Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

И вновь об оригинале и иллюстрации

Побывав в Пушкинском музее в предпоследний день работы выставки из музея Будапештского, увидел, наконец-то, «Водоноску» Гойи, о которой когда-то писал на заказ статью (http://1-9-6-3.livejournal.com/62830.html) по альбомной иллюстрации. Вполне, как оказалось пристойной, но - как это всегда происходит с выдающимися картинами в репродукции - и здесь проявились: недостаточная активность цветовых контрастов, приблизительность в передаче цвета и почти полное отсутствие воспроизведения тех особо живописных сочетаний теплого-холодного, которые и создают утонченную форму и глубинное содержание картин настоящих колористов.

Но это были еще только цветочки. Подлинное «открытие» ожидало у «Портрета девушки» Тинторетто (предположительно, дочери художника) – оказалась, что иллюстрация из весьма неплохого альбома Будапештского музея катастрофически далека от оригинала. То есть просто близко ничего общего в колорите и передаче фактуры. И, соответственно, совсем иной образ!

Нет, нельзя серьезно писать о живописи, не видя хотя бы раз своими глазами подлинника.

Вот эта, не один год вдохновлявшая меня, репродукция:


Photobucket



Тончайшая, почти бесплотная по фактуре белая рубашка в оригинале написана так: в нежной бледно-голубой основе проступают бледно-бледно-персиковые рефлексы от румянца щёк, с бледно-золотисто-бурыми тенями в складках на правом (от нас) плече.

В оригинале очевидно заметен и неслучаен контраст лица и шеи. Лицо подчеркнуто цветущее: общий золотистый загар и интенсивный плотный розово-персиковый румянец, яркий рисунок довольно пухлых губ. А шея удивительно бледная, прозрачность кожи передана невероятно тонкой пульсацией теплого-холодного; здесь цветение уступает место хрупкости, беззащитности.

Вообще же, воочию всматриваясь в этот портрет, начинаешь видеть неоднозначность внутреннего облика, характера модели. Мягкие, округлые, нежные черты лица сочетаются с прямой и твердой посадкой головы, а в прямой линии рта и взгляде темных непрозрачных глаз чувствуется непреклонная внутренняя решимость...

Несколько ближе оригиналу слегка обрезанная репродукция, найденная сейчас в интернете:


Photobucket



На выставке, кроме упомянутых «Водоноски» Гойи и «Портрета девушки» Тинторетто, особо отмечу еще два портрета: «Юноши в красном берете» Рафаэля (лишенный часто присущей Рафаэлю «конфетности»), и мужской портрет Хальса (элегантный по живописи и балансирующий на грани пародийной театральности по отношению к изображенному персонажу, в чьем простоватом облике проступает характер весьма искушенный)


Photobucket



Выставка работает еще один день - завтра.

.
Tags: Будапештский музей, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments