Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket

Подвязки.
Начало XX в.

Продолжаем букву «П»:

Пиксида, пифос, пихтерь, плакетка, пластрон, платье-шемиз, плахта, плерезы, плюмаж, повойник, погон, подвески хрустальные, подвязки, подглазурная роспись, поддёвка, подзоры, подир, подольник, подрясник, подтяжки, позумент, полимент.

Пиксида – (от лат. pyxis) античный сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времен эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» – pýxos, из которого они изначально вытачивались. До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Использовались для хранения украшений и косметики.
Пифос – (от др. греч. πίθος) большой античный кувшин (мог быть размером с человека), сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, меда, оливкового масла, соленой рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья. Пифос представляет собой керамический сосуд крупного размера в форме шара или яйца (обращенного острым концом вниз), напоминающий амфору. Однако у пифоса чаще встречается не острое дно, а плоское, позволяющее ему стоять, и часто имеются приспособления для транспортировки в верхней части, через которые протягивались тросы для передвижения сосудов. У пифосов могло быть от четырех до шести ручек. Поверхность пифоса может быть гладкой или украшена ленточным узором. Пихтерь – большая высокая корзина.

Плакетка – (от франц. plaquette, уменьшительное от plaque – дощечка, пластинка)

1) произведение медальерного искусства, отличающееся от обычной медали прямоугольной или близкой к прямоугольнику формой;
2) пластинка (из металла, керамики и других материалов) с рельефным изображением.

Пластрон – (от франц. plastron – нагрудник) туго накрахмаленная грудь мужской рубашки, которую полагалось носить с фраком или смокингом. В средние века в Европе пластроном называли нагрудную часть металлических лат, имевших характерную выпуклую форму. Позже так именовались нагрудник фехтовальщика или защитная подушка, которую подкладывали под нагрудник. И, наконец, во второй половине XIX в. название «пластрон» переходит сначала на галстук с очень широкими концами, полностью закрывающими рубашку в вырезе жилета, и почти одновременно на рубашку с туго накрахмаленной грудью, ставшей обязательной деталью мужского вечернего туалета. Рубашки с вшитыми пластронами для большей жесткости дублировались. Существовали и съемные пластроны, крепившиеся на спине и талии завязками, но бывшие признаком претенциозного, но не светского человека. Пластрон должен был быть ослепительно белым, не иметь ни одной плохо заутюженной складки (он мог быть гладким или с отделкой в виде застроченных складок) и требовал тщательного ухода – особой стирки, глажения, безупречной чистоты.

Платье-шемиз – муслиновое платье эпохи ампир, с завышенной талией и полуоблегающей юбкой, которое носили без корсета или панье.

Плахта – женская поясная национальная украинская одежда, заменяющая юбку. Плахту-одежду носили поверх рубахи. Плахту в XV-XVII вв. шили из двух полотнищ домотканого материала в клетку, сшивая их до половины, а затем перегибали ткань пополам и подвязывали эту несшитую юбку вокруг талии. Рабочая поверхность древнего ткацкого станка определяла ширину полотнищ ткани, из которой шили плахту украинки или понёву русские женщины. Геометрический ткацкий орнамент восходит к глубокой древности, а разнообразие декоративных решений определяется характерным для той или иной местности сочетанием цветов. Особой нарядностью отличались праздничные плахты Черниговской и Полтавской губерний.
Плерезы – (от франц. pleurer – плакать)
1) траурные нашивки на платье;
2) пушистые страусовые перья для женских шляп.

Плюмаж – (от франц. plumage – оперение) украшение из перьев на головных уборах, на конской сбруе.

Повойник – (другие названия: повоец, волосник, сборник, шлык и т.д.) головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки с круглым донышком и околышем, стянутым на затылке. Повойник полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две и был строго обязательной деталью одежды замужней женщины. Обряд надевания повойника был одним из центральных моментов свадьбы. Выглядит как мягкая нарядная шапочка, часто с вышивкой, кружевом или другими украшениями на челе. Повойник был нижним головным убором, он надевался под сороку, кокошник, наметку, платки. Известен уже с ХIII века

Погон

1) ружейный ремень, пристегнутый к антабкам; в XVIII в. у офицерских ружей были галунные погоны, в гвардии – красные;

2) знак различия, узкая наплечная полоса из цветного сукна, галуна, шнуровой плетенки для различия чинов, званий и воинских частей или гражданских учреждений. С начала XVIII в. солдаты носили на левом плече кафтана погон из двойного цветного шнура, застегнутый на пуговицу у воротника и поддерживавший перевязь патронной сумы. В 1732 г. появился погон на левом плече в виде гарусного жгута у нижних чинов, канительного жгута у офицеров; в 1763 г. погон получил форму плетеного из шнура полотенца, заканчивавшегося бахромой, напоминающую эполет; в 1786 г. его форма изменилась. Плетение погон различалось по группам чинов. В 1801 г. офицерам артиллерии, а в 1802 г. всем офицерам, кроме гвардейских и кавалерийских, даны цветные суконные погоны, обшитые галуном. В 1803 г. введены погоны у офицеров и адмиралов флота, кроме мичманов; у лейтенантов и капитан-лейтенантов они были только на левом плече, у адмиралов на погонах помещались шитые черные орлы по чинам. В 1801 г. цветные суконные погоны вводятся у нижних чинов, причем у артиллеристов до 1802 г., у унтер-офицеров всех войск до 1803 г., у егерей до 1807 г., у кавалеристов до 1809 г. они были на левом плече. В 1843 г. нижним чинам для различия званий даны поперечные басонные нашивки (лычки), в гвардии – с золотой ниткой по краям: ефрейторам – 1, младшим унтер-офицерам – 2, старшим унтер-офицерам – 3, вахмистрам, фельдфебелям и боцманам – 1 широкая, золотого галуна, старшим боцманам – галунная широкая продольная. В 1854 г. офицерам разрешено носить на походных шинелях солдатского покроя суконные погоны с нашитым на них галуном: с одним узким просветом между галунами у обер-офицеров, двумя просветами у штаб-офицеров; на генеральский погон нашивался широкий золотой галун с зигзагообразным тканым рисунком. На погонах офицеров были звезды для различия чинов, как на эполетах. С 1856 г. офицеры носили погоны на всех видах одежды, кроме парадных мундиров. На военных погонах у нижних чинов краской, у офицеров и генералов канительной вышивкой наносились номера полков и начальные литеры названия особых частей, у учащихся военных учебных заведений – начальные литеры названия заведений. На погоны также крепились металлические эмблемы военной специальности. Военные медики, морские инженеры, кораблестроители носили узкий погон. Военные чиновники с 1863 г. носили узкий галунный погон со звездами в один ряд, в 1863 г. такой погон дан классным чинам телеграфного ведомства, в 1867 г. – на все мундиры военного покроя гражданских ведомств. В 1910 г. погон в гражданских ведомствах отменен (за исключением Министерства внутренних дел).

Подвески хрустальные – свободно висящие украшения в уборе люстр, фонарей, жирандолей. Типы подвесок: плакетка – крупная плоская подвеска с фигурным краем и фасетом, появилась в 1730-е гг.; кабошон – выпуклая подвеска миндалевидной формы без огранки; «миндаль» – мелкая подвеска каплевидной формы с огранкой, известна с конца XVII в.; «оливка» – мелкая подвеска овальной формы с огранкой, появилась с конца XVIII в.; призма – удлиненная призматическая подвеска, как правило, трехгранная; мирза – подвеска в виде сосульки или пики, утолщающейся книзу, встречается в конце XVIII – XIX в.; американка – призма изрезанной формы с пикой на конце, вошла в употребление с 1870-х гг.; восьмигранник – мелкая подвеска восьмигранной формы с огранкой, вошла в употребление с 1830-х гг.
Подвязки – появляются в XV в., когда брюки-чулки начинают разделять на брюки и чулки. Позднее подвязки в мужской моде использовались как украшения, только в XVIII в. с приходом моды на длинные брюки они становятся функциональной частью костюма. Дамы в эпоху рококо носили декоративные вязаные подвязки с пряжками или завязками. XIX в. вводит подвязки с резиновыми прокладками и лентами. Только в ХХ в. круглые резинки были ликвидированы как несовременные. Подвязки стали прикрепляться к корсету, а позднее к поясу для резинок.
Подглазурная роспись – наносится на прокаленный черепок (фарфор или фаянс), покрывается сырой глазурью и одновременно с черепком и глазурью обжигается, в результате чего они тесно связываются между собой. Краски для подглазурной росписи должны выдерживать высокую температуру обжига, поэтому палитра красок для подглазурной живописи содержит небольшое количество ярких тонов. Она представлена главным образом окислами хрома и кобальта, способных выдержать высокую температуру.

Поддёвка – (от поддевать) короткий кафтан, отрезной и присборенный по талии, с застежкой на крючках, иногда без рукавов, одевавшийся под верхний кафтан. В городе поддёвку носили рабочие, мещане, лавочники, выходцы из крестьян, а в деревне также и помещики, как наиболее удобную одежду, не стеснявшую движений. На рубеже XIXХХ вв. поддёвка вошла в моду в среде творческой интеллигенции – художников, писателей, журналистов.

Подзоры (от зреть, смотреть)
1) декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли;
2) кружевные полосы - вязаные или плетеные; ими окаймляли простыни - так, чтобы они тянулись вдоль кровати, как украшение, полотенца, которые вывешивали в красном углу. Кружевной подзор мог быть пришит к подолу нижней юбки - так, чтобы он был виден из-под верхнего платья/юбки.

Подир – (от др.-евр. poderis) длинная верхняя одежда, надевавшаяся на хитон ветхозаветными царями и первосвященниками.

Подольник – нашивка или опушка на нижнем крае стихаря, саккоса и других облачений.

Подрясник – внеслужебное облачение духовенства длинная одежда до пят, шитая «в талию», с длинными узкими рукавами.
Подтяжки – (от подтягивать) две прорезиненные тесьмы или ленты с петлями или зажимами на концах, которые служат для поддержания брюк. Вошли в русский быт в конце XVIII в., после изменений в моде, вызванных Великой французской революцией. Сменившие кафтаны и камзолы фраки и жилеты оставляли живот открытым, требуя незаметного крепления штанов на талии, что и вызвало к жизни появление подтяжек. Чтобы они не скользили по плечам, подтяжки скреплялись на середине спины пряжкой, пуговицей или просто сшивались в одну. Обычно их декорировали вышивкой геометрическим или растительным орнаментом. Подтяжки считались деталью штатского туалета, военные же их не носили. Подтяжки долгое время считались интимной частью туалета. Мода второй половины ХХ в. включила подтяжки в число модных аксессуаров.

Позумент – (от франц. passement – оторочка) шитая золотом или серебром тесьма, предназначенная для украшения одежды, мебели. То же, что и галун.

Полимент – (от франц. poliment) специальный связующий клеевой состав, необходимый для лучшей располировки листового золота. Состоит из красной глины, мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца.


Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Ходынка, 1918 (из «Понтийских писем» Овидия)

    Увы, крайне маловероятно, что Михаил Гаспаров был знаком с нижеприводимой публикацией. Но заключающую ее эпитафию он, конечно, знал и не раз поминал.…

  • Как я провел день

    В 6 утра, как обычно. Кофе, запись в календаре: «10-40 – прививка, сертификат». Утренняя доза компьютера. Копирую, на всякий пожарный, старые посты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Ходынка, 1918 (из «Понтийских писем» Овидия)

    Увы, крайне маловероятно, что Михаил Гаспаров был знаком с нижеприводимой публикацией. Но заключающую ее эпитафию он, конечно, знал и не раз поминал.…

  • Как я провел день

    В 6 утра, как обычно. Кофе, запись в календаре: «10-40 – прививка, сертификат». Утренняя доза компьютера. Копирую, на всякий пожарный, старые посты…