Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Заметки искусство_еда


По ТВ прошла ретроспектива  «больших» фильмов Чаплина. Очень существенной ощутилась разница между фильмами «Малыш», «Цирк», «Огни большого города», «Новые времена» с одной стороны, и «Великим диктатором», «Мсье Верду», «Огнями рампы» – с другой. Если первые – безусловные шедевры, то вторые, мягко говоря, – заурядные кинокартины.

Чаплин уже в «Цирке» достигает некоторых пределов своей темы и в двух последующих фильмах вычерпывает ее почти до конца (это был процесс уже не столько развития, сколько доработки тех или иных линий, замыслов внутри этой большой темы). Но на какую-то новую дорогу  искусство Чаплина в дальнейшем не вышло, и, начиная с «Великого диктатора», он начинает деградировать как художник.

Подобных примеров множество. Очень трудно сохранить энергию на склоне лет, если работаешь в молодости и в зрелом возрасте на полном накале. Очень быстро иссяк Сальвадор Дали, хотя был глубоким художником до 1950-х. Ренуар, Клод Моне в старости потеряли очень многое. А вот Сезанну, Матиссу, Пикассо, удавалось поддерживать очень высокую планку до самого конца.  Бунюэль вообще прогрессировал в пожилом возрасте,  Бергман же перестал снимать, признаваясь в отсутствии сил на полноценную режиссерскую работу.

Интересна в этом отношении судьба Вертинского. В принципе, он на протяжении всей своей артистической жизни разрабатывал одну и ту же творческую тему, и в обычных условиях должен был на каком-то этапе исчерпаться. Но перемены эпох и обстоятельств всё время изменяли ракурс восприятия художественного образа Вертинского: сначала декадентско-эстетский, затем обостренно-лирический и, наконец, рафинированно-ностальгический. При этом канва темы не менялась, но удивительно живо менялся характер ее взаимоотношения с жизнью, менялись какие-то очень важные черты мировосприятия самого Вертинского и его слушателей – прежде всего слушателей, к которым он был обращен.  


 

 

Tags: *Вертинский, *Чаплин Чарли
Subscribe

  • И еще из «Дневника» Делакруа

    «Искусство постигается так медленно, что для систематизации известных принципов, которые, по существу, управляют каждой частью искусства,…

  • Из «Дневника» Делакруа

    «Поэта выручает последовательность образов, художника – их одновременность. Пример: у меня перед глазами птицы, купающиеся в лужице…

  • Словари вы мои, словари...

    Академия наук СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка в четырех томах (под ред. А.П.Евгеньевой). М., изд-во «Русский язык», 1982. Том…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments