Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Categories:

Пальцем в небо (о моделях диалектических противоречий)

Photobucket


Для меня, пожалуй, только на даче бурная и предельно конкретная практическая деятельность самым естественным и элегантным образом может смениться чистым бесцельным созерцанием. Впрочем, для этого требуется одно маленькое условие, а именно – полное забытьё от работы. Оно само собой наступает ближе к концу отпуска, и верный его признак – чувство невольного удивления при непредумышленном воспоминании о службе и сослуживцах, воспоминании легком, случайном и почти мгновенно исчезающем.

Так вот, в минуты вчерашнего отвлеченного дачного созерцания цветов и трав мне столь же непредумышленно вспомнилось, как, еще будучи школьником и привычно пребывая в состоянии почти полного отвлечения от текущего учебного процесса, как-то я додумался – в размышлении об образе диалектического противоречия – до весьма забавной в своей простоте и очевидности модели...

Отправной точкой послужило ощущение явной структурной неоднородности всякого набора примеров того, что обыкновенно именуют противоречиями и среди которых встречаются противоречия диалектические...

...Опуская всяческие промежуточные рассуждения, цитаты из Гегеля и прочую драматургию, сразу приведу выводы: околоматематические модели, описывающие три типа противоречий.

1) Простые или одномерные (они же – линейные) противоречия: больше-меньше, холодно-горячо, правое-левое, светлое-темное, прошлое-будущее и т.д.

Photobucket

Эта модель описывает противоположность любых двух точек (событий, фактов), через которые можно провести связующую линию, ось с условными значениями «плюс» и «минус». Противоречие между А и В будет фиксироваться относительно выбранного ноля О.

2) Диалектические или двухмерные (плоскостные) противоречия: количество-качество, мужское-женское, живописное-графическое, поэтическое-прозаическое, две темы в контрапункте и т.д.

Photobucket

Эта модель описывает противоположность любых двух пересекающихся линий (явлений, категорий), образующих собой некую плоскость, систему осей X,Y. Теоретически конкретное развитие любого диалектического противоречия может быть выражено той или иной функцией (далее следовала попытка сформулировать понятие функциональности диалектического противоречия).

3) Наконец, третий тип, более сложных диалектических противоречий – трехмерных (пространственных).

Photobucket

Эта модель описывает противоположности уже не двух, а трех пересекающихся в единой точке линий (явлений, категорий), систему осей X,Y,Z.

Корректных примеров этого типа «единства и борьбы противоположностей» (кроме само собой разумеющегося случая трехмерности пространства) мне не особо удалось наскрести. Лучший из найденных упоминается в статье о Сезанне (http://1-9-6-3.livejournal.com/5615.html): «изобразительная форма обладает, по крайней мере, тремя принципиально различными возможностями использования. С одной стороны, она может создавать непосредственную иллюзию сходства изображения с реальной видимостью. С другой стороны, она способна выражать некие отвлеченные и обобщенные символические значения. Иллюзорность и знаковость – два полюса условности, два качества изобразительной формы, которым, в свою очередь, противостоит и с которыми взаимодействует третье совершенно равноценное качество – чисто декоративные достоинства живописи».

Вроде бы похожих примеров немало. Но сложность заключается в том, что каждая из трех противоположностей должна образовывать с любой другой полноценные двухмерные противоречия, а не притянутые за уши противопоставления.

Мои дорогие читатели, поможите, пожалуйста, – подайте еще какие-нибудь примеры трехмерных противоречий несостоявшемуся философу.
Буду весьма признателен.



Photobucket
Tags: всячина, пальцем в небо
Subscribe

  • Хроника московской жизни. 1930-е. 14 апреля

    «Правда», 14 апреля 1937 г. «Известия», 14 апреля 1938 г. «Правда», 14 апреля 1932 г. «Правда», 14 апреля 1934 г.…

  • Хорьё

    (хорьё – из лексикона Галины Вишневской) «…Всё на этом спектакле было фальшиво. И патриотизм хора, и его манифестация, и подъем публики, и…

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

  • Хроника московской жизни. 1930-е. 14 апреля

    «Правда», 14 апреля 1937 г. «Известия», 14 апреля 1938 г. «Правда», 14 апреля 1932 г. «Правда», 14 апреля 1934 г.…

  • Хорьё

    (хорьё – из лексикона Галины Вишневской) «…Всё на этом спектакле было фальшиво. И патриотизм хора, и его манифестация, и подъем публики, и…

  • Вместо предисловия

    Начиная этот журнал, я ориентировался на образы когда-то задуманной, но и поныне неосуществленной в материале эпической поэмы «Слон и моська»: ...И…