуга.

Перья писчие – гусиные перья, особым образом приготовленные и очиненные перочинным ножом. Очинка их требовала определенного навыка, даже искусства, и в канцеляриях начальникам иногда очинивали перья специально назначенные мелкие служащие. Крупные маховые перья (предпочтительнее из левого крыла, так как их изгиб удобнее для правой руки) недолго нагревали в горячем песке или золе и слегка оскабливали, отчего перья очищались от перепонок и жира. В таком виде они поступали в продажу по 25 штук. Конец пера срезали накосо с наружной стороны, с противоположной стороны вырезали до половины желобок и от него вниз делали короткий расщеп, а затем, наживая на ноготь большого пальца, окончательно расщепляли конец пера и на ногте же обрезали его кончик. В 1809 г. была создана машина для выделки гусиных перьев, которые вставлялись в деревянную ручку, наподобие позднейших стальных. Стальные перья начали производить в Англии еще в конце XVIII в., но в широкий обиход в Европе они вошли в 1830-х гг., а в России еще позднее. Изготовлялись перья разных типов, сообразно с привычками пишущих и роду письменной работы; так, для особого «военно-писарского рондо», где допускались линии разной толщины, завитушки и росчерки, делались особые перья с небольшим изгибом на конце. Стальные перья вставлялись в деревянные ручки с жестяными наконечниками.

Пестерь – лубяная корзинка, которую носят обычно на спине.

Петлицы

1) шитые золотой или серебряной (у нижних чинов шерстяной) нитью полоски, напоминающие катушки. Одинарные и парные (в полках, имевших обшлага с клапанами), а также тройные петлицы полагались в XIX в. на воротники и обшлага армейских частей, не имевших особого шитья; в начале XX в. – казакам;

2) отделка петель мундирной одежды в виде прямоугольной полоски галуна или цветного сукна (преимущественно в XVIII в.).

Печатка – небольшая печать с родовым гербом, инициалами, девизом и др. Вырезалась на цветном или полудрагоценном камне (агате, сердолике, хрустале и др.), вправлялась в перстень и носилась на часовой цепочке как брелок или лежала на письменном приборе. Существуют и металлические печатки, выполненные в технике литья. Печатки использовались для запечатывания писем сургучной печатью.

Печать восковое, воско-мастичное, сургучное изделие, а также оттиск на бумаге рельефный, копотью от свечки, чернилами, придававший документу официальное значение. В печати находилось изображение герба – государственного учреждения или частного лица. Письма запечатывались печатью на клапане конверта, казенные пакеты имели 5 печатей. К особо важным документам (грамотам на дворянское достоинство, титул и др.) прикладывались или привешивались на шнурах особые массивные печати, для сбережения они были «под кустодиею», т.е. прикрывались кружком бумаги, пергамента, или даже заключались в кустодию рельефную металлическую золоченую коробочку с изображением герба.

Пиджак – (от англ. pea-jacket – куртка) верхняя часть мужского или женского костюма в виде куртки с лацканами, обязательно застегивающийся на пуговицы. Появился под названием сак в середине XIX в. в Англии. В годы правления Александра II пиджак широко распространился и стал повседневной одеждой не только мастеровых, но и чиновников, и разночинной интеллигенции, и даже дворян. Определенные ограничения на использование пиджака, а позже и пиджачной пары (пиджак и брюки) сохранялись долго. Так, пиджак нельзя было одевать для визитов, нельзя было носить с пиджаком крахмальные рубашки и белый галстук. В ХХ в. пиджачная пара вытеснила большую часть мужских одежд предшествующего столетия.
Пижама – (тюркск.) разновидность домашней одежды. Первые пижамы появились в Западной Европе еще в начале XVII в. как индийский национальный костюм. Однако лишь через 300 лет пижама вошла в европейский гардероб. В первой половине XIX в. молодые европейские модники возвращаясь из путешествий на Восток – из Стамбула и Алжира, – вместе с привычкой к спокойному, предельно расслабляющему отдыху с кальяном, кофе и сладостями, привезли и идеально подходящую для этого отдыха одежду, «подсмотренную» у местных жителей – рубашку и брюки из легкой ткани и свободного покроя. Это и была первая пижама, прабабушка современных моделей. Когда именно в пижамах стали спать, мы точно не знаем, но доподлинно известно, что уже в начале викторианской эпохи в Англии пижама вытеснила мужские ночные рубашки. В 1920-х годах Коко Шанель, освободившая женщин из корсетов и турнюров и одевшая их в брюки, свитера и кардиганы – вещи изначально мужские, обратила свой взгляд и на пижаму, сделав из нее изысканный ночной наряд. Она стала шить пижамы из роскошных ярких тканей – атласа, узорчатого шелка, тонкого индийского хлопка и предлагать эти образцы высокой моды для сна своим клиенткам.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments