Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

Словарь музейных вещей

Еще один термин прислал raf_sh   - "шантеклер"

Photobucket 

Юшман царя Алексея Михайловича.
На пластинах арабские надписи: «Слава Тебе по всему миру» «Милосердный, Зиждетель»
XVII в.
Государственная Оружейная палата

Вот и подошел к завершению наш словарь. Напоследок – буквы «Э», «Ю» и «Я»:

Эгломизе, эгрет, электр, эмаль витражная, эмаль выемчатая, эмаль «гильоше», эмаль «клуазоне», эмаль перегородчатая, энколпион, эполеты, эскарпен, эспадрон, эспри, этишкет, эфес, юшман, «яблоко», яломок, яхонт 

        

 

         

       Эгломизе – техника росписи гравировки стекла золотом и черной тушью; названа по имени изобретателя Эмиля Гломи.

       Эгрет – (от французского aigrette – султан, эгрет) драгоценное украшение для женского головного убора или прически в виде шпильки с навершием в форме пера, пучка перьев или ветки, усыпанной камнями. Эгреты дополнялись перьями страуса или цапли.

       Электр – сплав золота и серебра.

       Эмаль витражная – одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце XIX в. Витражная (оконная, ажурная) эмаль является разновидностью перегородчатой эмали, но без металлической основы. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканной проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

       Эмаль выемчатая – эмаль, в которой эмалевая масса заполняет углубления, сделанные резьбой, штамповкой или другим способом в толще металла. Выемчатые эмали отличаются большой интенсивностью цвета.

       Эмаль «гильоше» – (от франц. guilloche) эмаль по гильошированному фону; вариант техники эмали по гравировке (резьбе). Только в этом случае гравировка выполняется не вручную, а механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. В технике эмали «гильоше» используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. Эмали «гильоше» делают в основном на золоте или серебре, а с начала ХХ в. для недорогих изделий стали применять красную медь. Эмаль «гильоше» получила свое рождение в XVIII в. во Франции. В России активно применяется в конце XIX–начале ХХ вв. для украшения драгоценных предметов ювелирного искусства. Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже.

       Эмаль «клуазоне» – (от франц. cloison – перегородка) относится к перегородкам, сделанным из медной проволоки, которое припаивали к металлическому фону, чтобы разделить участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются иногда по несколько раз, так как эмаль сжимается. После изделие полируется. Первые образцы эмали «клуазоне» появились в Китае в XV в. и с тех пор технология изготовления изделий практически не изменилась.

       Эмаль перегородчатая – эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону. Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди. Если эмалевое изображение делают на гладком фоне, то на металлической пластине чеканят углубление, соответствующее контурам изображаемой фигуры или орнамента. В это углубление напаивают тонкие металлические ленточки, которые следуют линиям рисунка. Образованные перегородками ячейки заполняются разноцветными эмалями. После обжига эмаль полируется (в отличие от эмали по скани).

       Энколпион – (от греч. εγκόλπιον – на груди) древнерусский нагрудный полый двустворчатый крест-реликварий (крест-мощевик), носимый под верхней одеждой  или поверх нее. Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являясь предметами личного благочестия,  прежде всего обозначают причастность верующего церкви, его единение с ней и одновременно несут защитно-охранительную функцию, заложенную уже в самой символике креста. Наряду с этим кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них почитаемым святыням, наделены для верующего особой благодатью. На подавляющем большинстве древнерусских крестов-энколпионов на лицевой створке изображается Распятие Христово, прославляющее искупительную жертву Христа, на оборотной – Богоматерь с евангелистами или святыми воинами, апостолами, творцами литургии, вместе являющими собой образ Христовой церкви. В Византии энколпионами называли носимые на груди предметы различной формы (медальон, крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой, служившие их владельцам фалактериями (оберегами).

       Эполеты – (от франц. epaule плечо) наплечные знаки различия, введены в русской армии с 1763 г.; в 1785 приобрели вид плетенок из шнура с бахромой на левом плече, у офицеров – канительные, у солдат – гарусные; обозначали группы чинов и род войск. В 1807 г. эполеты нового вида были даны всем офицерам и генералам регулярных войск и рядовым уланам на оба плеча. В 1814 г. эполеты были даны казачьим офицерам и генералам, а также рядовым казакам лейб-гвардии Атаманского полка. Гусарские офицеры носили эполеты только на виц-мундирах и сюртуках; на ментиках, доломанах, куртках и венгерках у них были с 1844 г. (у нижних чинов с 1843 г.) двойные наплечные шнуры с гомбами (перемычками). В 1826 г. на офицерские и генеральские эполеты для различия чинов были даны кованые звезды одинакового у всех размера и противоположного пуговицам цвета: у прапорщиков – 1, подпоручиков, майоров и генерал-майоров – 2, поручиков, подполковников и генерал-лейтенантов – 3, штабс-капитанов – 4; капитаны, полковники и полные генералы звезд не имели; у генерал-фельдмаршалов на эполеты  были скрещенные жезлы; у адмиралов – соответствующее чину количество шитых черным шелком орлов. С 1856 г. эполеты были оставлены только для парадных мундиров.

Эскарпен – (франц.) мягкие открытые туфли сначала без каблуков; носились с камзолом и брюками до колен, появились в конце XVIII в. В XIX в. они стали принадлежностью бального туалета мужчины. Иногда называются ботинками  с пряжкой.

Эспадрон – (от исп. espada – шпага) легкий меч с прямым клинком колюще-режущего типа. Эспадрон стал популярным среди военных и морских офицеров  в 1790 гг., распространившись из Англии в Соединенных Штатах и Франции, где он был известен как английская шпага («epee Anglaise»). Эфес эспадрона часто был украшен бусами или был типа «пять шаров» с гардой типа скоба. Клинок эспадрона обычно был широким, с центральным желобом и односторонней заточкой, часто с ложной заточкой у конца. Эспадрон так же мог быть обоюдоострым.        
       Эспри
– (от франц. esprit – ум, смысл) украшение из перьев для прически или шляпы. Эспри отличались от других украшений из перьев своими большими размерами – их делали из длинных перьев журавля, павлина или фазана. Обычно эспри прикреплялось слева или справа, но иногда одновременно с двух сторон. У эспри было русское название – ива.
        Этишкет – часть головного убора уланских, драгунских, конно-егерских полков и конной артиллерии – длинный шнур с двумя кистями на конце, идущий от верха шапки к воротнику.
     
Эфес – (от нем. gefass) часть клинкового холодного, состоящая из гарды и рукояти с головкой. Иногда для украшения к гарде или рукояти прикрепляют кисточку, в знак особого отличия (звание, награда) – ленту.

 

Юшман – (от перс. awshan) кольчужная рубашка с вплетенным на груди и спине набором горизонтальных пластин. На изготовление юшманов, обычно весивших 12-15 кг, шло около 100 пластин, которые монтировались с небольшим припуском друг на друга. Юшман мог носиться поверх кольчуги, имел полный разрез от шеи до подола, надевался в рукава, как кафтан, застегиваясь застежками и петлями.

«Яблоко» – нижнее завершение паникаила.

Яломок – валяная шапка.

Яхонт – (от греч. υακινθινος – гиацинт) старорусское название рубина и сапфира.

  

Tags: словарь музейных вещей
Subscribe

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Словарь музейных вещей

    Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901 Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю –…

  • Словарь музейных вещей

    raf _sh дал словарю еще один термин – «т юрлюрлю» Часы на шатлене с печатью в виде вазы Часовой мастер Луи Малле.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments