Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

il_ducess дополнила «сермягу» и «скань»



Photobucket

Стенник
Первая четверть XVIII в.
Медь, выколотка

Завершаем букву «С»:

Спенсер, сплата, стакан, стеклярус, стенник, стилет, стихарь, стопа, страз, строфокамилово яйцо, стремешка, стукко, сулея, супервест, сусальное золото (серебро), сусек, сутаж, сутана, сюрту де табль, сюртук



Спенсер
– (Spencer, по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды) коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисть руки. Мужчины носили спенсер очень недолго, между 1799 и 1804 гг. Позже он остался только в женском гардеробе, связанном с «античной» модой. Спенсер должен был быть обязательно контрастного цвета по отношению к платью, на которое его одевали, что подчеркивало модный в начале XIX в. силуэт с завышенной талией. К середине XIX в. спенсер почти исчез из обихода.
Сплата – (от англ. splat) вертикальная деталь, как правило, фигурной формы, расположенная в центре спинки мебели для сидения.

 

Стакан – сосуд для питья спиртных напитков и других жидкостей. Тулово является основным и, как правило, единственным элементом; форма: цилиндрическая, коническая, бочкообразная, 6-12-гранная призма или усеченная пирамида (граненый стакан); иногда с расширением в верхней части; наружная поверхность корпуса часто имеет выступы, гранение или рифление, которое обычно не доходит до верхней кромки, образуя поясок. Ножка: встречается редко, очень короткая. Подставка: обычно отсутствует или слабо выражена (кроме стаканов на ножке), стакан опирается непосредственно на нижний срез корпуса, донное углубление встречается редко; в некоторых случаях, особенно у высоких стаканов, дно выполняется толстым («залив») для повышения устойчивости. Размеры: средние, вместимость 100-400 мл; обычно 200-250 мл; стаканы вместимостью 75-125 мл называют стаканчиками. Материал: бесцветное и окрашенное стекло, керамика, металлы и сплавы (олово, медь, алюминий, серебро, золото, мельхиор). Оформление: обычно простое или различные формы художественного декора. Лафитный стакан: небольшой, 150 мл, в XIX в. использовался для красных сухих вин типа лафита. Пуншевый стакан: большой, цилиндрический или слабоконический, 300-400 мл, в XIX в. использовался для пунша.

Стеклярус – (от русс. – стекло и ярус) трубочки из цветного стекла, употребляющиеся для украшения тканей как при отделке одежды, так и в оформлении интерьеров (драпировки, скатерти, абажуры и др.). Стеклярус в России известен со средних веков, а его производство началось с 1748 г. в лабораториях Ломоносова. Основой для изготовления стекляруса, как и для бисера, служат стеклянные палочки небольшого диаметра, которые резким точным ударом щипцов рубятся на небольшие отрезки (отсюда второе название стекляруса – рубленное стекло). Длина отрезков зависела от их назначения (отделка одежды или декоративных тканей). После обработки неповрежденных трубочек стеклярус считался пригодным к продаже. Стеклярус менее трудоемок в производстве, чем бисер, для его нанизывания не нужны специальные иглы, поэтому он был распространен гораздо шире, причем не только в городском, но и в крестьянском быту. В отличие от бисера, стеклярус более пригоден для геометрических орнаментов, поэтому на накидках, платьях, шалях и др. можно видеть ромбы, пирамидки, сочетания различных по размеру квадратов и криволинейных узоров в виде крупных завитков, кругов и т.д. При отделке городского костюма чаще использовали одноцветный стеклярус в тон ткани – гранатовый по гранатовому, серый по серому, коричневый по коричневому, обыгрывая его блеск и укладывая его сложные композиции по матовому фону сукна или бархата. Стеклярус считался незаменимым материалом для отделки траурных платьев и украшений, допускаемых во время соблюдения траура. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура, допускались лишь изделия из серебра, темных непрозрачных поделочных камней и стекляруса. В отделке интерьеров предпочитали цветной стеклярус, особенно в виде бахромы на абажурах, занавесях, скатертях.

Стенник – осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками. Дорогие серебряные стенники голландской и немецкой работы имелись в покоях царя Алексея Михайловича. В России широко использовались с первой половины XVIII в.
Стилет – (от итал. stilletto восходящ. к лат. stilus – острый инструмент) небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Стихарь – (от греч. στιχος – стих, строка, прямая линия) нижнее облачение священников (подризник) и верхнее – диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими длинными рукавами (у священников – с узкими). Стихарь знаменует ризу спасения и одежду веселия и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе – непременные условия для принимающих участие в богослужении. Белый цвет стихаря (ранее был только льняным), означает чистоту помыслов священнослужителя. Цветные оплечья символизируют следы побоев, полученных Христом, а цветные ленты на рукавах и боках – напоминание о Его узах. Форма стихаря была заимствована христианской церковью с ветхозаветного хитона или подира (у первосвященников). Священник надевает стихарь на повседневную одежду, а диакон – на подрясник для совершения любого богослужения.

Стопа – сосуд XVIXIX вв. для питья спиртных напитков. Форма тулова: цилиндрическая или слабоконическая; боковая поверхность может быть граненой. Некоторые источники указывают на расширение в верхней части, хотя в музейных экспонатах такое расширение встречается далеко не всегда. Подставка: обычно отсутствует или слабо выражена, стопа опирается непосредственно на нижний срез корпуса, иногда с донным углублением. Крышка: обычно присутствует, съемная. В старинных описях стопой назывались кружки с рукояткой и кровлей. Ручка: у металлической стопы обычно присутствует, у стеклянной отсутствует. Размеры: средние, вместимость  200-500 см3. Материал: бесцветное и окрашенное стекло, металлы и сплавы (олово, медь, серебро, золото); в XVI-XVII вв. использовались различные экзотические материалы. Оформление: простое или различные формы художественного декора чеканка, гравировка, роспись, эмаль, золочение и др. Нередки надписи.   

Страз – (от нем. Strass – по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII в. Г. Страсса) имитация драгоценного камня, изготовляемая из свинцового стекла с добавление борной кислоты, придающей ему блеск. Наибольшую известность получили стразы из бесцветного стекла – под «бриллианты». «Изумруды» создавались путем включения во время плавления окиси хрома, «топазы» – окиси железа, «аметисты» – окиси кобальта. Имитация драгоценных камней стеклом восходит к глубокой древности и совершенствовалась с развитием стеклоделия. В первые века нашей эры были широко известны индийские поделки из стекла под камни, затем китайские и итальянские. Успех страз вызван качеством стекла. Отечественное производство страз началось в XIX в.

Строфокамилово яйцо – страусиное яйцо (или его имитация), украшенное драгоценной оплеткой и кистями, в декоре паникадила XVI – XVIII вв. Подвешивалось к нижнему завершению светильника или к рожкам.

Стремешка – (от рус. – стремя, в значении «тугой») узкая полоска из ткани или тесьмы, прикрепляемая к низу панталон или брюк для охранения их формы натянутой, продевалась под каблук обуви или под пятку ноги: то же, что штрипка (от нем. strippe – петля). Появилась в 1820-е гг. в связи с модой на длинные панталоны или брюки. Если стремешки делали из ткани брюк, то она пришивалась лишь с одной стороны, а с другой – крепилась крючками или пуговицами. Стремешка могла быть и из эластичной ткани. Стремешки или штрипки невозможно было скрыть из-за тогдашнего покроя брюк, поэтому их отсутствие рассматривалось как свидетельство небрежности или бедности. В первой половине XIX в. слова «стремешка» и «штрипка» бытовали в речи одновременно, но во второй половине XIX в. предпочтение стали отдавать слову «штрипка». Стремешки сохранились как необходимая деталь мужского туалета до середины 1890-х гг., пока на мужских штанах не появились манжеты, а позже заглаженные складки.

Стукко – (от итал. stuccare – отделывать) искусственный мрамор, материал из обожженного и измельченного гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры. Применяется для декоративной отделки стен и архитектурных деталей. Стукко широко использовался в древнеримском искусстве, а также в искусстве Возрождения, барокко и классицизма (в России – с XVIII в.).

Сулея – винная фляга, полуштоф, обычно с цепью для привешивания к поясу.

Супервест – (франц.) короткая суконная безрукавка без воротника, с круглым вырезом для шеи, ниже пояса заканчивавшаяся вырезами в виде лепестков. Супервест был обшит галунами и украшен на груди в лейб-гвардии Кавалергардском полку Андреевской звездой, в лейб-гвардии Конном полку – золотым двуглавым орлом; надевался в этих полках при парадной форме на колет вместо кирасы.

Сусальное золото (серебро) – настоящее листовое (в отличие от творенного, т.е. стертого в порошок и смешанным со специальным клеющим составом). Традиционный способ изготовления сусального золота: золотой слиток золотобоец проковывал на вальцах или расплющивал молотком в тонкую ленту, которую разрезал на заготовки. Каждая заготовка многократно расковывалась острым молотком до предельной тонкости (предварительно уложенная в так называемую «снасть» – специально обработанную плевру из говяжьей печени), отжигалась и лощилась до блеска. Сусальное золото отделяли от «снасти», отрезали на замшевой подушке и собирали в книжку («золотник») по 60 листов, проложенных папиросной бумагой. Каждый «золотник» содержал по 1,05 г золота общей площадью 0,5 кв.м.

Сусек – ларь, в котором хранят муку, зерно.

Сутаж – (от франц. soutache) тонкий шелковый плетеный шнур, применяемый для отделки платья, украшения чего-либо.

Сутана – (от итал. sottana – ряса) ряса католического священника, верхняя длинная одежда, которая носится вне богослужения, но, в отличие от рясы, она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. В отличие от рясы православного священника, сутана подпоясывается поясом – цингулумом. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. Низшие клирики носят сутану черного цвета, церковные чины – фиолетовую, кардиналы – красную, а папа римский – белую.

Сюрту де табль – (от франц. surtout de table) столовый сервиз, предназначенный для украшения парадного стола и состоявший из нескольких элементов: зеркального плато с ажурным бронзовым бортом, конфектур, компотьеров с хрустальными чашами, канделябров, ваз нескольких размеров для цветов и фруктв с ажурными бронзовами корзинками. К вазам прилагались букеты искусственных цветов. Сюрту де табли стали особенно популярны в наполеоновскую эпоху во Франции. С 1840-х гг., с развитием новых эстетических воззрений, сюрту де табли меняют свой облик – исчезло плато, в декоре все большее место начал занимать фарфор.

Сюртук – (от франц. surtout – поверх всего) мужская верхняя приталенная одежда с полами до колен, с воротником, сквозной застежкой на пуговицах. Термин был известен во Франции до XVIII в. и означал верхнюю накидку, просторную одежду. О сюртуке, первоначально распространившимся в Англии, в России было известно еще в первой половине XVIII в., но носить его стали только на рубеже XVIII–XIX вв., одновременно с фраком. Широкое распространение сюртук получил в 1810-20-е гг., тогда же появились некоторые правила, время от времени менявшиеся, о приемлемости сюртука в тех или иных ситуациях. В начале XIX в., когда фрак считался официальной мундирной одеждой, в гости ходили в сюртуках. В первой половине XIX в. было принято застегивать сюртук на все пуговицы, но во второй половине XIX в. это считалось старомодным. После 1834 г. вышел ряд указов, определявших место расположения шитья, цвета ткани, отделок на мундирных сюртуках и фраках; а в 1855 г. мундирные фраки были заменены однобортными полукафтанами, чиновникам всех ведомств полагалось иметь двубортный сюртук, застегивающийся на шесть пуговиц. Пуговицы мундирного сюртука должны были быть со знаком того ведомства или губернии, где чиновник проходил службу. При мундирном сюртуке полагались брюки из сукна того же цвета, фуражка и белые замшевые перчатки. Единственный орден, который можно было носить на сюртуке – святого Георгия всех степеней, а также знаки академических учреждений. Форменные сюртуки не должны были следовать моде, а только за предписанным образцом. Сюртуки не служащих людей отличались большим разнообразием по цвету и отделке. Избегали только тех оттенков цвета, которые хоть чем-то напоминали форменные цвета. То же можно было сказать и о пуговицах. Штатские носили брюки и панталоны, часто не совпадавшие по ткани и цвету с сюртуком. Во второй половине XIX в. сюртук стал постепенно вытесняться пиджаком, и как повседневную одежду в конце столетия сюртук сохраняли только пожилые люди.

 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments