Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

raf_sh дал словарю еще один термин – «тюрлюрлю»

Photobucket 
Часы на шатлене с печатью в виде вазы
Часовой мастер Луи Малле. Франция. Париж. 1770-е гг.


Буква «Ш»:

Шабер, шаль, шамот, шандал, шантеклер, шапокляк, шарабан, шаровары, шарф, шатлен, шашка, швейка, шевро, шеврон, шемизетка, шеффилдское серебро, «шинуазери», шинель, шинка (ободок), ширинка, шитье «в прикреп», шишак солдатский, шкалик, шкаф славяновский, шлáфор, шлейф, шлёвка, шлык, шнип, шов «атласный», шов «в раскол», шпага, шпалера, шпиатр, штандарт, штихель, штоф, штук, шуба, шушун 

 

        Шабер – (от нем. schaber – скоблить) металлорежущий инструмент в виде металлического стержня с режущими кромками на конце. В графике шабер употребляется для выравнивания зернистой металлической доски при гравировании.

       Шаль – (от франц. chale) большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.

       Шамот – (от франц. chamotte) огнеупорная глина или каолин, обожженные до потери пластичности, удаления химически связанной воды и определенной степени спекания. Шамотные массы могут быть составлены из боя керамической посуды с добавками красного кирпича. Шамотный черепок дает крупнозернистую шероховатую фактуру.

       Шандал – (от франц. chandelle – свеча) в XVII-XVIII вв. большой тяжелый бронзовый подсвечник или канделябр на три или более свечей, обычно почти без украшений. В храмовом убранстве – светильники, неподвижно вставлявшиеся в пазы тябел иконостаса.

Шантеклер – платья  с таким названием – яркие, длинные, узкие в талии, обтягивавшие бедра и резко расширявшиеся от колена – распространилась после петербургской постановки в 1910 году аллегорической пьесы Э.Ростана «Шантеклер» (франц. chantecler – букв. «певец зари»), действие которой происходит на птичьем дворе, а главный герой – петух, влюбленный поэт по имени Шантеклер. Экстравагантная пьеса, провалившаяся на родине автора, широко обсуждалась в русской периодике, и торговцы использовали этот фактор для рекламы: помимо платьев, были еще шляпки нескольких фасонов, духи и шоколад с тем же названием.

       Шапокляк – (от франц. chapeau claque – «шляпа-хлопок») складной, на пружинах, цилиндр. В России шляпы-цилиндры впервые появились в последние годы XVIII в. Шапокляк получил распространение не позднее 1829 г. Во время визитов традиционный цилиндр причинял некоторое беспокойство своему обладателю, так как в помещении его нужно было снять и поставить на пол слева от своего кресла. Новинка же избавляла щеголей от необходимости искать место для шляпы, особенно в театре или другом публичном месте, где нельзя было быть уверенным в безупречной чистоте паркета. Шапокляк складывался и его носили под мышкой левой руки. Шапокляк просуществовал в России довольно долго и исчез одновременно с цилиндром.

       Шарабан – (от франц. char a bancs – повозка со скамейками)

       1) открытый четырехколесный экипаж с поперечными сиденьями в несколько рядов;                                                  

       2) одноконный двухколесный экипаж; кабриолет.

       Шаровары – (от перс. шаравара) мужские и женские штаны у народов Востока – очень широкие в бедрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени.  В Индии шаровары носят преимущественно женщины. В России с середины XVIII в. так называли брюки, которые носили заправленными в сапоги (например, у казаков).  С 1855 г. шаровары – часть форменной одежды войск, «широкие брюки в сборах, застегивающиеся в отличие от панталон по переднему разрезу и имеющие боковые карманы».

       Шарф – (от лат. scirpus – камыш, тростник) деталь мужского или женского костюма в виде матерчатого или вязаного полотнища в виде вытянутого прямоугольника. Шарф появился в России в середине XVIII в. как пояс или перевязь на парадных мундирах высших офицеров русской армии. Генеральские шарфы делались из золотой или черной шелковой нити, но, в отличие от штаб-офицерских, имели более массивную бахрому на кистях с дополнением в виде богатых битевых украшений. На рубеже XVIII-XIX вв. шарф становится деталью нарядного костюма и его носят как дополнение к платью, а не к верхней одежде. Шарф того времени, в отличие от форменного, предпочитали называть на французский лад – эшарп. Шарфы в конце XVIII–первой половине XIX вв. были матерчатыми – из кашемира, шелка, газа. Мужской короткий шарф небольшого размера появился в 1830-х гг. под названием кашне, и только после этого и женщины стали носить шарф с верхней одеждой. Около 1860 г. вошел в моду мужской шарф из белого шелка, а чуть позже длинный вязаный шарф, который в конце XIX в. стал деталью женской одежды.

         Шатлен – (от франц. chatelain – владелец замка; кастелян)

       1)короткая широкая цепочка к мужским часам, которая носилась на поясе (обычно к фраку). Принадлежность костюма аристократических кругов;

       2) в женском костюме XVIII в. – цепочка для всяких разных мелочей: часов, флакончиков, блокнотиков, кошельков, ключей, печатей, ножниц, швейных принадлежностей и миниатюрных несессеров. Карманов в женской одежде той эпохи не было, поэтому все необходимые мелочи и сумочки носили на поясе
 

       Шашка – рубяще-колющее холодное оружие, отличавшееся от сабли    несколько более прямым клинком и деревянными ножнами, обтянутыми кожей, и эфесом без гарды.

       Швейкаприспособление для ручной работы швеи подушечка на невысоком столбике, прикрепляемом к столу, к которой прикалывается ткань при ручном шитье. Швейки украшались круговыми орнаментальными мотивами или розетками с сережками на уплощенной доске

       Шевро – (от франц. chevreau, буквально – козлёнок) мягкая кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз.

       Шеврон – (от франц. chevron)

       1) ломаная лента с ритмическим чередованием узора;

       2) нашивки из галуна обычно на рукавах форменной одежды солдат, сержантов, унтер-офицеров в российской и иностранных армиях для определения воинских званий и числа лет службы для сверхсрочнослужащих.

       Шемизетка – (от франц. chemisette – манишка, блузка) дамская накидка, легкая блузка, манишка. Шемизетка в русском быту толковалась очень широко. Несмотря на то, что французское слово было известно в России с XVIII в., вначале, на рубеже XVIII–XIX вв., распространение получило платье «шемиз», или «шмиз», из тонких светлых тканей, сшитое по образцу античных туник. Шемизетка-накидка (небольшая по размеру, разнообразная по форме) вошла в употребление с 1820-х гг. как важный элемент дамского туалета, впоследствии, уменьшившись, получила название «берта». Шемизетка-манишка (вставочная) стала употребляться в 1840-х гг.  Эта деталь была характерна только для женского туалета (справедливо лишь для России). Со второй половины XIX в. шемизеткой называется либо легкая блузка,   либо манишка.

       Шеффилдское серебро – способ покрывать медь серебром, изобретенный в 1742 г. англичанином Болсовером, что вскоре позволило наладить производство столового серебра в промышленном масштабе и способствовало созданию целого ряда новых видов изделий (таких как настольные украшения со многими подносами или «самовары» в форме урны).

       «Шинуазери» – (от фр. chinois – китайский) модное течение в европейском декоративном искусстве первой половины XVIII в., подражающее формам и декору китайских изделий; вариант стиля рококо.

       Шинель – (от франц. – синель, мягкая шелковая ткань) первоначально – мужское домашнее платье, надевавшееся перед утренним туалетом. Затем – верхняя форменная военная или штатская одежда. В 1802 г. в русской армии ввели солдатскую шинель – с рукавами, высоким стоячим воротником, приталенная; имела на спине глубокие складки, сдерживаемые хлястиком, отстегнув который, можно было пользоваться шинелью как одеялом или плащ-палаткой. Офицерская шинель отличалась от солдатской не только цветом и качеством сукна (серо-голубое вместо серого), но и наличием длинной пелерины. Именно офицерская шинель послужила прообразом модной мужской штатской одежды – длинного (в первой половине XIX в. почти до пола) плаща с рукавами и пелериной, или, как тогда говорили, длинным воротником. При Николае I, в 1830-е гг., офицерская шинель была снабжена стоячим воротником, но пелерина и общий покрой сохранялись до 1855 г., когда «николаевская шинель» была заменена на «плащ-пальто» – серое двубортное, с отложным воротником. Штатская шинель тоже изменилась – стала значительно короче и менее объемной;  в основных формах, с пелериной, она сохранялась до 1910-х гг. Ее шили из дорогих сукон, на меховой подкладке и с меховым воротником для зимы или из дублированного драпа (одноцветного на одной стороне и клетчатого с другой) для более теплого времени года.

       Шинка (ободок) – нижняя часть кольца; выполняется как сплошной, так и полой, с различной формой сечения (круглой, полукруглой, овальной, прямоугольной). Внутренняя сторона шинки всегда гладкая. С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным или гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря, коралла, пластмассы, кости, стекла.

       Ширинка – (от др.-рус. ширинь – широта, платок, полотнище, кусок холста, отрезанный по ширине ткани) полотенце, платок небольшого размера, квадратной формы в ширину вытканного холста;                                     

       Шитье «в прикреп» – технический прием, при котором металлические нити прикладываются сверху на ткань параллельными рядами и прикрепляются к ней стежками шелка, создающими разнообразные узоры.

       Шишак солдатский – воинский шлем с гребнем или с хвостом, самое распространенное боевое наголовье европейских пехотинцев.

       Шкалик – (от нем. schale – чаша, кубок) 1/200 ведра = 0,06 литра.

       Шкаф славяновский – устаревшее, исторически сложившееся название  шкафа комбинированного для платья и белья, популярного в первой половине XX в., названного по имени московского фабриканта Славянова (конец XIX–начало XX вв.). Его отличительные признаки – широкое однодверное отделение справа со штангой для плечиков с одеждой за дверью с зеркалом и более узкое отделение слева – с полками и выдвижными полуящиками за дверью с «окном» в виде декоративной композиции из стекол с фацетом, собранных в единое целое с помощью латунного профиля. Шкаф завершался колпаком из широких брусков, иногда с резьбой на всех трех фасадах. Под каждой дверцей, в цоколе шкафа имелось два выдвижных ящика. Иногда такой шкаф ошибочно называют «славянским»

       Шлáфор – (от нем. schlafrock – халат) мужская или женская просторная домашняя одежда, достигающая по длине лодыжек и подпоясанная обычно витым шнуром с кистями на концах. Известен в России с начала XVIII в., но стал обычной домашней одеждой в дворянском быту во второй половине XVIII в. Особой популярностью шлафор стал пользоваться в 1830-е гг. Мужской и женский шлафор отличались выбором цвета, материи, отделки. Для женщины считалось приличным ходить в шлафоре в первой половине дня.

       Шлейф – (от нем. schleppe) удлиненный конец платья, один из самых элегантных элементов торжественного дамского туалета. Он придавал фигуре стройность, подчеркивал знатность. В период поздней готики его ввела в моду знаменитая красавица Агнесса Сорель (1422-1450). В XVIII веке шлейф на придворных платьях обычно состоял из отдельного куска ткани и крепился к плечам или талии. Длина шлейфа зависела от знатности особы, которая его носила. Самый большой шлейф был на коронационном туалете Екатерины II – его длина составляла около 70 м, ширина 7 м, несли его 50 пажей.

       Шлёвка – металлическое или кожаное кольцо для укрепления, подвешивания чего-либо, а также матерчатая полоска на поясе одежды, под которую продевают ремень, кушак.

       Шлык – головной убор в виде островерхого колпачка или повязки, плотно облегающих голову и скрывающих волосы. В России слово «шлык» стало известно уже в первой половине XVIII в. Материалом для шлыка, как правило, служили войлок или сукно; его высота могла быть довольно большой. Первоначально под шлыком понимали только один из элементов многосоставного головного убора замужней женщины – ее нижнюю часть, основание для сложного головного убора и даже прически европейского образца в XVIII в. Позднее название «шлык» стали применять к наголовным повязкам замужних женщин из любого материала и любой формы – шапочкам, платкам, если они закрывали волосы. Особая форма шлыка была у казачек – повязка закрывала не всю голову, а только пучок волос на затылке – прическу, которую носили замужние женщины. В повседневной жизни шлык служил не только знаком семейного статуса женщины, в городской культуре с ним связывали представления о смирении, отказе от светской жизни. Шлыком также называли и мужской головной убор традиционной формы – в виде валяного или суконного колпачка без полей.                  
          Шнип
– (от голл. snip – бекас) нижний заостренный край лифа женского платья, спускающийся на юбку иногда довольно низко. Покрой, который можно назвать платье со шнипом, восходит к XVI в., но в России получил распространение только в XVIII в. После Великой французской революции исчез во всех европейских странах вплоть до 1830-х гг., а затем в том или ином виде существовал до 1910-х гг. Окончательному забвению покроя со шнипом способствовал отказ от корсета. Особое значение имел покрой со шнипом в XVIII в., так как был связан с нравственными установками эпохи, по которым игривость в поведении считалась признаком хорошего воспитания. Шнип, особенно низко опускающийся на юбку, назывался «дорога в рай».

Шов «атласный» – один из двух способов шитья гладью, при которой стежки плотно прилегают друг к другу.

Шов «в раскол» – один из двух способов шитья гладью, при которой игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы протыкая их.

Шпага – (от итал. spada) холодное колюще-рубящее клинковое оружие. Имела прямой обоюдоострый клинок, слегка сужающийся к острию: в XVIII в. – ромбический или шестигранный в сечении, в XIX в. – плоский. Рукоять была прямая, деревянная, обтянута кожей и обвита переплетенной вдвое проволокой, с вазообразной, круглой или овальной головкой, с гардой из одной дужки, с чашкой – круглой в XVIII в., сердцевидной либо из двух овальных пластин – в XIX в. Ножны были деревянные, обтянуты кожей, с металлическим устьем, наконечником и крючком для портупеи. В XVIII–начале XIX вв. шпага принадлежала форме генерала и офицеров пеших войск, с 1826 г. – только генералов, причем у кавалерийских – лишь в пешем строю. В XVIII–начале XX вв. шпага также была принадлежностью парадной формы чиновников и придворных, а в некоторые периоды – студентов. Шпага имела клинок длиной до 90 см, шириной 2,5 см; гражданские и придворные шпаги отличались более коротким и узким клинком, под рукоятью у которых с середины XIX в. помещался ажурный декоративный щиток в форме полумесяца, с чеканным двуглавым орлом. При обряде гражданской казни над дворянином в знак лишения его дворянского достоинства и чести над головой осужденного ломали слегка подпиленный клинок шпаги; в 1880 г. этот обряд был отменен.

Шпалера – (от итал. spalliera) стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными, композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создается цветными нитями утка (шерсть, шелк, иногда металлические золотные и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лен) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведется только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различают два вида шпалер: готлис – вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис – на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон – живописный эскиз в размере ковра. Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XIII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства Основные центры средневекового шпалерного ткачества – Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. – Брюссель. С середины XVII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже; мануфактуры в Бове и Обюсоне). Излюбленные темы шпалер XVII-XVIII вв. – мифические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В XVIII-XIX вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведет к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине XX в. в творчестве Ж.Люрса и др. В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859 г.). В русской шпалере эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны   с архитектурой интерьеров. В современном декоративно-прикладном искусстве шпалера чаще именуется гобеленом.

 Шпиатр – обобщенное название различных сплавов цветных металлов – меди, никеля, цинка.

         Штандарт – (от нем. standarte) 

       1) прикрепленное  к горизонтальной перекладине длинного  древка боевое знамя, чаще всего с полотнищем  квадратной формы (в России до 1917 г. штандарты были принадлежностью кавалерии);

       2) личный знаменный символ важного должностного лица – главы государства, командующего войсками и т.п.      

       Штихель – (от нем. stichel) инструмент для гравирования – тонкий стальной стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом. Используется в технике резцовой гравюры и ксилографии.

         Штоф – (от нем. stof –– большой бокал, чаша) бутылка для крепких спиртных напитков, главным образом водки, имеющая тулово прямоугольной формы и узкое короткое горлышко с венчиком, емкостью в 1 штоф. Обычно штофы изготовлялись из стекла и имели приземистую, кубовидную форму, с коротким горлышком и рельефным изображением двуглавого орла на стенке. В середине XVIII в. встречались штофы с удлиненным горлышком. Цвет стекла: от бесцветного до зеленого; цвет декоративных штофов любой. Штофы иногда декорировались гравировкой или росписью, обычны растительные мотивы, фантастические существа, вензеля и гербы. Нередки надписи характерного юмористического содержания. Штоф с водкой укупоривался корковой пробкой, залитой смолкой или сургучом, на который накладывалась печать, служащая гарантией качества и количества напитка. Штофы повсеместно использовались для домашнего приготовления цветных водок и настоек. В конце XVIII в. узаконен стандартный (десятериковый) штоф для водки (хлебного вина) емкостью в 1/10 ведра, 1,23 л. Штофы меньшей емкости соответствовали размерному ряду 1/2:1/4:1/8 стандартного штофа (полуштоф; косушка, шкалик, осьмушка).                          

       Штук – стук, пластичный вяжущий материал из извести и гипса.

       Шуба – (от араб. jubba – одежда с длинными рукавами) мужская или женская одежда из меха, различного покроя. Встречается в русском языке со второй половины XIV в. Меховая одежда на Руси была распространена задолго до появления заимствованного названия, но шубой вплоть до конца XIX в. называли не всякую меховую одежду, а только крытую сверху тканью – бархатом, парчой или проста крашениной в зависимости от достатка владельца. Меховые изделия шились мехом внутрь, мехом наружу шубы выворачивались только во время некоторых обрядов с магическими целями. Шуба служила не только зимней, но и парадной и сословной одеждой. Мех выбирали по достатку – от соболей до зайцев и овчины. Нагольная выделка (кожей наружу, без окраски) считалось слишком бедной. Поэтому одежду понарядней покрывали тканью. Со временем качество выделки улучшилось, и в XIX в. даже в городах стали носить так называемые романовские шубы или полушубки. Их шили из шкур овец русской романовской породы с очень густой и почти прямой шерстью, напоминающей уже выделанную цигейку. Кроили романовские шубы по образцу поддевки – с отрезной талией и на сборках, со спинкой, состоявшей из трех частей (как гусарский доломан), с застежкой на крючках, с воротником-стойкой или отложным, с прорезными карманами. Но главная особенностью романовской шубы был не крой, а тиснение по бортам, обшлагам и др., которое часто расшивалось по вытесненному рисунку цветной шерстью. Романовский полушубок отличался  от шубы лишь тем, что меховая опушка была не только по борту, но и по подолу и разрезу сзади. Название «шуба» в XIX в. стали относить и к тяжелым, очень длинным, широким ваточным пальто с меховым воротником. Их, как правило, не застегивали, так как на мехе не делали прорезных петель. Черные и рыжие лисицы, белки и куницы, каракуль различных цветов, хорьки и еноты, баргузинские соболя служили материалом для шуб купечеству, богатым промышленникам. Долгое время в качестве материала не упоминались медвежьи шкуры, что было связано с древним отношением к медведю как племенному тотему, но в XVIII в. появляются медвежьи полости, а затем и шубы из медвежьего или волчьего меха. С конца XIX в. распространяются мужские шубы мехом наружу.

       Шушун – просторная, с рукавами женская кофта из сукна, штофа и др. Выбор ткани для шушуна (одноцветная или узорчатая, яркая или темная, домотканая или фабричная) зависел от возраста и достатка его хозяина.


 

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments