Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Словарь музейных вещей

Photobucket 
Алам (знак московских пушкарей)
Москва, Оружейная палата. XVII в.
Железо, чеканка. Диаметр – 30 см.
Музеи Московского Кремля

Буквы «Х», «Ц» и «Ч»:

Халат, хвост, хитон, хорос, хоругви, хребтуга, цата, ценина, цилиндр, цировка, цуба, чарка, чаша, чекан, чеканка, чекмень, чепец, чердыги, чернь, черкеска, чёсанки, честерфилд, чикчиры, чуйка, чумичка, чуни,

  

       Халат – (от араб. hil`at – почетное платье) домашняя одежда, удобного покроя; основной элемент национального костюма многих народов Востока. Халат как чужеземная одежда был известен на Руси задолго до того, как вошел в русский быт. Правильно сказать, что речь идет о проникновении названия, так как халат восточного покроя был известен в русском быту как архалук. Халат долгое время соседствовал со шлафором и выполнял ту же функцию – с XVIII до середины XIX вв. служил «парадным неглиже», в котором нужно принимать гостей. Это обычай проник в Россию вместе с европейским костюмом. В петровское время дамы и щеголеватые молодые люди с легкостью переняли обычай французского двора устраивать утренние приемы в неглиже. Этот обычай получил такое широкое распространение, что не только титулованные, но и мелкопоместные дворяне начали принимать гостей   в халате. Если архалук, шлафор и капот отличались свободным покроем, то халат в большей степени зависел от моды. Со второй половины XIX в. халат становится сугубо домашней интимной одеждой, в которой не принято появляться при посторонних. Но термин «халат» начинают употреблять более широко по отношению ко всякой одежде, приспособленной к условиям работы в той или иной профессии, например белый докторский халат и т.д. Халат в значении «восточная одежда» относится обычно к одежде характерного покроя – без воротника, с узкими или широкими рукавами, без сквозных застежек, из полосатых или узорчатых тканей.

       Хвост – то же, что шлейф, трен; край платья. В первом значении чаще всего встречалось в первой половине XIX в. Впоследствии было вытеснено названиями «шлейф» и «трен», а когда мода изменилась настолько, что и они исчезли из обихода, «хвост» стал употребляться только в шутливом или ироническом смысле.

       Хитон – (от греч. χιτών – одежда)

       1) нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах скрепляется особыми застежками или завязками, на талии перетягивается поясом. Хитон носили и мужчины, и женщины;                                    

       2) принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, носимая под рясой.

       Хорос – тип подвесного осветительного прибора, распространенный в Византии, затем появившийся в Древней Руси. Состоит из одного или нескольких обручей с поддоном на цепях.

       Хоругви – (от монг. оронго – знамя) прикрепленное к горизонтальной перекладине длинного древка полотнище вытянутой прямоугольной формы, оканчивающееся косицами либо фестонами, ступенями, кистями, бахромой и т.п.  Изображения и надписи на хоругви, чаще всего  являющейся атрибутом церковной деятельности, имеют ярко выраженное христианское содержание, а навершием служит крест. Хоругви – священные знамена церкви – употребляются главным образом в церковных торжествах, например крестных ходах, наряду с крестом. В обыкновенное время они находятся в храме, около алтаря.

       Хребтуга – специальная дорожная кормушка для лошади, сделанная из мешка     и привязываемая к оглоблям.

       Цата – (от древнерус. цята, восходящ. к лат. centus – мелкая монета) металлическое украшение в форме перевернутого полумесяца, прикрепляемое обычно своими краями к нижним концам венца на окладе иконы и прикрывающее грудь персонажа. Это специфически русский элемент убранства икон, не известный в Византии. Он восходит к двум древним разновидностям украшений, «прикладываемых» к иконам: гривнам и монистам.

       Ценина – в XVII в. название керамических изделий, покрытых эмалями.

       Цилиндр – (от соответствующей геометрической фигуры) мужской жесткий головной убор из шелка, шерсти, иногда кожи, цилиндрической формы с полями. Название появилось в первой четверти XVIII в. Шляпы цилиндрической формы известны в Европе с XVII в. Первыми начали носить цилиндры англичане, а затем французы. С 1802 г. цилиндры не выходили из моды, менялась лишь их знаковая роль как в идейно-политическом, так и в социальном контексте: будучи элитарной деталью костюма, цилиндр получает первоначально распространение в аристократической среде, а затем становится признаком обеспеченного (или желающего казаться таковым) человека независимо от сословной принадлежности. Высота цилиндра и ширина его полей целиком зависели от моды. В 1820-е гг. был популярен фрейшюц (или фрейшиц) конической формы. Тулья такого цилиндра сужала кверху, а сам он украшался перышком. В ХХ в. подобные шляпы называют «охотничьими» или «тирольскими» (теперь они менее жесткие, обычно фетровые). Особую форму имели кучерские цилиндры, представляющие собой жесткую шляпу с низкой, сильно расширяющейся кверху тульей, их донышко для предохранения от дождевой воды было из лакированной кожи, а лента украшалась пряжкой или кокардой. В начале XIX в. было не принято оставлять цилиндр в передней; их вносили в комнату и ставили на пол слева от кресла. Затем его начали ставить на подлокотник вместе с перчатками. Во второй половине XIX в. цилиндр стали оставлять в передней вместе   с тростью, которую никогда не вносили в приемную.

       Цировка – (от нем. zieren – украшать) инструмент иконописца, затупленная игла, употребляемая для соскабливания краски, положенной по позолоченной поверхности левкаса, для воспроизведения тонких линий орнамента.

       Цуба – (япон.) деталь японского боевого меча, наиболее примечательная в декоративном отношении; предназначена для прикрытия руки и соответствует европейской гарде. Цуба, обычно имеющие вид круглой или овальной пластины с узкими прорезями в центре, с XIII в. украшались в технике ажурной резьбы, насечки, инкрустации.

       Чарка – сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара, иногда имеющая поддон или шаровидную ножку. Многообразные формы чарок, украшавшиеся чернью, эмалями или чеканкой, были характерны для русского быта XVII—XVIII вв.;                         

       Чаша – сосуд для питья круглой формы, с широким верхом и узким низом. Чашами обычно назывались сосуды, лишенные ножки, с туловом, которое непосредственно соединяется с подставкой.

       Чекан – инструмент для чеканки, имеющий форму зубила, рабочая кромка которого затуплена и закруглена.

       Чеканка

         1) получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая чеканка, являющаяся  одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведется по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне;                                 

       2) получение рельефных изображений на поверхности медалей, монет и т. п.; производится сильными ударами от руки или на прессе стальными штемпелями – пунсонами, на которых сделаны углубленные изображения и надписи;                                  

       3) обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры по выходе из формы: заглаживание неровностей, швов, отделка деталей.

       Чекмень – (от тюрк. – верхний суконный кафтан) верхняя одежда из сукна, присборенная у талии, без воротника; форменная одежда казаков (кроме терских и кубанских, носивших черкеску). Городской и крестьянский чекмени были довольно короткими (полукафтан), на крючках, из домашнего сукна серого, коричневого или синего цвета. Казацкий чекмень был близок по покрою к обычному чекменю – короткий, на крючках, со складками сзади, но являясь форменной одеждой, обшивался кантом по вороту и обшлагам треугольной формы. На вороте обшивка заканчивалась петлей с каждой стороны. Цвет чекменя зависел от принадлежности к тому или иному казачьему войску. В составе Донского войска лейб-гвардии казачий полк носил красные чекмени, лейб-гвардии атаманский полк – голубые чекмени. В остальных полках – темно-синие или темно-лиловые чекмени. Его надевали не каждый день. Повседневная одежда состояла из рубахи, позже названная гимнастеркой, и синих шаровар с лампасами.     

       Чепец – женский или детский головной убор из ткани. Замужние женщины на Руси издревле должны были полностью закрывать волосы головным убором. Нарушившие добрачную норму поведения девушки лишались права на девичий убор, но не могли носить и убор, полагавшийся замужним женщинам. Появиться же без головного убора, с непокрытыми волосами, для женщины считалось предосудительным (отсюда выражение «опростоволоситься» – то есть совершить промах или неприличный поступок). В XVIII в., когда прическа воспринималась как головной убор, чепцы были скорее украшением сложных причесок либо защитой их замысловатых сооружений от повреждений во время путешествий или во время сна (красавицы того времени причесывались не каждый день). Из наиболее известных чепцов XVIII в. были фасоны: «Мария Стюарт» – с мыском, опускающимся на лоб,  как в средневековых головных уборах; «дормез», открывавший волосы надо лбом, но закрывающий уши. В первой половине XIX в. чепец показывает не только семейное положение женщины, но и время дня. Обычно молодые женщины (или считающие себя таковыми) носили чепец с утра до вечернего выхода в театр, на бал или прием. Для «выходов» существовали другие головные уборы, приличествующие замужней даме. Лишь очень пожилые женщины появлялись на балах в чепцах, но более дорогих и нарядных, нежели в домашней обстановке. Чепцы отделывались лентами, кружевами, цветами. Обычно ткань чепца была белого цвета (черный чепец – траурный), а отделка – любых модных оттенков, как правило, в тон платья или капота. Для простолюдинок чепец и шляпа означали более высокое социальное положение, свидетельствовал о материальном достатке.    

       Чердыги – (др.-рус.) мягкие кожаные (сафьяновые) или матерчатые чулки с подошвой из нескольких слоев кожи, на которые затем надевались башмаки.

       Чернь сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нем выявляют черный или темно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и др. металлам было известно уже в античном мире. Черневые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах (например, в Италии в XV-XVI вв.) либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, коробочки и т. д.), оружие, ювелирные изделия и пр. Для изделий из серебра стран Ближнего Востока и Кавказа характерен орнаментальный черневой узор. Известны серебряные подвески, браслеты и др. с чернью русских мастеров X-XIII вв. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черневых рисунков было достигнуто в XVIII в. Чернение стали – разновидность воронения.

       Черкеска – верхняя одежда типа кафтана, без воротника, затянутая у талии и украшенная газырями или газырницами (нагрудными карманами с мелкими отделениями дли зарядных трубочек для оружия). Название от русского обозначения народностей Северного Кавказа общим именем – «черкесы», вне зависимости от их этнического или культурного происхождения. Черкеска, как и многие другие элементы национального костюма этих народов (башлык, бурка, бешмет и т.д.), первыми заимствовали селившиеся на Северном Кавказе русские казаки, руководствуясь функциональными качествами кроя одежды местных жителей. Черкеска сзади и спереди не отрезалась по талии, плавное расширение низа черкески достигалось широкими клиньями по бокам. В V-образный вырез на груди был обычно виден бешмет, а по обеим сторонам размещались газыри. Появление подобных карманов связано с распространением огнестрельного оружия у кавказских народов. Газыри на казачьих черкесках изготовлялись из ткани самого кафтана и отделывались позументом и даже накладными серебряными пластинками. Некогда их делали из красной кожи и носили отдельно в виде сумки на плече или поясе. Газыри – главное отличие черкески от других видов кафтанов. Черкески горцев шились из сукна различных цветов, в зависимости от достатка владельца. Черкески кубанских казаков были черно-синими, терских – темно-серыми.

       Чёсанки – тонкие и мягкие валенки из чесанной шерсти.

Честерфилд – (от англ. Chesterfield) однобортный мужской плащ со скрытой застежкой, названный в честь индийского вице-короля Честерфилда.

       Чикчиры – (от тур. – неширокие штаны) узкие кавалерийские штаны из цветного сукна, отделанные шнуром, с кожаной прокладной по внутренней стороне бёдер. Форменные брюки гусар и улан. Форма гусар была создана на основе венгерского национального костюма. Чикчиры, идеально приспособленные для верховой езды и кавалерийского снаряжения, тоже стали частью формы российских гусар. Цвет чикчир и шнура зависели от принадлежности к тому или иному полку.

       Чуйка – (от тюрк. – сукно) мужской длинный кафтан без воротника  и отворотов, обычно из сукна, с отделкой по вырезу горловины и низу рукавов полосками меха   или ткани. Чуйка обычно прямого, или халатного, покроя. Отличительные особенности чуйки по сравнению с другими видами традиционных кафтанов – отсутствие воротника и глубоко заходящие снизу одна на другую полы. В XIX в. чуйку носили как домашнюю одежду вместо халата. Однако чаще всего на городских улицах можно было увидеть одетыми в чуйку представителей купеческого и мещанского сословий; она была столь распространена, что дала имя целой прослойке населения. Ее носили преимущественно в Москве купцы-лавочники, степенные мещане и приезжие крестьяне, она стала своеобразным «московским» кафтаном  и в чопорном Петербурге встречалась значительно реже. Среди богатого московского купечества, еще не отказавшегося от традиционного костюма, чуйка из дорогого сукна с ценным мехом была даже предметом особого щегольства. Крестьяне, мещане и лавочники носили чуйки из более простых и грубых тканей,  их обшивали заячьим или лисьим мехом, для тепла ставили на ватную или меховую подкладку.

       Чумичка – большая деревянная ложка для стряпни; половник.

       Чуни – зимние теплые лапти, а также лапти из пеньковых веревок, носимые дома.

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • От Москвы до самых до окраин

    Это еще не Москва. Это Лос-Анджелес, по советским меркам – совершеннейшая глубинка. 1963 год. Неужели тот год был в Калифорнии годом русского…

  • Перед походом к зубному врачу

    Как обычно, перед Новым годом что-то ломается. На этот раз у меня сломался зуб, и сегодня придется ехать к зубному. В связи с тем, что результаты…

  • Герр Мессершмитт и другие жители берегов Соны

    При всей своей миниатюрности герр Мессершмитт выглядит куда интереснее 4-местного синьора Мазератти, почти ровесника: Гораздо больше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments