Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Благодаря machasgracias "повойник" приобрел достойное описание


Photobucket

Кованый замок «секирный»
Россия. XVII век

Начинаем букву «С»:

Сабля, «савонарола», сак, саккос, салоп, сарафан, сари, сафьян, саше, светец, свитка, «севинье», секирный замок, семиньер, семисвечник, сень, сервант

Сабля – (от венг. сzablya, от szabni – резать) рубяще-колющее клинковое холодное оружие. Имела изогнутый однолезвийный клинок длиной около 90 см, шириной около 3,5 см. На конце клинка могло быть уширение – «елмань» для усиления удара, острие могло быть обоюдоострым. В XVIII–первой четверти XIX вв. саблями вооружалась легкая кавалерия: гусары, легкоконные полки, пикинёры, уланы, конноегеря; в 1814 г. сабли получили конно-артиллеристы, в 1811 г. – морские офицеры, в 1817 г. – драгуны, в 1826 г. – жандармы. Офицерам и генералам пеших войск с 1826 г. полагалась полусабля, в 1865 г. замененная саблей. С 1834 г. купцы 1-й гильдии, имевшие право на чин, мундир и оружие, при шитом кафтане носили саблю образца начала XIX в. Замененная в 1881 г. шашкой, сабля стала парадным оружием гвардейских гусар, с 1896 г. – улан, а с 1909 г. – нестроевым оружием всех кавалерийских офицеров. Первоначально сабля имела слегка изогнутую рукоять, обтянутую кожей и обвитую проволокой, с гардой из дужки, внизу изогнутой под прямым углом и переходящей в перекрестье с крыжом. В 1809 г. на гарде появились две дужки, прикрывавшие тыльную сторону руки. Сабля носилась в деревянных, обтянутых кожей ножнах с металлическим устьем, наконечником и гайками с кольцами для портупеи со стороны обуха; у офицерских сабель ножны почти полностью покрывались металлом. В 1817 г. сабля получила металлические ножны с гребнем на конце. Саблю носили на портупее с пасовыми ремнями, из щегольства обычно отпускавшимися, так что гребень ножен тащился по мостовой.

«Савонарола» – складное кресло иксообразной конструкции, разновидность курульного кресла; названо по имени Джироламо Савонаролы.

Сак – (от франц. sac – мешок) мужская или женская верхняя одежда, короткая и просторная, с рукавами и воротником. Еще в XVIII в. существовало женское платье sack-gown – с широкой просторной спинкой, называемое иногда также «адриенн». Эта модель, распространенная в 1704-36 гг., пользовалась большим успехом в Англии. Однако собственно сак в мужском гардеробе появился в середине XIX в. – американская жакетка с мешком позади, спереди застегнута на одну пуговицу и очень широкая в груди. С появлением пиджака мужской сак вышел из употребления, но оказался включенным в женский гардероб. Мешковатым его уже назвать нельзя, в конце XIX–начале ХХ вв. его спинка была расклешена книзу, образуя красивые складки, немного напоминающие платья первой трети XVIII в.

Саккос – (от др.-евр. saccus – рубище, вретище) одеяние священнослужителей высокого ранга во время богослужения, похожее на римскую далматику. В качестве патриаршего облачения появился в Константинополе в XI-XII вв.. Первоначально одежды такого покроя надевали на богослужении благочестивые византийские императоры. Облачение со своего плеча они жаловали патриархам для служения в особо торжественных случаях. В русской церкви саккос становится известным с начала XV в., когда Киевский митрополит Фотий привез его с собой из Греции. Во время патриаршества саккос принадлежал патриархам и митрополитам и, как особая награда, некоторым архиепископам. С 1705 г. он становится общей одеждой всех епископов. Саккос – символ смирения; при богослужении обозначает одеяние Спасителя. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В саккос вшиваются так называемые «звонцы», символизирующие благовестие слова Божия

Салоп – (от франц. salope – неряха, небрежная, неопрятная женщина) верхняя очень просторная утепленная женская одежда с широкими рукавами или без них, скреплявшаяся лентами или шнурками. В русском языке возникло выражение «салопница», производное от «салоп», обозначающее старомодную, бедную женщину. Уже в 1830-х гг. салопы начали уходить из моды, во второй половине XIX в. в журналах они не рекламировались и новых фасонов не предлагалось, тем не менее они сохранились в русском быту до конца XIX в. Форма салопа требовала больших затрат ткани и меха – верх шили из бархата, шелка, дорогого сукна, подкладку делали из меха куницы и соболя, тем не менее его продолжали носить в той среде, где богатство материала ценилось выше других качеств, прежде всего у купечества. Тяжелые, монументальные формы салопа, диктующие степенную походку, подчеркивающие дородность и состоятельность, соответствовали давно сложившемуся эстетическому идеалу, представлению о красивой женщине, сохранявшемуся во всех тех слоях русского общества, которые не утратили связи с традиционной культурой.

Сарафан – (от перс. – почетная одежда) основной элемент русского женского национального костюма в виде длинного безрукавного платья, чаще всего на бретельках. Преимущественно был распространен в северных и центральных губерниях. В крое сарафана имеются значительные региональные особенности. Различались глухой туникообразный косоклинный сарафан; глухой косоклинный на лямках, распашной; «круглый» или «московский» сарафан на лямках; сарафан на кокетке и сарафан-платье, появившийся позднее, под влиянием города. До второй половины XVII в. сарафан был мужской одеждой, позже сарафан стал упоминаться как женское платье, а о мужском сарафане забыли. В XVI-XVII вв. под сарафаном понимали не одежду, а ткань. Название сарафан закрепилось, вероятно, сначала за функцией (особо нарядная дорогая одежда), а потом уже за кроем (безрукавное платье). Указы Петра I, запрещавшие ношение, производство и продажу русского платья, не распространялись на податные сословия, которые составляли большую часть населения России того времени. Совсем исчезли из обихода в петровское время лишь те виды традиционного костюма, которые были привилегией высших сословий. Сарафан же, как основной элемент женского костюма сохранился, а это означает, что к началу XVIII в. он был устойчивой и развитой конструкцией. По крою сарафаны были очень разнообразны: однорядные, двурядные, закрытые, круглые, клинчатые, расстегаи и др. Разнообразен был также и материал – холст, стамед, ситец, сукно, кумач, пестрядина и др. Примечательно постепенное возвращение сарафана в бытовую культуру русского дворянства. Первой обратила внимание на необходимость особого национального костюма, который бы отличался от модного европейского платья, Екатерина II. Однако до 1812 г. ношение русского костюма не было частым явлением в российской действительности. Но вот с началом Отечественной войны 1812 г. многие дамы оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки. Во время правления Николая I появился «дамский мундир» – повойники и сарафаны с треном, расшитым золотом.

Сари – (от англ. sari) женская одежда в Индии. Представляет собой прямую полосу ткани (длина 4,5-9 м, шириной 1 м), один конец которой два раза обертывается вокруг бедер, драпируя ноги; верхний край сари укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают этот конец на голову, как шаль. Под сари надевается короткая кофточка с короткими рукавами. В разных областях Индии, а также у различных групп населения существуют некоторые особенности в манере надевать сари. Чаще всего его нижняя часть подобна юбке, но иногда – длинным или коротким шальварам

Сафьян – (перс.) тонкая мягкая кожа растительного дубления, выделываемая из шкур коз и овец.

Саше – (от франц. sachet)

1) надушенная или наполненная ароматическими веществами подушечка, которая кладется между бельем для придания ему приятного запаха;

2) матерчатый конверт, украшенный вышивкой, лентами, для хранения носовых платков, ночного белье и т.п.

Светец – подставка для лучины, освещающей жилье.

Свитка – верхняя мужская или женская одежда русских, украинцев или белорусов, главным образом в виде кафтана без воротника, с глубоким запахом, на крючках. Свитку шили из сукон домашней выделки, обычно темных цветов; праздничная свитка могла быть из более нарядной ткани. Название свитки в России толковалось шире, чем в Белоруссии или на Украине: это могла быть и длиннополая одежда прямого покроя. Свиткой также называли и арестантский халат. Украинская свитка шилась со сборками и была несколько короче, ее часто носили подпоясанной.

«Севинье» – (от франц. sevigne) тип броши, прически, детали платья (корсет, рукав), связанные с костюмом XIX в. Название по имени французской писательницы XVII в. Мари де Рабютен-Шанталь маркизы де Севинье, портретное изображение которой послужило источником для модных деталей костюма XIX в. Все типы севинье были распространены в России. Брошь севинье имела форму овала с тремя подвесками. Причем такое украшение не всегда делалось из драгоценных материалов. Прическа севинье – букли у самых ушей и висят до половины щеки. Корсаж севинье имел вид острого уголка и являлся характерной деталью женского платья начала 1830-х гг. Севинье назывались также очень пышный рукав, украшенный бантом, пелеринка. Начиная с XVII в. мода часто обращалась к историческим событиям и знаменитостям предшествующих эпох; в России такого рода названия элементов костюма получили распространение одновременно с другими странами Европы.

Секирный замок – широко расространенный на Руси тип накладного замка. Щиток такого замка, соединенный с механизмом клепкой, по форме напоминает секиру – старинное оружие в виде топора, только без длинной рукояти. Подобными замками закрывались двери церквей, городские ворота, дома богатых купцов. Они отличались особенной художественной орнаментацией в виде гравированных кружочков, зигзагов по периметру и просечных узоров по центру, под которые часто подкладывалась тонированная слюда оранжевого и светло-зеленого цвета. Секирные замки отделывали также железными накладными бляхами – «репьями» и прорезными накладками – «плащами». Иногда весь замок красили в оранжевый или зеленый цвета.

Семиньер – (от франц. semanier) французский комод с семью выдвижными ящиками по числу дней недели.

Семисвечниксветильник в храме с семью свечами, расположенными в одной плоскости в виде пирамиды. Находится в алтаре за престолом и зажигается во время богослужения; символизирует семь таинств.

Сень – (от ст.-слав. «сьнь» – тень, шатер, навес, покров) шатер, навес на столбах или колоннах, возводящийся над алтарем. Символизирует небо, распростертое над землей.

Сервант – (от франц. servante) низкий шкаф, полубуфет для хранения посуды и столового белья.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    Еще один термин прислал raf_sh - "шантеклер" Юшман царя Алексея Михайловича. На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по…