Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

machasgracias значительно улучшила «митру»



Photobucket

Рубель.
Россия. Конец XIX в.
Дерево, резьба, роспись
58х11 см
МГОМЗ (Коломенское)

Завершаем букву «Р»:

Ривьера, ридикюль, риза, рипида, ритон, «ришелье», роброн, розвальни, розетка, ростра, ротонда, рубель, руло, рыдван, рюмка, рюш, ряса, рясны


Ривьера
– (от франц. riviere – река) ювелирное украшение из камней, чаще всего в виде ожерелья, в котором камни одинаковой величины соединены таким образом, что на лицевой стороне крепления между ними почти не заметны и блеск воспринимается как единый поток; сам способ крепления камней. Ривьера могла быть и браслетом и ожерельем, которое использовалось в качестве налобного украшения.

Ридикюль – (от франц. ridicule – сетка) дамская сумка небольшого размера, мягкой формы из ткани (шерсти, шелка, бархата и др.), распространенная в конце XVIII–начале ХХ вв., а также довольно больших размеров из кожи (что делало ее устойчивее), вошедшая в употребление позднее. Прообраз ридикюля – мешочек для рукоделия, который с середины XVIII в. сделала модным и обязательным маркиза Помпадур. Необходимостью ридикюль стал с распространением «античной» моды, около 1794 г. В начале 1830-х гг. объем модного платья позволял иметь карманы, но от ридикюля не отказались. В 1831 г. в моду вошли сумки, которые носили на шее. На рубеже XIX–ХХ вв. появились ридикюли-кошельки, выполненные из сетки серебряных, позолоченных или золотых колец с застежками из драгоценных камней, цепочками-ручками из тех же материалов, которые часто являлись произведениями ювелирного искусства.

Риза

1) см. фелонь;

2) металлическое покрытие иконы, оставляющее видимыми лишь лик и руки живописного образа.

Рипида – (от греч. ριπιδιον – опахало) серебряный или золоченый диск на длинном шесте с изображением серафима, который держат диаконы во время архиерейского богослужения. Первоначальное назначение рипиды – отгонять летающих насекомых от св. даров.
Ритон – (от др. греч. rhyton) античный сосуд для питья в виде рога животного с отверстием в нижнем узком конце. Сосуд часто использовался в сакральных обрядах возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога.

«Ришелье» – (Richelieu) ажурная вышивка, в которой края рисунка обметаны петельным швом, а просветы заполнены решетчатыми соединениями.
Роброн – (от франц. roberonde – круглое платье) женское платье с очень широкой юбкой колоколообразной формы. Роброн шили из бархата, штофа, атласа, люстрина, одноцветных и узорчатых шелков, довольно прочных плотных тканей разнообразной расцветки. От них нередко отказывались не только из-за высокой цены, но и из-за труднодоступности новых материалов, предпочитая перешивать старые туалеты согласно новым требованиям моды.
Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от переда боками.
Розетка – (от франц. rosette, буквально – розочка)
1) украшение круглой формы в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков и т.п.;
2) лента, тесьма, шнур, собранные в пышный кружок и служащие для украшения одежды.

Ростра – (от лат. rostrum – нос корабля) украшение в виде носовой части древнего судна, часто на колонне.

Ротонда – (от лат. rotondus – круглый) длинная женская накидка без рукавов с прорезями для рук. Крой ротонды без подкладных деталей не имел принципиальных отличий от старинного клока или салопа. Ротонду носили зимой и летом; характер сезона определял выбор ткани и отделки. Зимние ротонды шили из бархата и отделывали мехом. Летние ротонды по моде конца XIX в. имели небольшой стоячий воротник, отделывались стеклярусом и тесьмой.

Рубель – деревянный вытянутый брусок с поперечными рубцами на рабочей стороне для разглаживания – «прокатывания» после стирки холщовой ткани. Разглаживаемую ткань плотно накатывали на деревянную скалку, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками к скалке. Лицевая поверхность рубелей украшалась резьбой или росписью.

Руло – (от франц. rouleau – рулон, сверток) жгут из толстой ткани или валик, набитый ватой, волосом, который пришивался к низу дамского платья для сохранения круглого очертания нижней части юбки. Способ сохранения формы дамского наряда за счет жесткой простежки или применения тяжелых материалов, а также пришивания руло по низу юбки был известен уже в XVI в. в связи с «испанской» модой, распространившейся во многих странах – Англии, Италии, Франции и др. Затем эта традиция была забыта и возродилась лишь во второй половине 1830-х гг., когда с помощью многочисленных нижних юбок платье значительно расширилось. В 1840-е гг., с вошедшими в моду более плотными и тяжелыми тканями, размеры руло существенно увеличились. Они сохранялись до 1850 г., когда ширина юбки могла достигать невероятных размеров уже не за счет тяжелого крахмального белья, а при помощи металлического каркаса. Однако, чтобы удержать юбку «в повиновении», дамы вместо руло стали использовать мешочки с песком, вшивая их в края платья.

Рыдван – (от польск. ridwan) разновидность колымаги – громоздкая карета для дальних поездок, известная в России в XVII-XVIII вв. По свидетельству Г.К.Котошихина, «колымаги, сделанные на рыдванную стать, просты, как простая телега». Вместо оглобель для запряжки лошадей в рыдванах применяли дышло. О художественной отделке рыдванов почти ничего не известно (В.А.Чернышев. Конные повозки и экипажи в России X-XIX вв.» С-Пб. 2007).

Рюмка – небольшой сосуд для питья спиртных напитков средней или большой крепости. Форма тулова: цилиндрическая, коническая, бочкообразная, шаровой сегмент или пояс, иногда их комбинация; форма соответствует назначению: виду напитка, для которого предназначена рюмка. Ножка: форма цилиндрическая (балясина), возможно, с круглыми профилями; длина: от длинной до короткой. Подставка: форма дисковидная, обычно с небольшим донным углублением. Размеры: небольшие, вместимость 20-150 мл; большая рюмка и маленький бокал не различимы. Материал: обычно бесцветное и окрашенное стекло, редко керамика, металл (медь, серебро, золото, мельхиор). Рюмка лафитная: цилиндрическая или слабоконическая, удлиненная, 125-150 мл; для сухих вин, особенно красных. Рюмка рейнвейная: цилиндрическая или слабоконическая, удлиненная, тулово из зеленого или синего стекла с граненым орнаментом, 100 мл. Рюмка мадерная: цилиндрическая, с небольшим сужением верха, 75 мл, для мадеры и других крепких вин. Рюмка ликерная: маленькая, цилиндрическая, короткая ножка, 25-30 мл. Рюмка водочная: цилиндрическая, ножка короткая, 50 мл. Рюмка шутер: высокая цилиндрическая, короткая ножка, 100-120 мл, для крепких коктейлей. Рюмка джиггер: небольшая цилиндрическая, 50 мл для крепких напитков и коктейлей.


 

Рюш – (от франц. ruche) отделка дамских платьев, блузок, белья, шляп или чепцов в виде присборенной или гофрированной узкой полоски ткани или кружева, пришитой по центру. В отличие от сборки, которую при большой ширине называли воланом, рюш вошел в обиход в России со второй половины XVIII в. Особенно любили такую отделку в XIX в., размещая рюш гирляндами по юбке, обшивая им края вырезов платьев, рукавов и головных уборов.

Ряса – (от греч. ράσον – вытертая, поношенная одежда) повседневная внеслужебная одежда священнослужителей, свободного покроя, с расширяющимися рукавами с большими отворотами. Рясу носили неподпоясанной. Ее шили на подкладке из шерсти, шелка и даже муара. Такой покрой был принят на Московском соборе 1667 г. Ряса застегивалась на левой стороне груди при помощи пуговиц и потайных крючков. Пуговиц всего две – одна пришивалась на невысокий воротник стойку, а вторая – на талии. Зимой носили рясу темных цветов, а летом светлые. Протопопы носили рясу различных оттенков лилового, фиолетового или иссиня-красного, монашествующие – всегда черного цвета. Подкладка рясы должна быть либо цвета рясы, либо в тон. Под рясу надевали подрясник, близкий по покрою к рясе, но с узкими рукавами.

Рясны – подвески из нитей жемчужных зерен с золотыми или серебряными пронизками, иногда с драгоценными камнями. Подвешивались к женским головным уборам, а также к венцам икон.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Арнхейм и познание сидящей женщины средних лет

    В отличие от «Источника Энгра» арнхеймовский анализ портрета мадам Сезанн написан в более свободной манере, с использованием музыкальных аналогий и…

  • Арнхейм об «Источнике» Энгра

    Книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие» (1954) – один из классических трудов искусствознания. 30 лет назад, взявшись ее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments