Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

О Пикассо и декоративной живописи

Photobucket

Пикассо и Элюар в мастерской на улице Гранд-Огюстен, 7.
Картье-Брессон. 1944


Самым сильным, даже ошеломляющим барселонским впечатлением для меня стал музей Пикассо. Но, пожалуй, не весь этот музей, сделанный на высочайшем уровне (только жаль, что там категорически не давали снимать), а лишь несколько залов. В одном из них в ряд висела серия из семи панно, написанных Пикассо с 6 по 14 сентября 1957 г. из окна своей мастерской на вилле «Калифорния» в Каннах. В трех-четырех других экспонировалась огромная серия из нескольких десятков работ – на темы «Менин» Веласкеса, написанных в августе 1957 г.




Photobucket




Photobucket




В свое время (зимой 2004/5) на большой выставке Пикассо в ГМИИ им. А.С.Пушкина среди подборки его работ как раз из серии «Менин» была помещена одна из венских «Инфант» самого Веласкеса. Так вот, Пикассо не просто проигрывал, он был не сопоставим с гениальной живописью Веласкеса, хотя в целом выставка демонстрировала то, что Пикассо – выдающийся декоратор. Декоратор, но не живописец в полном смысле этого слова.

Барселонские серии, и прежде всего серия видов из окна, – в своей полноте и прекрасной экспозиционной целостности (рядом соседствовала роскошная керамика Пикассо этого же периода), кажется, существенно продвинули меня в понимании особенности как творчества Пикассо, так и сути отличия декоративной живописи от станковой. Вот несколько записей, сделанных тогда в зале:

«Вблизи здесь практически нечего рассматривать, нет разработки внутренней, малой формы. Но с дистанции – всё собирается в нечто композиционно совершенное и содержательно-насыщенное. Это, конечно, не станковизм Веласкеса или Сезанна, здесь нет дороги в глубину живописи. Но при этом здесь присутствует какое-то высочайшее выражение декоративного начала живописи.

В декоративной живописи пространственное ощущение распределено в каком-то определенном слое картинного и условного пространств, и не более того. Поэтому здесь не уживаются ни полноценная, уходящая в детали предметная форма, ни чисто абстрактная композиция, тяготеющая к большому, монументальному масштабу. Декоративная живопись тяготеет к свободной игре, и у Пикассо в этих работах композиционная игра достигает необычайной раскованности и собранности одновременно. Плюс максимальное стремление реализовать повествовательное начало в этом ограниченном пространственном слое – отсюда серии, подчас огромные серии работ. Узкий пространственный слой декоративной живописи не позволяет реализовывать все идеи на едином холсте, как это мог делать Веласкес, и на что в принципе способна только станковая живопись – за счет глубины разработки предметной формы и, одновременно, за счет концентрации ее чисто абстрактных качеств. Но Пикассо и не стремился на поле станковой живописи, он полностью использовал преимущества своего метода – расчленяя огромный мир изобразительных идей того же Веласкеса и по отдельности ОБЫГРЫВАЯ каждую из них...»

А еще я привез замечательный альбом фотографий Пикассо и его мастерских. Вот некоторые из этих фотографий:




Photobucket

В мастерской на улице Гранд-Огюстен, 7.
Брассай. 1939




Photobucket

Пикассо и Ольга Хохлова в квартире и мастерской на улице Боэти, 23.
Брассай. 1932




Photobucket

В мастерской на улице Боэти, 23.
Брассай. 1932




Photobucket

Мастерская в замке Boisgeloup.
Брассай. 1932



Photobucket

Пикассо работает над «Герникой».
Мастерская на улице Гранд-Огюстен, 7.
Дора Маар. 1937




Photobucket

Мастерская на улице Гранд-Огюстен, 7.
Брассай. 1939




Photobucket

Казбек, одна из собак Пикассо.
Мастерская на улице Гранд-Огюстен, 7.
Брассай. 1944




Photobucket

Мастерская на улице Гранд-Огюстен, 7.
Брассай. 1945




Photobucket

Мастерская Пикассо в замке Гримальди в Антибе.
Мишель Сима. 1946




Photobucket

Мастерская Пикассо в Валлорисе.
Арнольд Ньюмэн. 1954




Photobucket

Мастерская Пикассо в Валлорисе.
Эдвард Куинн. 1953




Photobucket

Мастерская Пикассо в Валлорисе.
Андре Вилье. 1953




Photobucket

Мастерская Пикассо на вилле Калифорния в Каннах.
Люсьен Клерг. Ноябрь 1955




Photobucket

Мастерская Пикассо на вилле Калифорния в Каннах.
Дэвид Дуглас. Ноябрь 1956




Photobucket

Мастерская Пикассо на вилле Калифорния в Каннах.
Эдвард Куинн. 1956




Photobucket

В мастерской Пикассо на вилле Калифорния в Каннах.
Дэвид Дункан. 1957




Фотографии взяты отсюда:

Photobucket
Tags: Брассай, Картье-Брессон, Маар Дора, Ман Рэй, Пикассо, живопись, музейное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Читая Елену Мурину…

    Мурина Е. Б. Об искусстве и искусствознании (серия «Отечественные искусствоведы. Избранное»). – СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2020. –…

  • Ходынка, 1918 (из «Понтийских писем» Овидия)

    Увы, крайне маловероятно, что Михаил Гаспаров был знаком с нижеприводимой публикацией. Но заключающую ее эпитафию он, конечно, знал и не раз поминал.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

Recent Posts from This Journal

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Читая Елену Мурину…

    Мурина Е. Б. Об искусстве и искусствознании (серия «Отечественные искусствоведы. Избранное»). – СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2020. –…

  • Ходынка, 1918 (из «Понтийских писем» Овидия)

    Увы, крайне маловероятно, что Михаил Гаспаров был знаком с нижеприводимой публикацией. Но заключающую ее эпитафию он, конечно, знал и не раз поминал.…