Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Получены очередные дополнения от catherine_catty и olbening. А mon_golskij прислал несколько новых терминов: бутылка, кокотница, кружка, кувшин, менажница



Photobucket

Портбуке.
Около 1770 г.
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см
Алмазный Фонд России

Продолжаем букву «П»:

Полиссоны, «полонез», полуда, полулюстра, «помпадур», понёва, пончо, портбуке, портмоне, порт-папье, портплед, портупея, портшез, поручи (нарукавники), порфира, поршни, посконь, посох, поставец, поставная («тощая») свеча, посторонники



Полиссоны – (франц.) крахмальные оборки.

«Полонез» – (франц.) юбка с лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф – плотно прилегающий, юбка – длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из-под нее виднеется нижняя длинная юбка.

Полуда – слой олова, нанесенный на поверхность металлических изделий (например, посуды) и защищающий от коррозии. Получают в технике лужения, используя расплавленное олово.

Полулюстра – стенной светильник, имевший форму хрустальной люстры в половину диаметра. Полулюстры вешали на настенные зеркала в больших парадных залах таким образом, что вместе с отражением создавалось иллюзорное впечатление висящей в арке люстры. Начали использоваться во Франции в эпоху Людовика XVI.

«Помпадур» – (Pompadour, по имени маркизы Помпадур) платье, вошедшее в моду между 1750 и 1774 гг. В отличие от покроя начала XVIII в. не имело сзади драпировок, начинающихся у шеи и падающих до самого поло вдоль спины. Тяжелые драпировки, падающие сплошной массой до полу и получившие название «складки Ватто», сменились четким, хорошо расчлененным силуэтом платьев «Помпадур». Платье «Помпадур» пользовалось в России популярностью. Среди разнообразных вещей под названием «Помпадур» можно найти также: мешочек для дамского рукоделия, послуживший прообразом ридикюля с конца XVIII в.; прическа с убранными наверх волосами, которую создал для маркизы Помпадур ее личный парикмахер; нарядный фартучек, обшитый кружевами и расшитый шелком, который вошел в моду в первой половине XIX в. и давал дамам возможность продемонстрировать свою домовитость (его одевали не только утром, но и принимая гостей в узком кругу). И все же платье «Помпадур» было известно более других. Одновременно с его появлением начала меняться и мебель того времени. Широкие и пышные юбки потребовали стульев с широкими сиденьями. Появились канапе и шезлонги. Одно из кресел – бержер («пастушка»), глубокое, с низкими подлокотниками без просветов, с мягкими подушками – также получило название «Помпадур».

Понёва – набедренная одежда замужних женщин, надеваемая поверх рубахи. Понёва – один из древнейших элементов русского костюма. Развитие ее покроя привело к появлению сарафана, постепенно вытеснявшего понёву. Первоначально понёва состояла из трех прямоугольных орнаментированных полотнищ, соединенных двумя швами и собранных на шнурок («вздержку»); такую не сшитую до конца понёву называли «распашной». Позже появилась понёва «с прошвой» – четвертое полотнище из одноцветной, часто не домотканой, а покупной ткани – тогда она сшивалась полностью и становилась похожей на юбку, при этом «прошва» помещалась спереди и обычно была закрыта передником («запон», «завеса»). Основной орнамент на понёве – клетка и полоска, яркие у молодых, более темные у пожилых женщин; разноцветная отделка шерстью, позументом, кружевом и т.д. относится лишь к праздничным образцам понёвы. Молодые, еще не рожавшие женщины, расцвечивали традиционные орнаменты бисером, шнуром, блестками. Повседневные понёвы не столь нарядные – темно-синие, черные, реже темно-красные со скромной отделкой по швам и подолу. Понёва была крестьянской одеждой, ее никогда не носили в городах.

Пончо – (от исп. poncho)

1) короткий плащ из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине, традиционная одежда населения Латинской Америки;

2) сшитая или вязаная накидка такого покроя

Портбуке – (от франц. port-bouquet) украшение в виде вазочки из драгоценных металлов, украшенной бриллиантами, предназначенной для букетов из живых или искусственных цветов из драгоценных материалов, которую чаще всего прикрепляли к корсажу платья в XVIII-XIX вв.
Портмоне – (от франц. porte-monnaie, образованого сложением основ глагола porter – носить и существительного monnaie – деньги) кошелек, в котором кроме денег есть еще куча отделений с различными функциями. Термин «портмоне» появился в середине ХVIII в., когда бумажные деньги крупного формата потребовали укрупнения кошелька в размерах и добавления дополнительных отделений. В России портмоне распространилось с середины XIX в., причем в некоторых кругах плоский продолговатый кошелек стали называть лопатник. Позднее самым распространенным синонимом портмоне в русском языке стало слово бумажник, оставив термину французского происхождения права на наиболее представительские, роскошные изделия этого ряда.

Порт-папье – подставка для газет.

Портплед – (от франц. porter – носить и англ. рlaid – плед) дорожная сумка или чехол для пледа и постельных принадлежностей.

Портупея – (от франц. porter – носить и epee – шпага) плечевой ремень, перевязь или поясной ремень для ношения оружия.

Портшез – (от франц. porter – носить, chaise – стул) разновидность паланкина, род легкого переносного кресла, в котором можно сидеть полулежа.

Поручи (нарукавники) – принадлежность священнического облачения, употребляемая для стягивания рукавов подризника. Так как епископ или священник во время богослужения изображает Иисуса Христа, то поручи аллегорически означают узы, которыми был связан Спаситель при суде над ним. В древней Церкви поручей не было: рукава иматия (подрясника) и подризника украшались особой отделкой в виде двух-трех полос, охватывавших края рукавов. Поручи украшали и стягивали рукава нижней одежды, выступавшие из-под широких рукавов саккоса – верхнего облачения византийских императоров. Константинопольские святители получили в обиход поручи от императоров, так же, как посох, саккос и орлецы. Позднее поручи перешли к патриархам других православных Церквей и к наиболее видным восточным архиереям. Несколько позднее поручи перешли к священникам и диаконам. В зависимости от сана владельца, на поручах было по 5-12 пуговиц.

Порфира – (от греч. porphyreos – пурпурный) длинная пурпурная бархатная мантия монарха, отделанная мехом горностая, с очень широким висячим горностаевым воротником, завязанная золотыми шнурами с кистями. Использовалась при коронации.

Поршни – род кожаной обуви, по форме сходной с лаптями.

Посконь – домотканый холст из волокна конопли.

Посох – символ пастырской власти настоятелей монастырей и архиереев – высокий, с перехватами жезл, увенчанный небольшой перекладиной с загнутыми вверх и обращенными друг к другу концами, иногда имеющими форму змей, между которыми утвержден крест. Рукоять архиерейского посоха (иногда и у архимандритов) украшена лентами с изображением креста и сулоком – четырехугольным куском ткани с крестами, обшитым бахромой.

Поставец

1) жбан, кувшин для кваса;

2) ящик, шкафчик для посуды и провизии.

Поставная («тощая») свеча – ставится в храмах перед наиболее чтимыми иконами в качестве подсвечника.

Посторонники – нашивки из тесьмы, вышивки или ткани по боковым швам богослужебных облачений: стихаря, саккоса.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments