Максим (1_9_6_3) wrote,
Максим
1_9_6_3

Category:

От Тиссена до Прадо

Photobucket

Ганс Бальдунг Грин. Женский портрет. ок. 1530. 69,2x52,5
Музей Тиссен-Борнемисы



Photobucket

Хуан Грис. Сидящая женщина. 1917. 116x73
Музей Тиссен-Борнемисы



Обижают зрителя в мадридских музеях, ох, обижают!
Не дают фотографировать даже без вспышки и снимать живопись и прочее декоративно-прикладное искусство на любительское видео.
Кстати, такая же инквизиция чинится и в музее Пикассо в Барселоне.
Ну, прямо как в нашей любимой Третьяковской галерее!
Поэтому делюсь своими впечатлениями с помощью фотографий, скачанных с сайтов Тиссен-Борнемисы и Прадо (хотя пару-тройку из пяти самых гениальных Веласкесов товарищи из Прадо на сайте не показывают)


О коллекции барона Тиссен-Борнемисы как-то было сказано: «собрание второстепенных работ великих художников и великих работ второстепенных художников». Отчасти так и есть.
Но по количеству и разнообразию живописи очень высокого качества этот музей если и не затмевает Прадо, то превосходит его своими залами ранней итальянской живописи и немецкого портрета XV-XVI веков.
К тому же семейство Тиссенов активно собирало и новейшее европейское искусство, которое совсем не представлено в Прадо и крайне скудно присутствует в удручающе-полупустом Центре современного искусства королевы Софии.

Впрочем, смотрите сами:

Photobucket

Неизвестный франко-фламандский мастер. Посмертный портрет Венцеслава Люксембургского, герцога Брабантского. 1400-1415. 34,4x25,4




Photobucket

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. ок. 1537. 28х20





Photobucket

Лукас Кранах Старший. Портрет Карла V. 1533. 51,2x36





Этот же персонаж в несколько более позднем исполнении Тициана (Прадо):

Photobucket

Тициан. Портрет Карла V. 1548. 335x283






Зная о существовании целого семейства живописцев Кранахов, до сих пор представлял себе только работы Лукаса Кранаха Старшего. Теперь буду вспоминать и замечательного Лукаса Кранаха Младшего…

Photobucket

Лукас Кранах Младший. Женский портрет. 1539. 61,5x42,2





…которому в пару поставлю одно из немногих очень качественных полотен бесконечно плодовитого Гойи (Прадо):

Photobucket

Франсиско Гойя. Королева Мария Луиза в турнюре (панье). ок.1789. 205x132






Великолепный тиссеновский Дега произвел не меньшее впечатление, чем почти столь же небольшой по размеру изысканно-роскошный Веронезе (чьи крупноформатные работы мне не столь близки):

Photobucket

Эдгар Дега. Swaying Dancer. 1877-79. 64х36





Photobucket

Паоло Веронезе. Моисей, спасенный из вод. 1580. 57x43 (Прадо)





А от такого «гобеленового» Веронезе, кажется, всего лишь шаг до пасторалей Ватто:

Photobucket

Ватто. Pierrot Content. ок. 1712. 35х31





Немногочисленных тиссеновских пейзан представлю двумя портретами:

Photobucket

Поль Сезанн. Портрет крестьянина. 1905-06. 64,8x54,6





Photobucket

Хуан Миро. Каталонский крестьянин с гитарой. 1924. 147x114





Восхитил всегда утонченный Брак:

Photobucket

Жорж Брак. Розовая скатерть. 1938. 87,5x106





Эх, к нему бы в пару пленительного Дюфи!..
Но ставлю имеющегося в наличии тиссеновского Клее, что само по себе и не плохо:

Photobucket

Пауль Клее. Вращающийся дом. 1921. 37,7x52,2





Или вы предпочитаете Моранди?

Photobucket

Моранди. Натюрморт. 1948-49. 26x35




Впрочем, пора нам вернутся к замечательным ранним немцам и итальянцам.

Photobucket

Неизвестный немецкий мастер. Благовещение. ок. 1350. Средник 34,3x16,5; створки 34,3x8,5





Photobucket

Паоло Уччелло. Распятие с предстоящими: Богоматерь, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и св. Франциск. ок.1460-65. 45х67





Photobucket

Неизвестный венецианский мастер. Богоматерь с Младенцем. ок. 1300-1310. Средник 80x51; створки 76,8x25,5





Хотя вялый по живописи тиссеновский «Св.Иероним» приписан кисти Тициана, ее подлинность говорит сама за себя в этом знаменитом портрете из соседнего зала:

Photobucket

Тициан. Портрет дожа Франческо Венье. 1554-56. 113х99





Готов подставиться под многочисленные критические стрелы, но большинство из увиденных многофигурных работ Эль Греко у меня вызывало стойкое ощущение чрезмерности и живописной каши.
В отличие от исключительно цельного московского «Иоанна Крестителя» или этого замечательного портрета из Прадо:

Photobucket

Эль Греко. Портрет дворянина с рукой у груди. ок. 1580. 81,8x65,8





Большой зал Веласкеса – это безусловный центр и кульминация коллекции Прадо (несмотря на ряд присутствующих здесь более ранних, не столь блистательных по живописи работ того же Веласкеса).
Пять полотен 1650-х годов совершенно бесподобны и оставляют после себя в тени даже «Автопортрет» и «Данаю» Тициана. Это два крупноформатных парных портрета Филиппа и Марии Австрийской по сторонам от входа в зал, «Менины» на дальней стене по центру, большая серо-розовая «Инфанта Маргарита» и портрет Марии Австрийской в черном платье.
Из всего этого апофеоза живописи сайт Прадо скромно предоставляет лишь две работы, вот первая из них:

Photobucket

Веласкес. Королева Мария Австрийская. 1652. 234x131,5 (Прадо)



Чуть более камерный вариант этого парадного портрета находится в Лувре:







Но прежде, чем дойти до «Менин», взгляните на две работы Рубенса и Пуссена.
Небольшие эскизы Рубенса почти всегда прекрасны, как и этот из собрания Тиссен-Борнемисы:

Photobucket

Рубенс. Ослепление Самсона. ок. 1609-10. 37,5 x 58.5




А вот столь замечательного, полнокровного Пуссена раньше мне не приводилось видеть:

Photobucket

Пуссен. Охоты Аталанты и Мелеагра. 1637-38. 160x360 (Прадо)


В оригинале белизна центрального коня не столь контрастна, и всё полотно великолепно держится в плоскости. Посмотрите, насколько динамически свободен, живописен и загадочен здесь Пуссен! Это заключительные годы его римского этапа, и, по-видимому, возвращение во Францию несколько иссушило его кисть (впрочем, достаточно пройтись по луврским залам XVII века, чтобы ощутить атмосферу «конфетного» застоя тогдашней французской живописи)



И, в завершение –

Photobucket

Веласкес. Менины. 1656. 318x276 (Прадо)
Tags: Музей Тиссен-Борнемисы, Прадо, живопись, музейное
Subscribe

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • За пределами пафоса

    Брассай о лидере сюрреалистов Андре Бретоне: «...он мастерски владел искусством иронии, сарказма, едкой насмешки, служившей ему орудием мести,…

  • Ренуары о Гиньоле (пост с картинками)

    Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же) Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М.,…

  • Ренуар und Вагнер

    Огюст Ренуар. Портрет Рихарда Вагнера. 1882. х., м., 53х46 см, музей Д`Орсе На сайте Д`Орсе об этом портрете сообщается следующее…