Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

machasgracias ударным трудом исправила и дополнила «поручи», «саккос» и «сион»

Photobucket 
Тулумбас
Мастерские Московского Кремля. XVII в.
Медь, железо, кожа, бархат; ковка, литье, живопись
Государственная оружейная палата
 

Немалая буква «Т»:

Таган, тальма, тарантас, тахта, ташка, «твердый» фарфор, темляк, терлик, терракота, тесло, «тет-а-тет», тильбюри, тиснение, тога, ток, токмарь, толстовка, томпак, торевтика, торсада, торшер, трельяж, трен, треножник, треуголка, трикирий, трость, трюмо, ту́ес, тулумбас, тулуп, туника, турнюр, тюрбан, тюрлюрлю


Таган – подставка для дров, предкаминное украшение золоченной или патинированной бронзы, помещавшееся на полу перед очагом. Обычно таганы ставились парой – симметрично по сторонам очага. Часто они были соединены между собой низким ограждением или балюстрадой.

Тальма – (Talma, по имени французского актера Франсуа Тальма) мужская и женская плащ-накидка без рукавов. Мужскую тальму шили из сукон, ее длина достигала колен. Женская тальма появилось значительно позже, в конце 1850-х гг., и материалы для нее использовались более разнообразные. В зависимости от сезона тальму делали из кружев, шелка, бархата, сукна и др. Во второй половин XIX в. тальма была очень популярна. Сначала женские тальмы были столь же длинны, как и мужские, но к 1870-м гг. заметно укоротились и опускались чуть ниже талии.
Тарантас – (тюрк.) четырехколесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, имеющим полумягкие съемные переднее и заднее сиденья, поручни, подножки и щитки. Одноконный тарантас рассчитан на двух пассажиров, в пароконном варианте имеется третье пассажирское место рядом с кучером на переднем сиденье.
Тахта – (перс.) широкий кавказский диван без спинки, покрытый ковром.
Ташка – (венг.) элемент гусарской амуниции в виде плоской кожаной сумки с лопастью, прокрытой сукном и носимой на ремнях ниже колен; ведет свое происхождение от кошелька, в котором венгерские всадники хранили напильник и точильные камни для сабли.
«Твердый» фарфор – фарфор с большим содержанием каолина (чистой глины – тугоплавкой, жирной и крайне пластичной). Состав твердого фарфора приблизительно в VI в. изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV-XVI вв., и в XVI в. благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. В Европе он изобретен в 1708 г. в Мейсене И.Ф.Бётгером.
Темляк – (от польск. temblak)
1) повязывавшаяся на эфес холодного оружия петля, обычно обернутая вокруг эфеса. Надевалась на запястье и помогала удерживать оружие в руке при нанесении и отражении ударов. У нижних чинов темляк был кожаный, у офицеров – серебряного галуна, в некоторых случаях из лент орденов св. Анны или св. Георгия. В военных учебных заведениях темляк служил наградой лучшим учащимся. В войсках офицерский темляк давался также подпрапорщикам;
2) кожаная широкая петля на древке пики, в походе надевавшаяся на плечо всадника и освобождавшая его руку, а в боевом положении служившая дополнительным упором при ударе пикой.

Терлик – (от тат. – куртка без рукавов) короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. Появился на Руси не позднее второй половины XV в. В XVI в. терлик был очень широко распространен. Терлик имел на груди застежку и надевался через голову.

Терракота – (от итал. terra – земля, глина и cotta – обожженная) керамические неглазурованные изделия (50% пластичных глин, 25% мела и 25% тонкомолотого шамота) с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали). После обжига терракота приобретает характерные цвет (от светлого кремового до красно-коричневого и черного) и фактуру (от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой). Важнейшие памятники художественной терракоты – мелкая пластика, распространенная в неолитических культурах, скульптурные фигурки, саркофаги, статуи Древней Греции, этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Древней Америки, архитектурные детали архаической древнегреческой, этрусских и древнеримских храмов, средневековая резная терракота в зодчестве Средней Азии, итальянские рельефные архитектурные детали и портретные бюсты эпохи Возрождения, статуэтки XVIII в. В России производство архитектурной терракоты было известно уже в Киевской Руси. С XV в. в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов, с XVIII в. – в скульптурных эскизах, бюстах и т.д. В современной скульптуре терракота часто используется для пластики малых форм.

Тесло – плотницкий топор с выгнутым двусторонним лезвием (или лезвием, расположенным перпендикулярно топорищу), с помощью которого выбирались пазы.

«Тет-а-тет» – (от франц. tete-a-tete, буквально – голова в голову)

1) небольшой сервиз на две персоны;

2) двойное кутаное кресло, соединенное S-образной спинкой так, что сидящие оказываются друг против друга (в отличие от кресла типа «дозадо»).

Тильбюри – (по имени английского изобретателя Tilbury) легкий открытый двухколесный экипаж в одну лошадь, не имеющий кучера.

Тиснение – получение изображения давлением нагретой формы на переплетенную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).

Тога – (от лат. tegere – покрывать) верхняя одежда полноправных граждан в Древнем Риме, длинный белый плащ без рукавов; у сенаторов и всадников – с пурпурной каймой, у добивающихся общественных должностей – белоснежная (toga Candida, отсюда слово «кандидат»).
Ток – (от франц. toque – шапочка с узкими полями) женский головной убор, обычно без полей, плотно охватывающий голову (накалывался к волосам). Появился в России на рубеже XVIII–ХIX вв. (в истории костюма известен с XVI в.), когда европейская мода, пережив два века ношения париков, вновь обратилась к головным уборам такого типа. В первой половине XIX в. токи обильно украшались перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. Русский ток – из булавчатого бархата, убранный шелковыми шнурками. Турецкий ток – спереди украшались двумя месяцами, сделанные из галунов. Делались из материи с золотыми и серебряными сеточками или бархатными квадратами. Испанский ток – сверху золотая испанская сеточка, украшался торсадой. Индийский ток – из крепа или марлевого гроденапля. Ток был всегда головным убором только замужней женщины.
Токмарь – колотушка, деревянная ручная трамбовка глины, мостовой.
Толстовка – просторная, длинная, иногда на кокетке с густыми сборками мужская рубашка из разнообразных гладкокрашеных тканей, носившаяся навыпуск. Названа по имени Л.Н.Толстого, носившего подобную рубашку.
Томпак – (от франц. и нем. tombac, восходящих к малайскому названию меди – tombaga) вид латуни, собирательное название различных сплавов меди с цинком, оловом, свинцом и др. при относительно малом содержании цинка (от 3 до 20%). Оттенки цвета варьируются от розовато-желтого до оранжево-красного. На воздухе постепенно покрывается темной оксидной пленкой. Используется для изготовления декоративной посуды и дешевых ювелирных изделий, часто имитирующих золото, с последующим нанесением защитных покрытий.
Торевтика (от греч. toreuo – вырезаю, чеканю) искусство рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего торевтикой называют обработку изделий путем чеканки или тиснения. Иногда обозначают и отделку литых изделий.
Торсада – (torsade) элемент женской прически, жгут, оплетенный из двух прядей
Торшер – (от франц. torchere – высокий канделябр, бра) напольный осветительный прибор. Получил распространение с эпохи ампира.
Трельяж – (от франц. treillage – решетка, сетка) в садово-парковом искусстве решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Отсюда и название орнамента – «трельяж», – состоящего из косой сетки с мелкими розетками.

Трен – (от франц. traоne – шлейф) то же, что шлейф, хвост. Появившись во время правления Елизаветы Петровны, отмеченное переориентацией на французскую культуру, трен, однако, не вытеснил укоренившийся термин немецкого происхождения «шлейф», и только лишь с середины XIX в. слову «трен» начали отдавать предпочтение в обыденной и поэтической речи. Термин «трен» продолжал использоваться и в начале ХХ в.
Треножник – (от др.-греч. τρίποδος) металлический котел с тремя ножками, а также любая утварь на трех подставках. Три точки опоры делали сосуд наиболее простым в изготовлении и устойчивым. Как следствие, прототипы треножника можно найти во многих первобытных культурах. В странах античного мира треножники широко применялись в домашнем хозяйстве для разогревания воды и пищи. Изготовлялись из различных материалов, могли быть культовыми предметами, призами в борьбе, священными дарами богам (например, Аполлону). Треножники находили применение в архитектуре в качестве декоративного элемента (акротерий). В Дельфах треножник использовался как сиденье для пифии. В геометрическом периоде преобладали цельные треножники, украшенные орнаментом и рельефом. Начиная с архаического периода стали изготовляться так называемые посоховые треножники, треножники, обособленные от котла. В Древнем Китае наиболее известной формой ритуальной утвари был жертвенный бронзовый треножник Дин. Как и другие сосуды, использовался для жертвоприношения духам предков. Мог иметь на внутренней поверхности надпись и, как правило, был богато украшен снаружи. Являлся символом императорской власти. Согласно легенде, императором Юем были отлиты девять жертвенных треножников, по числу областей древнего Китая.
Треуголка – фетровая шляпа с отогнутыми вверх полями, которые первоначально пристегивались на пуговицы к тулье, затем сшивались. Треуголки в России XVIII в. носили с европейским платьем дворяне, чиновники, военные. Форма треуголки не раз менялась, пока во второй половине XVIII в. она фактически не превратилась в двууголку, т.к. отворачивались только ее переднее и заднее поля. При форменной одежде треуголка носилась «с поля» – плоской стороной вперед, либо «с угла». В соответствии с чином треуголка обшивалась золотым галуном или белым басоном, у офицеров был плюмаж из белых перьев с красными перышками. С 1741 г. в углах офицерских треуголок (а с 1760 г. и солдатских) появились плоские цветные (у офицеров галунные) кисти, с 1756 г. сверху крепился султан либо небольшая стоячая кисть, по родам войск. Госслужащие и военные с 1730 г. на левом поле носили бант-кокарду (белую с 1762 г., а с 1796 г. черную с оранжевыми полосами), с начала XIX в. – в виде большой матерчатой розетки с концентрической черной, золотой и белой полосками, пуговицей в центре и плоской или витой галунной петлицей. В начале XIX в. у солдат, с 1826 г. у обер-офицеров треуголки были заменены киверами; с 1833 г. оставлены только генералам, чиновникам и придворным, а также морским офицерам для парадной формы.

Трикирий – (от греч. – трехсвечник) подсвечник с тремя свечами. Трикирием и дикирием (подсвечником с двумя свечами) архиерей, которому дано на то право, благословляет народ. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.

Трость непременная принадлежность светского мужского костюма. В XVIIIпервой половине XIX в. трость была обычно массивная, красного либо черного дерева, с набалдашником серебряным, золоченым либо слоновой кости; во второй половине XIX в. чаще легкая, тростниковая либо бамбуковая, иногда с загнутой рукоятью. В XVIIIначале XIX в. трость была также частью снаряжения пехотных капралов; пристегивалась петлей за вторую пуговицу мундира слева.

Трюмо(от франц. trumeau простенок) часть стены между оконными проемами в интерьере здания. Отсюда название высокого зеркала (как правило, с подстольем-консолью), занимающего такой простенок.

Ту́ес – берестяная кубышка с тугой крышкой.

Тулумбас (от тур. tulumbaz) старинный музыкальный военный ударный инструмент, большой турецкий барабан.

Тулуп – (от тюрк. tulup – кожаный мешок без швов, сшитый из звериной шкуры) просторная, как правило, очень длинная верхняя одежда мехом внутрь (обычно не крытая), с большим меховым воротником; домашняя меховая одежда, крытая тканью. Одежда такого покроя известна на Руси с середины XIII в. под названием «кожух». Название «тулуп» появилось в XVIII в. Тулуп – это нагольная, то есть мехом внутрь и ничем не крытая, шуба, для которым основным материалом служит овчина. Тулуп надевали поверх другой верхней одежды, например армяка. Без тулупа не отправлялись в дорогу, и просторный, неотрезной по талии тулуп просуществовал до начала ХХ в., не вытесненный из деревни заимствованной у северных народов дохой. Простые крестьянские тулупы окрашивались редко, и преобладающим цветом были различные оттенки желтого.

Туника белая одежда из льна или тонкой шерсти, которую римляне носили под тогой (соответствует греческому хитону).

Турнюр – (от франц. tournure – осанка, манера держаться) приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки, что помогало формировать характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела; нижняя юбка с такого рода конструкцией. С 1856 г. постепенно начинает вытеснять кринолин. Силуэт платья с турнюром окончательно сформировался, став модным во всех странах Европы, только к 1870-м гг. Размеры турнюра в процессе развития моды так стремительно увеличивались, что неоднократно выступали объектом иронии. В платье с турнюром колени женщины плотно обтягивались передним полотнищем юбки, сильно расширенной внизу, особенно сзади, ниже турнюра. Садиться приходилось боком и лишь на краешек стула, чтобы не измять пышные драпировки, банты, складки, под которыми скрывался собственно турнюр. Шлейф при этом красиво располагался вокруг ног, а при ходьбе, особенно на улице, подбирался, чтобы не волочиться по земле.

Тюрбан – (от тур. – ткань из крапивы) головной убор из большого куска замысловато задрапированной ткани. Пришел в Европу с мусульманского Востока, где цвет ткани, характер драпировки, количество складок имели региональные и религиозные особенности. Сначала тюрбан стал элементом театрального костюма. Тюрбан стал модной деталью западноевропейского женского костюма после Египетских походов Наполеона. Тюрбан пришел в Россию из Франции вместе с французской писательницей Жерменой де Сталь. Дамы в первой половине дня носили только чепцы, иногда очень нарядные, а тюрбан, берет или ток использовали только для выездов.

Тюрлюрлю – в России XVIII в. – (франц.) предмет женского нарядного костюма в виде длинной накидки без рукавов из шелковой шуршащей ткани; в первой половине XIX в. длинная женская накидка без рукавов, обычно шелковая.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Бертолуччи против Годара?

    Выбирая вчера между «400 ударами» Трюффо с 14-летним Жаном-Пьером Лео и «Последним танго в Париже», решил пересмотреть фильм Бертолуччи. И, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • «…и нагло увѣрялъ, что онъ не спалъ…»

    Отвлекаюсь от искусствоведческого опуса Е.Муриной в пользу «Вестника воздушного флота» столетней давности, еще с ятями, но уже пламенеюще-советского.…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Бертолуччи против Годара?

    Выбирая вчера между «400 ударами» Трюффо с 14-летним Жаном-Пьером Лео и «Последним танго в Париже», решил пересмотреть фильм Бертолуччи. И, что…