Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Photobucket

Ковш-скобкарь
Россия. XVII в.

Продолжаем букву «С»:

Сермяга, серьги-голубцы, серьги-жирандоль, серьги-одинцы (двойчатки или тройчатки), синель, сион, скань, скарпель, сквалаж, скόбель, скобкáрь, скрыня, скуфья́, смокинг, солитер, сонетка, сорока, сороконожка, сорти-де-баль


Сермяга – (от мордов. сермяг) грубое, обычно домотканое неокрашенное сукно. Сермяга получила распространение с XVI в. Из нее шили верхнюю крестьянскую одежду, которую также иногда называли сермягой: суконный кафтан, чапан.

Серьги-голубцы – серьги, бытовавшие в средневековой Руси, по форме напоминающие силуэт птицы или двух птиц.
Серьги-жирандоль – (от франц. girandole – бриллиантовые серьги, подвеска; канделябр; сноп водяных струй) серьги, по форме напоминающие подсвечник для нескольких свечей или фонтан в несколько струй. В старину такое название давалось бриллиантовым серьгам с подвесками из крупных алмазов или жемчуга. В настоящее время так называют также серьги, выполненные с другими драгоценными камнями, но обязательно подобной формы.
Серьги-одинцы, двойчатки или тройчатки – вид серег, бытовавших в средневековой Руси. Выполнялись в виде прикрепленных к толстой проволочной мочке одного, двух или трех стерженьков с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами кораллов, стеклами, литыми серебряными орнаментированными цилиндриками.

Синель – (от франц. chenille – гусеница) пушистый шнурок для вышивания, плетения отделок, изготовления бахромы. Особое распространение получил как материал для рукоделия в 1830-е гг. В народе синелью называли цветы сирени по созвучию со словом «синий». Синель использовалась в монастырском рукоделии, горожанками, аристократками. Сложное фабричное производство синели ограничивало сферу ее применения – в крестьянском быту синель долгое время была неизвестна.

Сион – разновидность дарохронительницы. Сионы изготовлялись обычно из серебра и повторяли в миниатюре архитектурные формы христианской церкви.

Скань – (от др.-рус. скать – сучить, свивать)

1) русский аналог филиграни – вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX-X вв. Тогда витую проволоку для производства еще не использовали, а применялись зерни. Изделия XII-XIII вв. отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII в. – ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На XV-XVI в. приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В XVIII-XIX вв. изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С XIX в. налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий;

2) в шитье золотные или серебряные нити, перевитые с шелковыми.

Скарпель – (от лат. scalper – резец) стальной круглый или граненый стержень, расширенный к одному концу в виде остро отточенной лопатки. Используется скульпторами при обработке камня.

Сквалаж – (от франц. esclavage – рабство, неволя) колье-ошейник с бантом или другим крупным декоративным элементом.

Скόбель – плотницкий инструмент: нож с двумя поперечными ручками по концам для чернового строгания.

Скобкáрь – деревянная (иногда металлическая) чарка с двумя рукоятями, нередко в виде головы и хвоста птицы; из него пили пиво, мед, брагу. Был распространен на Руси с древности вплоть до середины XIX в.

Скрыня – сундук, ларец.

Скуфья́ – (от греч. skyphos – чашка) островерхая шапочка православного священнослужителя; любая шапочка без полей, напоминающая по форме скуфью в ее первом значении. Священники скуфьей закрывали выстриженную часть головы. Обычай выстригать большую часть головы сохранялся у православных священников вплоть до начала XVIII в. Выстриженная часть называлась «гуменцо» или «попова плешь». Скуфью носили и под другим головным убором. В XVIII-XIX в. скуфью надевали для совершения треб на открытом воздухе, в сырую погоду. Обычно этот головной убор был из ткани черного цвета, но в качестве награды священникам разрешалась скуфья и из фиолетового бархата. Островерхие шапочки, которые мужчины в XIX в. носили дома с халатом, могли быть любого, иногда самого неожиданного цвета. Для домашней скуфейки использовали любой материал – разноцветный шелк, яркая шерсть, узорчатый бархат или пестрый хлопок;

Смокинг – (от англ. smoking – курение) вечерний мужской костюм с пиджаком особого покроя – сильно открытая грудь и отвороты (лацканы) из шелкового атласа того же цвета (до недавнего времени только черного), что и ткань костюма. Смокинг в качестве мужского вечернего костюма появился, заменив фрак, в 1880 г. в Монте-Карло. В Англии смокинг носили только на загородных приемах вплоть до смерти короля Эдуарда VII в 1910 г. В России же, как и в других странах Европы, смокинг распространился после 1897 г. Смокинг вытеснил фрак почти из всех сфер жизни светского мужчины, за исключением особых случаев – прием при дворе и т.д. Смокинг, как и некогда фрак, в гардеробе мужчины означал приобретение им самостоятельности, вступление в пору зрелости. Одна из причин, по которой на континенте укоренилось название «смокинг», а не dinner-jacket (букв. обеденный пиджак; так смокинг называют в Англии), следует считать распространение курения как рода занятий светского человека, требующего особенного костюма.

Солитер – (от франц. solitaire, восходящ. к лат. solitarius — одинокий)

1) крупный бриллиант, вправленный в перстень, брошь и т.п. отдельно, без другого камня;

2) небольшой сервис на оду персону.

Сонетка – комнатный звонок для вызова прислуги, приводимый в действие шнурком; вышитая лента колокольчика для вызова слуг.

Сорока – старинный русский головной убор замужней женщины – вышитый чехол из холста, кумача или другой ткани, надеваемый поверх кички, с длинной деталью, спускавшейся на шею (отсюда и название – по сходству сдлинным хвостом сороки).

Сороконожка – круглый или овальный раздвижной обеденный стол. Столешница «сороконожки» состояла из двух половин и могла раздвигаться на довольно значительную длину; ножки оканчивались металлическими башмачками с колесиками. Название этих столов было условно – число ножек могло варьироваться от двенадцати до восемнадцати.

Сорти-де-баль – (от франц. sortie-de-bal – для выхода на бал) накидка без рукавов, иногда с очень широкими рукавами, предназначенная для особо нарядного вычурного фасона платья (преимущественно бального), на которое нельзя надеть манто или накидку обычного покроя, чтобы его не измять. Значение слова «сорти-де-баль» не приобрело никаких русских черт, так как подобная одежда была принадлежностью довольно узкого круга лиц, в котором владение французским языком оставалось признаком хорошего воспитания. Отделка сорти-де-баля подчинялась моде, но, как правило, предназначалась для нескольких особо нарядных платьев. Это заставляло женщин тщательно выбирать ткань, рисунок вышивки или накладных украшений к сорти-де-баль, чтобы иметь возможность сочетать его с большим числом нарядов. Сорти-де-баль шили из шелка, бархата или атласа, отделывали мехом, кружевом, драгоценностями или тончайшим шитьем. Как особый вид одежды сорти-де-баль распространился в России с начала XIX в.


Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Арнхейм и познание сидящей женщины средних лет

    В отличие от «Источника Энгра» арнхеймовский анализ портрета мадам Сезанн написан в более свободной манере, с использованием музыкальных аналогий и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Арнхейм и познание сидящей женщины средних лет

    В отличие от «Источника Энгра» арнхеймовский анализ портрета мадам Сезанн написан в более свободной манере, с использованием музыкальных аналогий и…