Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

il_ducess добавила "паланкин"


Photobucket

Напольное зеркало псише.
Рама украшена стеклянными деталями с декором эгломизе.
Санкт-Петербург. Ок. 1800 г.
Эрмитаж

Завершаем букву «П»:

Потáль, потир, пошевни, прапор, пролетка, пронизи, пронизка, проножка, проскребка, протазан, протяжки («струны»), прошва, профитка, прялка, псише, пудромант, пунсон, пыльная оборка, пялка, пяльцы


Потáль

1) листовое сусальное покрытие на основе меди с добавками цинка, имитирующее золото;

2) двухслойный листок из серебра и меди, используемый в качестве сусального покрытия при серебрении.

Потир – (от греч. ποτηριον – чаша, сосуд для питья) литургический сосуд для освещения вина и принятия причастия – глубокая чаша с обязательной литургической надписью на венце, соединенная стояном с устойчивым основанием-поддоном. Потир напоминает о смерти Христа и о чаше Его страданий, символизирует ту чашу, которую Христос преподал ученикам на Тайной вечере. На чашах русских потиров XVI – XVII вв. обычно гравировались изображения Деисуса и Голгофского креста, в нижней части потиров, по краю поддона, делались вкладные надписи.

Пошевни – широкие сани (розвальни), обшитые лубом.

Прапор – боевое знамя небольшого размера и длинным «хвостом» (одним или несколькими) в русских войсках. Прапор мог быть как личным знаком военоначальника, так и знаменем воинского подразделения. В центральной, прямоугольной части полотнища помещали изображения центральных образов христианства: Спаса Нерукотворного, Богоматери, покровителя русского воинства архангела Михаила, православного креста, а также изображения фантастических фигур, гербов.

Пролетка – рессорные дрожки округлой формы, с откидным верхом.

Пронизи – украшения люстр (реже жирандолей) из хрустальных бусин, нанизанных на проволоку. В XVII – XVIII вв. пронизи часто состояли из горного неограненного хрусталя.

Пронизка – элемент хрустального убора люстры, подобный подвеске, с той разницей, что проволока проходила в нем насквозь.

Проножка – горизонтальная планка, соединяющая ножки столов или стульев для большей прочности.

Проскребка – прием золочения, когда на золоченую поверхность накладываются краски, а потом в местах, где должны быть золотые штрихи, краска процарапывается до золота.

Протазан – вид древкового оружия с широким обоюдоострым боевым наконечником и одно- или двухлезвийным топором под острием. Использовался в основном как оружие придворной охраны или в качестве отличительного знака офицеров пехотных полков.

Протяжки («струны») – декор мебели в технике инкрустации, состоящие из полос металла или дерева контрастных оттенков.

Прошва – прошивка, узкая полоска кружева, ткани или кожи, вставленная между чем-либо.

Профитка – деталь подсвечника, блюдце под бобешкой, предназначенное для стекающего со свечи воска.

Прялка – простейшее устройство для прядения всего одной нити пряжи. Ручная прялка использовалась в Индии еще 2500 лет назад. В начале XVI в. в Германии была изобретена прялка с ножным приводом. Прялка состоит из большого колеса, соединенного при помощи ремня с веретеном. Веретено быстро вращается, скручивая волокно в пряжу.

Псише – (от франц. psyche) высокое напольное, а позже и настольное зеркало, подвижно закрепленное шарнирами на двух стойках в виде колонн, опирающихся на крепкий цоколь. Псише появились во Франции во времена Консульства.
Пудромант – (нем.) накидка в виде очень широкой и длинной оборки, стягивающаяся вокруг шеи на шнурке или ленте, предохраняющая одежду от пудры при совершении туалета. Пудромант вошел в русский быт в 1700-х гг., когда россияне вынуждены были усвоить с европейской модой и ношение пудренных париков. Пудромант носили мужчины и женщины, так как без него нельзя было уберечь одежду от большого количества разноцветной пудры или муки, которыми обсыпали парики или собственные волосы перед появлением в обществе. Бытовой грим XVIII в. предполагал большое количество румян и пудры у лиц обоего пола. Прически пудрили уже после того, как надето платье для приема. Люди побогаче пудрили голову, сидя в специальном шкафу, а другие ограничивались пудромантом. Армейские чины перестали пудрить волосы только в правление Александра I, который подал пример и штатским лицам ориентироваться на общепризнанную французскую моду, а не навязанные Павлом I прусские обычаи. Пудромант мог быть отделан дорогим кружевом или украшен вышивкой, но так как его основная функция – защита одежды, то предпочитали плотные сорта тканей, кисея, батист или газ для таких целей не годились. К началу XIX в. процесс причесывания мужской головы уже не требовал пудроманта, поэтому он постепенно исчез из обихода и сохранился лишь в женском гардеробе, причем как предмет, не предназначенный для всеобщего обозрения; его можно было увидеть только в необычной ситуации, застав человека врасплох. Постепенно было забыто и само слово, хотя предметом, заменяющим пудромант, пользуются в парикмахерских и ныне; у мужчин – это обычная простыня, у женщин – пеньюар, сшитый из искусственных тканей или прорезиненных материалов.
Пунсон – (от франц. poinçon, восходящ. к лат. punctio — укол) инструмент в виде гвоздя для гравирования на металле.
Пыльная оборка – оборка, которую пришивали к внутренней части низа длинного платья или нижней юбке в конце XVIII – начале XIX в. для защиты платья от загрязнения при ходьбе на улице. Пыльную оборку еще называли "подметальщицей" (от анг. sweeper и фр. balayesse).

Пялка – приспособление для растяжки чего-либо.

Пяльцы – приспособление для вышивания в виде рамы, на которую натягивается и закрепляется ткань.



Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments